Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Административная реформа: каким быть конечному «продукту»?

Фото : 12 августа 2006, 11:28

АСТАНА. 11 августа. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/ - Большинство населения не сильно вникает в суть проводимой в течение десятилетия административной реформы, но четко представляет, какой «продукт» требуется получить в результате этих сложных преобразований: честного, профессионального и ответственного чиновника. До сих пор, надо признаться, эти попытки не увенчались особым успехом.

Однако недавно заявленный план правительства по реформированию государственного аппарата предполагает более радикальные подходы в достижении этой цели, а эффект от реализации новшеств «идеологи реформы» обещают продемонстрировать уже в течение ближайших двух лет. Неужели мы станем для чиновника тем желанным клиентом, который всегда прав и которому он рад служить бескорыстно?

Как убедительно показывает практика, ввести новые правила, «перелопатить» законы, сократить энное количество служащих куда проще, чем изменить ментальность нашей бюрократии. Она же своими корнями все еще цепляется за советскую бытность, когда человек в чиновничьих кабинетах воспринимался не иначе как «букашкой без бумажки».

В тех же развитых странах, чей опыт мы всю дорогу пытаемся сканировать и приживить на теле нашего госаппарата, не существует как такового понятия «государственный служащий». Там госслужба называется «паблик сервис», а чиновник служит не государству, а тем, кто его содержит за счет своих налогов - гражданам, обществу, населению. Две принципиально разные ориентации, которые выстраивают линию поведения всей госслужбы.

Другой влиятельный фактор - уровень оплаты трудов государственного служащего. В рамках предложенного плана мероприятий комиссия по административной реформе предлагает увеличить заработную плату госслужащих «до уровня сопоставимого с крупными частными казахстанскими компаниями с привязкой ее к конкретным результатам работы». Министры получат свободу в расходовании бюджетных средств с тем, чтобы они могли брать на одну зарплату трех работников или платить тройную зарплату одному.

Намерения очень хороши, только как будет на практике происходить эта самая «привязка к конкретным результатам». Ведь мы, собственно, за всю историю новой бюрократии не пытались применить такую методику.

Мы скорее думали, что чиновникам надо платить достойную зарплату, чтобы уберечь их от мздоимства, мол, если государство дает щедрое жалованье, зачем еще брать взятки. Но, по всей видимости, коррупция слишком живучее и многообразное явление, чтобы придушить ее только одной, пусть и повышенной, зарплатой. В конце концов, если уж ссылаться на объективность, в хорошо оплачиваемой западной госсистеме она тоже имеет место.

Суть проблемы кроется скорее в критериях оценки труда госслужащих, которые у нас и в той же Англии и США базируются на совершенно разных принципах и подходах. Там платят зарплату и бонусы, также как и двигают по карьерной лестнице, за реальные заслуги госчиновника, исходя из результатов его работы. Хотя понятно, что разработка критериев эффективности труда на госслужбе - дело сложное. Причем они разные, для каждой страны и общественного менталитета.

За что у нас принято платить? За занимаемый пост, чем он выше, тем больше соответственно оклад, за сроки службы (так называемая выслуга лет), за категорию и прочие формальные критерии. По какому принципу иные чиновники получают кресла и портфели - и вовсе не поддается разуму и логике. И при всем этом остается в тени самая решающая позиция - эффективность деятельности отдельного чиновника и мера его ответственности за порученный участок работы.

И потом, в нашей госструктуре оценить труд «рабочей лошадки»- служащего низового звена - возьмется каждый и легко. Благо, вышестоящих управленцев на это хватает. Но как будут оцениваться результаты труда служивых при чинах? Или они сами себе будут назначать тройные зарплаты? Хотя, если заметно больше платить тому же рядовому, но толковому работнику, и при этом четко задействовать систему отбора, подготовки и продвижения кадров, то в целом эффективность государственной службы поднялась бы в разы. По крайней мере, такой ориентир обозначают грядущие реформы госаппарата.

Роль «рабочих лошадок» в наших госорганах страшно велика. Ведь, как и подобает в любой иерархичной госструктуре, самая ответственная и не очень ответственная работа спускается сверху вниз, пока не накроет с головой какого-нибудь рядового исполнителя. В итоге, именно он формирует содержание целых госпрограмм, с его подачи звучат отчеты и даются справки, на основе его выводов принимаются ответственные решения.

Этот служащий в структуре того же министерства получает самое скромное жалованье и по этой причине он чувствует себя временщиком. Как только ему предлагают достойную оплату в частной компании, он покидает свой «ответственный пост». Его сменяет другой неопытный новичок, который, также не видит для себя больших перспектив на госслужбе, кроме как отсидеться и наработать мало-мальский трудовой стаж. Пока эта порочная тенденция не будет сломлена, видимой эффективности работы госаппарата придется ждать очень долго.

Престиж госслужбы, судя по всему, нельзя поднять словами, призывами, хорошими законами, нужны более действенные стимулы к тому, чтобы служащий старался хорошо выполнять свою работу и дорожил ею. В XIX веке канцлер Германии Отто фон Бисмарк говорил: «С плохими законами и хорошими чиновниками управление еще возможно, но с плохими чиновниками не помогут никакие законы».

Если не брать в расчет текучесть в низовых звеньях, наш громоздкий управленческий аппарат не испытывает дефицита кадров. Хотя в рамках административной реформы не раз предпринимались попытки утрясти его, так сказать, оптимизировать, но всякий раз в результате сокращения удивительным образом чиновничий аппарат снова «прибавлял в весе». Происходила обычно какая-то реинкарнация чиновников в других структурах, возможно в ином качестве, но с теми же полномочиями и размером довольствия.

Теперь, как было озвучено в правительстве, предлагается в два раза срезать уровни управления в госорганах, параллельно - окончательно избавиться от дублирования функции между министерствами, акиматами и другими ведомствами. Очевидно, идеология адмреформы сводится примерно к известному лозунгу - « лучше меньше, да лучше».

Но опять-таки, захотят ли управленцы покидать теплые кресла? Другое смущающее обстоятельство - очень уж неудобно реформировать самих себя. В третьих, некоторые опасаются, что очередная оптимизация в верхах может стать всего лишь инструментом для перераспределения ключевых постов, для смены фигур на поле управления.

Как высказался вице-премьер РК Карим Масимов, возглавляющий госкомиссию по административной реформе, определенные цифры по сокращению госслужбы имеются, но они пока не поддаются разглашению. Прошлые неудачные попытки оптимизации он объясняет тем, что сокращения чиновников проводились на «нереформированную» почву. Теперь все реформенные преобразования будут делать не наскоками, а в «комплексной увязке», когда важен не сам процесс, а его конечный результат.

В стране должен быть создан по лучшим мировым образцам компактный, профессиональный и высокооплачиваемый государственный аппарат. Весь мировой опыт свидетельствует: уровень достатка и благополучия в стране прямо зависит от качества и эффективности государственного управления.

Если среди чиновников провести опрос на предмет того, как они оценивают собственную работу, то подавляющее большинство, будьте уверены, отзовется положительно. Однако на тот же вопрос совершенно другие мнения выскажут те люди, которые обращаются к этим чиновникам за услугой. Вот когда результаты этих двух опросов совпадут или будут хотя бы рядом, тогда можно с уверенностью заявлять о том, что административная реформа удалась.

Люди по идее должны «выдавить из себя рабов» в коридорах госорганов и вести себя достойно. По той простой причине, что чиновник не в силах самостоятельно реформироваться, и ему надо в этом помочь. Да, именно об этом, о гражданском участии в процессе адмреформы незаслуженно замалчивают. Хотя все реформы, в конечном счете, нацелены на то, чтобы рядовым гражданам было максимально комфортно строить свои отношения с государством, чтобы он чувствовал себя клиентом, который всегда прав.

Глава нашего государства не раз подчеркивал, что сегодня стране нужен «государственный аппарат, состоящий из патриотичных, политически нейтральных, преданных делу, профессионально подготовленных кадров, твердо стоящих на страже закона и только государственных интересов». Иначе существует большой риск свести на нет экономические, социальные и политические реформы.

Задача по вхождению Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран, которую обозначил Президент РК Нурсултан Назарбаев, также тесным образом связана с повышением конкурентоспособности правительства и государственной службы, модернизацией системы оказания государственных услуг. Исходя из той нашей реальности, когда влиянье государства пока достаточно велико и в экономике, и в целом в жизни страны, успешные реформы в госсекторе, безусловно, могут стать катализатором для преобразований во всех других сферах жизни.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии