Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Оптимизация налогов подразумевает комплекс предупреждающих и всегда законных мер

Фото : 14 августа 2006, 15:15

Оптимизация налогов для многих сегодня ассоциируется с незаконной деятельностью компании. Зачастую отечественные предприниматели даже боятся употреблять это словосочетание даже среди своего окружения, не говоря уже об официальных лицах. Однако в этом отчасти виноваты и сами предприниматели. Зачастую незнание легальных механизмов уменьшения налогооблагаемой базы, да и поверхностное знание налогового законодательства приводит к тому, что под терминами «оптимизация налогов» и «уклонение от уплаты налогов» ставиться знак равенства. При неграмотном подходе и системных ошибках это оборачивается лишними затратами и проблемами с законом.

А ведь проводя оптимизацию налогов, компания не только может снизить объемы платежей по основным налогам, но и приобретет имидж добросовестного налогоплательщика в глазах государственных органов и партнеров.

Именно эту тему корреспондент еженедельника «Бизнес Путеводитель» обсудил со старшим юристом, директором Департамента по налоговым вопросам юридической фирмы GRATA, Алматом Даумовым.

Справка «БП»: Оптимизация налогов - это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором места, времени и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений, с целью увеличения денежных потоков компании за счет налоговой оптимизации и минимизации налоговых платежей.

- Алмат, что Вы включаете в понятие “Оптимизация налогов”? У многих это ассоциируется с незаконной деятельностью. Так ли это на самом деле?

- Сегодня в Казахстане эта тема очень актуальна в связи с развитием рыночных отношений. Рынок растет, компании заинтересованы в максимизации прибыли и снижении издержек, а значит правильное структурирование своих сделок и внутренней налоговой политики постепенно выходят на первый план. Этот термин оптимизации налогов очень актуален.

В первую очередь оптимизация налогов подразумевает комплекс предупреждающих и всегда законных мер, направленных на упрощение процедуры налогообложения компании, эффективное применение льгот и послаблений, предусмотренных налоговым законодательством.

Оптимизация налогов может быть вызвана несовершенством и относительной сложностью налоговой системы.

Налоговая оптимизация рассматривается как вполне законная деятельность, прежде всего, она должна восприниматься как оптимальное сочетание правовых норм в целях снижения налогового бремени, но обязательно в рамках действующего законодательства. Я думаю, это пережитки прошлого, когда мы до сих пор неправильно понимаем такие общераспространенные и вполне законные в рыночных отношениях понятия, как «уменьшение налогового бремени», «минимизация налоговых рисков», «налоговое планирование», «оптимизация налогов». Уже сейчас эти понятия «врываются» в нашу жизнь и ломают старые стереотипы.

- Какова грань между уклонением от уплаты налогов и оптимизацией налогов?

- Все просто. Уклонение от уплаты налогов - это противоправное деяние, каковым ни в коем случае не является оптимизация. Уклонение от уплаты налогов - это когда ты должен был заплатить, но не заплатил вообще, либо не заплатил своевременно, либо заплатил меньше, чем предписывается по закону.

В случае же с оптимизацией, компания осуществляет предупредительные меры: анализ налоговых рисков, разработка оптимального сочетания налоговых льгот и т.д.

Более того, в действующем законодательстве Республики Казахстан четко установлено в какой форме может выражаться уклонение от уплаты налогов:

- в форме непредставления декларации о совокупном годовом доходе в случаях, когда подача декларации является обязательной,

- в форме включения в декларацию или иные документы, связанные с исчислением или уплатой налогов, заведомо искаженных данных о доходах или расходах,

- в форме сокрытия других объектов налогообложения или иных обязательных платежей, или фактического местонахождения организации;

- в форме осуществления налогоплательщиком взаиморасчетов через кассу либо банковские счета третьих лиц при наличии задолженности по налогам, существующей более 90 дней от установленного срока их уплаты;

- иные формы.

Вообще на самом деле очень сложно провести, как Вы говорите, четкую грань между оптимизацией и уклонением. Например, в России в этом году должны были принять законопроект, который должен был разделять понятия легальная оптимизация налогов и криминальные схемы по уклонению от уплаты налогов. Но до сих пор нет. Как я уже сказал, во первых, очень сложно, определить где оптимизация, а где уклонение. А во вторых, это все-таки привилегия судьи - признавать какая сделка совершена в рамках закона, а какая нет, в целях уклонения от уплаты налога.

- На Ваш взгляд, необходимо ли менять законодательство РК, для того чтобы обозначить грань между оптимизацией и уклонением от уплаты налогов?

- Я думаю, проблема не в совершенстве налогового законодательства, а в практике его применения.

Законодательная база достаточно полна и изменять ее смысла нет, нужно совершенствовать практику ее применения. Так, например, практику применения положений законодательства об административных правонарушениях и уголовного законодательства.

На практике сейчас получается так, компания привлекает налоговых консультантов, которые советуют самые «осторожные» методы оптимизации налогового бремени, получают письменное подтверждение их правомерности в налоговых органах, но после, по итогам проведения налоговой проверки, налогоплательщику доначисляют суммы налогов по ранее согласованным с налоговым органами вопросам. При этом, допустим, для возбуждения уголовного дела по факту неуплаты налогов достаточно наличие суммы доначисленных налогов больше 2 000 МРП (чуть больше 2 миллионов тенге). Данная сумма может образоваться элементарно по самой обычной курсовой разнице. Крупным налогоплательщикам с миллиардными оборотами по результатам комплексных проверок, как правило, доначисляют суммы, в несколько раз превышающие указанный предел. В этой связи возникают проблемы - материалы проверок передают в органы финансовой полиции, которые по факту неуплаты налогов в размере 2 миллионов тенге могут возбудить уголовное дело в отношении должностных лиц компании.

Эти административные препоны образуются в результате неправильной практики применения положений действующего законодательства. Государственные органы в первую очередь должны исходить из духа, смысла положений закона, а не формально подходить и использовать какие-либо ограничения или запретительные нормы, воспрепятствуя законной предпринимательской деятельности компании.

Так, например, недавно Верховным судом было разработано постановление о применении судами некоторых норм налогового законодательства. Подобное постановление действовало с 1999 года. Оно, конечно, устарело, потому что за последние семь лет очень много что изменилось. Так вот налоговые органы хотели внести положение, где говорилось, что последние вправе признать сделку недействительной, которая, по их мнению, заключена с целью уклонения от уплаты налогов. Конечно же, судьи Верховного суда от этого положения отказались, так как такая сделка может быть признана таковой только решением суда.

- Какова связь между налоговым законодательством и инвестиционной привлекательностью?

- Инвестиционная привлекательность того или иного государства, прежде всего, связана с такими понятиями как политическая стабильность, гарантии правовой защиты деятельности инвестора, гарантии использования доходов, полученных от такой деятельности. Также одними из основных вопросов, влияющих на инвестиционную привлекательность страны, являются вопросы налогообложения деятельности хозяйствующих субъектов. Инвестор должен точно знать, сколько он заплатит налогов с прибыли, полученной от инвестиционной деятельности.

В этой связи можно отметить, что уровень развития налогового законодательства напрямую определяет инвестиционную привлекательность.

- Какие способы оптимизации налогов Вы можете подсказать?

- В первую очередь необходимо отметить, что разработка способов оптимизации налогов зависит от конкретной ситуации, и для начала рассматриваются и принимаются во внимание следующие условия:

1) организационно-правовая форма ведения бизнеса в Казахстане.

2) виды деятельности компании (возможность применения налоговых льгот и преференций) и т.д. Допустим, в Казахстане существуют хорошие налоговые послабления для организаций, которые работают в нефтехимической отрасли. Они полностью освобождены от уплаты налогов на прибыль. Есть перечень приоритетных отраслей экономики, которые подразумевают льготы по таможенному законодательству.

Кроме того, один из самых распространенных и наипростейших способов оптимизации налогов является правильное и корректное ведение расходной части деятельности компании - увеличение вычетов, тем самым уменьшение налогооблагаемой базы.

В настоящее время возможна разработка сложных схем оптимизации налогов, применение конвенций об избежании двойного налогообложения и т.д. Сегодня Казахстан имеет 37 конвенций об избежании двойного налогообложения. Имеет место ситуация когда иностранный холдинг, имеющий большое количество структурных подразделений в различных странах начинает работать на казахстанском рынке от лица структурного подразделения базирующегося в стране с которой Казахстан имеет конвенцию об избежании двойного налогообложения, предусматривающую пониженные ставки некоторых налогов, которые должны удерживаться у источника выплаты в Республике Казахстан. Вот Вам, пожалуйста, один из легальных способов оптимизации налогов.

Актуальным является эффективное применение льгот по налогообложению, предоставляемых в рамках действующего законодательства. Многие компании применяют и оффшорные схемы для оптимизации налогообложения.

- Кстати об оффшорах. Какова их роль в оптимизации налогов?

- Ведение бизнеса посредством применения оффшорных зон или стран с низким (льготным) налогообложением является весьма распространенным способом оптимизации налогов. Грамотное применение оффшорных зон позволяет существенно снизить суммы выплачиваемых налогов.

В то же время государство всегда с предостережением относится к аффилиированности с так называемыми оффшорными компаниями, вводит законодательные ограничения, например, такие как применение трансфертных цен и т.д. В налоговом комитете Министерства финансов есть целый отдел, который занимается трансфертным ценообразованием. Допустим, если казахстанская компания экспортирует продукцию за рубеж и ее покупателем является оффшорная компания - это уже является основанием для проведения налоговой проверки, при которой проверяющий смотрит, насколько обоснована цена реализации продукции.

Роль оффшорных компаний в оптимизации налогов по прежнему высока, однако более крупные и солидные компании стараются не афишировать свою связь с оффшором. Более того, ведение оффшорного бизнеса сопряжено с определенными трудностями. Так, допустим, имеются трудности в открытии банковского счета.

Кроме того, та же конвенция об избежании двойного налогообложения зачастую ограничивается к странам и регионам где имеется оффшор. Допустим Великобритания, с которой у Казахстана есть такая конвенция, но в то же время эта конвенция не распространяется на британские Виргинские острова, которые признаны оффшором.

- Будет ли время когда, актуальность оптимизации налогов утратит смысл?

- Конечно нет. Оптимизация налогов будет всегда актуальна, и потребность будет расти. Если раньше это ассоциировалось с чем-то незаконным, то в настоящее время это одна из крупных составляющих ведения бизнеса.

Беседовал Эльдар Сайфутдинов


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии