Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Прогнозы по увеличению нефтегазодобычи вызывают сомнение

Фото : 11 августа 2006, 13:48

«Наполеоновские» планы не оправданы

Прогнозы по увеличению нефтегазодобычи вызывают сомнение

Темпы добычи в Казахстане замедлились. Государство требует от компаний экономии. К планам правительства, которые уже назвали «наполеоновскими», зарубежные аналитики относятся скептически. Эти планы могут быть реализованы только при очень благоприятном развитии событий.

По запасам углеводородного сырья Казахстан находится на 12 месте в двадцатке крупнейших стран мира. На сегодняшний день извлечение нефти в республике составляет 1,06 млн. барр. в сутки. На территории страны сконцентрировано около 3% мирового запаса нефти и 1% газа. Суть публикуемых планов правительства сводится к тому, чтобы к 2010 году довести добычу нефти до 90-100 млн. тонн, а к 2015 - до 150 млн. тонн. Однако в последнее время темпы роста добычи замедлились. В прошлом году в стране было добыто всего на 4% больше в сравнении с 2004 годом. А за январь-апрель текущего года производство нефти и газового конденсата и вовсе сократилось на 2,8%. Самыми очевидными причинами называют введенные в 2005 году ограничения и даже прямой запрет на сжигание попутного газа. Только 15% нефтедобывающих компаний Казахстана добывали нефть без сжигания попутного газа, но даже им пришлось нести дополнительные издержки при запуске в промышленную эксплуатацию новых скважин. Это в конечном итоге сказалось на себестоимости и темпах прироста добычи. В чем заключаются расхождения между планируемыми программами по нефтедобыче и уже имеющимися данными?

На вопросы «Къ» отвечает главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Гульнура Рахматуллина.

- Насколько ограничение и даже запрет на сжигание попутного газа может повлиять на снижение добычи?

- Введенные в нефтяное законодательство поправки, запрещающие сжигание газа в факелах и выбросы в атмосферу с 1 июля 2006 года, безусловно, могут повлиять на снижение добычи нефти в республике. Запрещение факельного сжигания газа в Казахстане означает необходимость введения на нефтяных промыслах новых технологий, привлечения значительных финансовых средств.

В настоящее время полностью отсутствует государственная поддержка нефтедобывающих компаний, не предусматриваются налоговые послабления, которые способствовали бы снижению объемов сжигаемого газа. Наличие указанных факторов может стать основной причиной сокращения добычи углеводородного сырья в республике в перспективе.

- Большие надежды по увеличению нефтедобычи возлагаются на месторождения Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. Каковы здесь перспективы по увеличению добычи?

- В 2005 году «Тенгизшевройл» добыл 13,65 млн. тонн нефти. С марта 2007 года после завершения строительства объектов второго поколения, то есть нового газоперерабатывающего завода и системы обратной закачки, «Тенгизшевройл» планирует увеличить добычу примерно на 1 млн. тонн в месяц. Всего прирост мощностей составит 11-12 млн. тонн углеводородного сырья в год. После того, как объекты заработают на полную мощность, добычу на Тенгизе планируется довести до 25 млн. тонн. Запасы Тенгиза в 2005 году после доразведки увеличились на 308 млн. баррелей. Согласно последним оценкам, запасы нефти на Тенгизе составляют 1,13 млрд. тонн, а общие разведанные запасы - 3,13 млрд. тонн.

Добыча нефти и газового конденсата на месторождении Карачаганак, по оценкам экспертов, может быть увеличена втрое с нынешних 150-180 баррелей в сутки, что может повлечь за собой дополнительные инвестиции в размере порядка 10 млрд. долл.

В соответствии с планом освоения месторождения Кашаган начальная добыча нефти составит 21 млн. тонн в год с доведением ее до 56 млн. тонн в 2015-2028 годах. В 2006-2008 годах в западной части месторождения Кашаган планируется пробурить 4 оценочные скважины. Углеводородное сырье, добываемое с искусственных островов, будет сепарироваться и по трубопроводной системе доставляться на установки комплексной подготовки нефти завода «Болашак», строительство которого идет в 30 км от Атырау. Завершение механического оснащения запланировано на июнь 2008 года.

- Смогут ли они справиться с той нагрузкой, на которую рассчитывает правительство, и каков их ресурс в последующем?

- При условии привлечения инвестиций, внедрения современного оборудования, технологий по утилизации попутного газа выполнение перспективного плана по добыче нефтегазовых ресурсов станет реальным. Безусловно, риск истощения запасов присутствует, т.к. природные ресурсы не безграничны.

- Ведется ли прогноз-контроль по имеющимся запасам?

- По имеющимся запасам он проводится постоянно. Осуществляется оценочные буровые и сейсмические работы на действующих месторождениях. В частности, геологические запасы по Северо-Каспийскому проекту составляют 5,448 млрд. тонн (извлекаемые запасы - 2,242 млрд. тонн): Кашаган - 4,85 млрд. тонн (2,023 млрд. тонн), Актоты (конденсат) - 269 млн. тонн (100 млн. тонн), Каламкас-море - 159 млн. тонн (57 млн. тонн), Кайран - 150 млн. тонн (56 млн. тонн), Юго-Западный Кашаган (конденсат) - 20 млн. тонн (6 млн. тонн).

- Шельфы Каспийского моря могут «спасти ситуацию» по планам?

- Размеры запасов нефти на Каспии вполне соответствуют планам правительства республики по добыче углеводородного сырья.

- Появится перспектива увеличения добычи, если увеличить транспортные мощности? Во сколько это может обойтись?

- В соответствии с планом правительства к 2010 году предполагается довести добычу нефти до 100 млн. тонн, а к 2015 году - до 150 млн. тонн.

Такое значительное увеличение объемов добычи нефти означает необходимость опережающего развития нефтетранспортной инфраструктуры, и поэтому сегодня нефтегазовые компании республики активно работают над проектами развития существующих нефтетранспортных систем и формирования новых экспортных маршрутов.

Принимая во внимание тот факт, что географическое положение затрудняет доступ Казахстана к международным рынкам нефти и газа, обеспечение соответствующих возможностей для экспорта углеводородов в настоящее время является приоритетной задачей.

На сегодня транспортировка нефти в Казахстане в основном осуществляется за счет нефтепроводов, на долю которых приходится 80% от общего объема экспорта нефти. Причина такого предпочтения очевидна - трубопроводный транспорт в Казахстане остается наиболее выгодным с экономической точки зрения видом транспорта.

Что касается планов развития новых маршрутов экспорта нефти и газа, то республика придерживается принципа многовекторности развития экспортных возможностей и максимально эффективного функционирования трубопроводных систем.

В частности, актуальное значение для республики имеет подписание

16 июня 2006 года в Алматы договора между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой по поддержке и содействию в транспортировке нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), пропускная способность которой составляет 50 млн. тонн нефти.

Имеющиеся на сегодня мощности, позволяющие транспортировать нефть за пределы Казахстана, включают в себя нефтепроводы:

Атырау-Самара - 15 млн. тонн с последующим доведением мощности до 25 млн. тонн;

Атасу-Алашанькоу - 10 млн. тонн с последующим увеличением до 20 млн. тонн;

система нефтепроводов КТК мощностью 28 млн. тонн с увеличением до 67 млн. тонн;

порт Актау с нефтеналивным терминалом 8 млн. тонн с последующим увеличением до 18-20 млн. тонн;

порт Курык с нефтеналивным терминалом первой очереди 7,5 млн. тонн и в последующем до 20 млн. тонн.

Казахстану также предлагаются другие маршруты транспортировки нефти, такие как Казахстан - Туркменистан - Иран - Персидский залив, Казахстан - Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Персидский залив. Поэтому многовекторность в выборе маршрутов позволяет республике иметь широкий маневр в своих действиях, прежде всего, по соблюдению своих интересов во всех его аспектах.

- Могут ли, по словам зарубежных экспертов, «туманные перспективы» по добыче в Казахстане отпугнуть инвесторов, тем самым сократив планируемое привлечение?

- Перспективы увеличения добычи нефти и газа в республике, на наш взгляд, не могут отпугнуть инвесторов, потому что проблемы обеспечения энергетической безопасности являются самыми актуальными в мире. Инвесторы стремятся «завоевать» свое влияние в нефтегазовом секторе, о чем также свидетельствует структура привлекаемых инвестиций. В частности, около половины привлекаемых в республике инвестиций направляется в добывающую промышленность.

Кроме того, необходимо отметить, что отечественный капитал также набирает силу. В частности, отечественный банковский капитал сегодня уже работает во многих странах Содружества. Например, инвестиции банка ТуранАлем привлекаются в развитие экономики Российской Федерации, Украины, используются в приватизации энергетических объектов в Грузии. Поэтому дефицита в финансовом обеспечении реализации поставленных задач не будет.

- Если произойдет срыв планов по добыче, каковы пути решения выхода из такой ситуации?

- Срыва, на наш взгляд, произойти не должно, т.к. перспективные планы по добыче нефти составлялись в соответствии с оценками нефтяных запасов в республике.

Однако, как отмечалось выше, большое значение приобретают проведение правительством республики грамотной налоговой политики по отношению к нефтегазовым компаниям, внедрение современных технологий по добыче углеводородов и утилизации попутного газа. Кроме того, в соответствии с посланием президента Казахстана Н.А. Назарбаева от 1 марта 2006 года наша страна в перспективе должна играть важную роль в обеспечении энергетической безопасности в мире и занять достойное место в числе 50-ти конкурентоспособных государств.

Наряду с добывающей промышленностью руководством нашей страны поставлена важнейшая задача по развитию перерабатывающего сектора экономики республики. Если говорить об энергетическом секторе Казахстана, то актуальное значении приобретает не столько добыча углеводородов, сколько развитие сервисных и перерабатывающих отраслей. Как известно, сегодня ведется работа по созданию кластера нефтегазового машиностроения, нефтехимического кластера. Развитие этих отраслей будет способствовать прорыву нашей экономики и достижению устойчивых темпов экономического роста.

Халида Бижикеева


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии