Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Лесной Кодекс не решает проблемы отрасли, а создает новые

Фото : 15 августа 2006, 16:37
Открытое письмо «Лесной Кодекс не решает проблемы отрасли, а создает новые»


"Лесные ресурсы", № 4(8) 2006 г.

Депутату Мажилиса Парламента РК

г-ну Т.О. Аубакирову

от члена Совета Ассоциации предприятий

мебельной и деревообрабатывающей

промышленности РК (АПМДП) РК,

г-на Е.А. Бессонова

Уважаемый Тохтар Онгарбаевич!

Согласно Стратегии «Казахстан - 2030» лесная, деревообрабатывающая и мебельная отрасли промышленности отнесены к приоритетным.

Предстоящее вступление республики в ВТО чрезвычайно волнует представителей всех отраслей потребительского сектора экономики. По существу это вопрос экономической безопасности государства.

В легкой, пищевой, мебельной и деревообрабатывающих отраслях промышленности основу составляют малые и средние предприятия. Структурный перекос в развитии малого бизнеса в сторону торговли произошел из-за того, что государство с начало вынуждено, а потом под влиянием определенных групп стимулировало импорт товаров народного потребления. И для нас чрезвычайно важно - какова позиция Казахстана на переговорах, какие будут уступки и принятые обязательства. За десять лет переговорного процесса эта позиция не обсуждалась с отечественными товаропроизводителями, здесь нужен ответственный и профессиональный подход. В частности, требования развитых стран принять обязательства по ставкам таможенных пошлин на уровне действующих и немедленного присоединение к секторальным инициативам, предусматривающим беспошлинный ввоз готовой продукции для нас сейчас неприемлемы. Например, Россия и Китай жестко отстаивают свои позиции в этих вопросах и требуют переходного периода как минимум на 5-8 лет.

У России самые большие запасы леса в мире, а у Китая самые быстрорастущие потребности в древесине. К 2025 году дефицит древесины в Китае оценивается в 200 млн.м3 в год, при приросте новых рабочих мест в 2 млн. человек. К слову, стремительно развивающаяся китайская мебельная промышленность уже завоевала рынок США и Европы, несмотря на то, что Китай ввел мораторий на 20 лет на вырубку лесов. В тоже время, согласно данным Дальневосточного РУБоп, контроль над лесозаготовительными операциями осуществляют китайские триады и охватывают Дальний Восток, Сибирь и далее захватывают Казахстан. Оптовые склады также контролируются китайцами.

Уважаемый Тохтар Онгарбаевич, наша Ассоциация рассматривает данный запрос, как единственную возможность донести до Вас лично информацию о стратегическом значении лесопромышленного комплекса для страны. Имея ввиду, цену вопроса - это потеря внутреннего рынка с потенциальным объемом 4 млрд. USD, экологическая катастрофа с лесами на востоке страны и до 70% объемов производства, находящихся в теневом бизнесе.

Лесопромышленный комплекс - это в частности лесозаготовительная деятельность, производство мебели, оконных и дверных блоков, столярных изделий, строительных конструкций из древесины, целлюлозно-бумажная промышленность, производство юрт и обоев, в том числе ремесленничество.

Без мебельной и деревообрабатывающей промышленности не может обойтись ни одно государство. Потребность в изделиях из древесины зависит от экономического состояния общества, но не исчезает никогда. Говорят, что человек рождается, живет и умирает с мебелью. По данным ООН, на протяжении 10 следующих лет прогнозируется устойчивый спрос на изделия из древесины, в том числе опережающий рост мировой торговли, связанный с глобализацией и международным разделением труда.

Ежегодный мировой объем выпуска мебели оценивается в 190 млрд. USD, а потребление на одного жителя в развитых странах доходит до 260 долларов.

В настоящее время сложившаяся в нашей стране ситуация уже влияет на экономическую безопасность, растет контрабанда и теневой бизнес, а предприятия развиваются на собственном энтузиазме «не благодаря, а вопреки» многим предыдущим решениям Правительства.

Леса в Казахстане расположены на 4% территории. Практически все они находятся либо в горах, либо в заповедниках. Сплошные промышленные вырубки у нас запрещены, да и нет техники, разрушены лесные дороги. Несмотря на то, что разрешены только санитарные вырубки, т.е. кустарников и больных деревьев, в Китай вывозится древесина в круглом виде лучшего качества. Только официальный экспорт леса, вырос в последнее время в 2,5 раза. Леса из национального достояния превратились в объект полностью криминального бизнеса. Почти вся завозимая древесина контрабандного происхождения, что не позволяет легально работать деревообрабатывающим комбинатам во всех регионах. В то же время процветают незаконные вырубки в Семипалатинске, Боровом, и в Восточно-Казахстанской области, т.е. в самых неблагополучных с экологической точки зрения районах. Как следствие растет опустынивание, может повториться судьба Арала, но уже на северо-востоке, и стоит вопрос о среде обитания человека. Кстати, одним из важнейших принципов международной сертификации лесозаготовительной деятельности является защита и воспроизводство биоразнообразия для коренного населения.

Во всем мире функции по лесоохране и лесовосстановлению отделены от лесозаготовки. Госорганы по охране окружающей среды пишут законы, определяют квоты, выдают лицензии и осуществляют контроль. У нас же Комитет лесного и охотничьего хозяйства МСХ через свои РГП занимается лесозаготовкой и торговлей, препятствует созданию конкурентной среды и частной инициативы, при этом просит деньги на лесовосстановление из бюджета и у международных организаций. Усугубляет ситуацию то, что у нас действует Лесной Кодекс, сохраняющий монополию государства на лесозаготовку.

Основными причинами развала ЛПК мы считаем следующее:

1) недооценка значения ЛПК в экономике РК, его потенциальных возможностей и объективных факторов развития;

2) упразднение Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности;

3) несовершенство Лесного Кодекса;

4) статистические данные по лесозаготовке, деревообработке, мебельному и целлюлозно-бумажному производствам учитываются в разных разделах, что не дает цельного представления о потенциале ЛПК;

5) принятие Постановлений Правительства «Об утверждении ставок таможенных пошлин» №№ 1389-96 и 608-98 г., стимулирующих импорт и создающих искусственные барьеры отечественным товаропроизводителям;

6) в связи с отсутствием специалистов, тихий саботаж со стороны чиновников среднего звена при рассмотрении любых предложений, касающихся развития нашей отрасли.

Мебельное производство это не производство ракет. За 200-250 тыс. USD можно построить вполне современную фабрику в малых и депрессивных городах, в регионах с растущими объемами строительства, развития инфраструктуры дорог и туризма.

Технологический разрыв в нашей отрасли с зарубежными странами невелик и легко устраним за счет импортного оборудования, материалов и комплектующих. Весь мир глобальный сборочный цех и использует международное разделение труда.

В нашей отрасли мы уже сейчас имеем 20-25 предприятий, оснащенных самым современным оборудованием. Это «Реиз», «Казахстан Кагазы», «Асыл-Агаш», «Каполиграф» и др.

Уважаемый Тохтар Онгарбаевич, государственные закупки являются одной из лучших форм инвестиционной поддержки малых предприятий со стороны государства. Мы считаем необходимо жестко административными мерами довести объем государственных закупок у отечественных производителей до 70-80%.

Далее, мы считаем, что контрабанда, теневой бизнес и коррупция - это звенья одной цепи. А начинается всё с принятия законов с дырами для коррупции и пролоббированных постановлений. Так, по отношению к лесопромышленному комплексу были приняты два дискриминационных постановления, т.е. мы нарушили требования ВТО даже по отношению к собственным товаропроизводителям.

Постановления Правительства РК №1389 от 1996 года и № 608 от 1998 года появились в самые трудные периоды - перед девальвацией, в тот период, когда мы переходили от стимулирования импорта к импортозамещению. В 1996 году были повышены пошлины на материалы, сырье и комплектующие, не производимые в РК до 20-25 %, практически для всех отраслей промышленности, а на импорт мебели в 1998 г. снижены с 30 % до 0 % ставки. Что это, как не враждебность.

Основными целями принятия этих постановлений были усиление давления и установление дополнительных барьеров для отечественных товаропроизводителей и стимулирование деятельности импортеров. Так, с принятием Постановления 608-1998 г. импорт мебели увеличился резко с 40,0 млн. в 1997 г. до 89,0 млн. USD в 1998г. Цены на рынке на импортную мебель снизились на 20-25%. В то же время себестоимость изделий наших производителей повысилась, а конкурентоспособность резко упала. Мы не можем полноценно участвовать в гос.закупках, потому что себестоимость наших изделий вырастает за счет пошлин уже на таможне на 25-30%. Мы считаем эти решения пролоббированными и, мягко говоря, экономической диверсией. В настоящее время на импорт готовой мебели вернули пошлину в размере15%, однако по остальным ставкам проблемы остались. И много предприятий пострадало от принятия неверных решений.

Уважаемый Тохтар Онгарбаевич. Россия прямо ставит вопрос о завоевании потребителей рынка Казахстана. Китай захватил рынок мебели США и Европы, и нас легко проглотит, поэтому нам срочно нужна Программа «По инновационному и интеграционному развитию лесопромышленного комплекса Республики Казахстан на 2004-2010 гг.», с учетом баланса интересов общества, частного бизнеса и государства. Чтобы мы не «проснулись» вдруг в ВТО, когда изменить что-то будет невозможно.

Первое. Постановлением Правительства № 1003 от 25.07.01г. была утверждена программа развития нашей отрасли на 2001-2003 гг., но без финансирования и плана действий. Мы подготовили новую программу, которую передали в Правительство в 2002 году, и считаем, что необходимо принятие Постановления Правительства для системного решения вопросов развития всего лесопромышленного комплекса страны, в том числе ремесленничества, чтобы мастерство и опыт предков сохранить для будущих поколений.

Второе - необходимо в кратчайшие сроки разработать, открыто обсудить и принять дополнения и изменения в Лесной Кодекс, в частности, по вопросам лесозаготовительной деятельности и глубокой переработке древесины. Нынешний Лесной кодекс препятствует развитию частной инициативы и конкуренции в лесозаготовительной деятельности.

Третье. Мы предлагаем создать Межгосударственную Инвестиционную Лесопромышленную Корпорацию с участием внутренних и внешних инвесторов. В ее функции могло бы входить: поставка древесины для мобилизационных нужд, лизинг оборудования, привлечение инвестиций в отрасль, выпуск готовой продукции реализации гос. закупок, выход на внешний рынок.

Четвертое: необходимо увеличить количество грантов и кредитов на подготовку технологов деревообрабатывающей и мебельной промышленности во всех регионах, создать первый вуз по лесотехническим специальностям.

Наш Президент выразил надежду, что новое Правительство будет Правительством здравого смысла и практических действий. Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК готова к любым формам сотрудничества с Правительством по разработке и реализации Новой индустриально-инновационной политики в отраслях ЛПК. Если планы Правительства будут совпадать с нашими планами, мы всегда скажем, эта политика для нас, и Правительство и Страна - наши.

Мы просим Вас, уважаемый Тохтар Онгарбаевич, представлять интересы работников лесопромышленной отрасли на заседаниях Мажилиса Парламента и внести предложение о разработке специального Закона «О лесозаготовительной деятельности в РК».

Мы готовы принять непосредственное участие в разработке будущего закона, приложив все свои знания и опыт.

Просим Вашего содействия включить в рабочую группу по разработке законопроекта заслуженного работника лесопромышленного комплекса Евгения Анатольевича Бессонова (краткая биография прилагается отдельно).

С уважением,

Член Совета Ассоциации предприятий

мебельной и деревообрабатывающей

промышленности РК (АПМДП)

Е.А. Бессонов


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии