Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Правительству предстоит приложить максимум усилий для комплексного решения проблем социального и экономического развития страны - Премьер-Министр РК

Фото : 16 августа 2006, 11:58

АСТАНА. 15 августа. КАЗИНФОРМ - Сегодня прошло очередное заседание Правительства, на котором обсуждались итоги социально-экономического развития и исполнения государственного бюджета Республики Казахстан за первое полугодие 2006 г. В данном заседании приняли участие руководитель Администрации Президента Республики Казахстан А. Джаксыбеков и его заместители Е. Орынбаев и Б. Имашев, передает Казинформ со ссылкой на пресс-службу главы Правительства РК.

Обсуждение по первому вопросу «Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за первое полугодие 2006 года» открыл Премьер-Министр РК Д.Ахметов.

Он отметил, что итоги развития страны вселяют оптимизм.

Рост ВВП, по оперативным данным, составил 9,3%, что является, безусловно, высоким показателем, тем более, что он превышает показатель прошлого года (справочно: по итогам полугодия 2005 года рост ВВП составлял 8,7%).

Как и прогнозировалось, заметно начинает повышать свой вклад в формирование ВВП промышленность - за семь месяцев текущего года темп роста здесь достиг 5,9%.

Характерно, что наращивание темпов промышленного производства произошло во втором квартале 2006 года, в котором рост составил 19,3% по отношению к первому кварталу.

Во многом это достигнуто благодаря росту производства в горнодобывающей отрасли, где во втором квартале рост составил 26,8% к 1 кварталу. Темпы роста в обрабатывающей промышленности также заметно повысились, и по итогам второго квартала возросли на 20,5% по сравнению с 1 кварталом.

В результате за семь месяцев текущего года темп роста в обрабатывающей промышленности превысил темп роста в горнодобывающей отрасли и составил 7,1% в годовом выражении (в горной добыче 4,9%).

Стабильная ситуация в сельском хозяйстве - за семь месяцев текущего года прирост валового объема продукции здесь составил 4,2%, что несколько ниже показателя прошлого года, зафиксированного на уровне в 5%.

Серьезный вклад в рост ВВП продолжают оказывать отрасли строительства, транспорта и связи, где зафиксированы более высокие темпы роста по сравнению с итогами семи месяцев 2005 года. Так, прирост объема услуг связи составил 23,5%, прирост объема перевозок грузов всеми видами транспорта - 3,5%.

В строительстве продолжается своеобразный бум роста отрасли, который по итогам шести месяцев 2006 года составил практически 40% (33,8% в аналогичном периоде прошлого года).

Премьер-Министр подчеркнул, что одним из основных факторов, влияющих на сохранение высоких темпов экономического роста, остается высокая инвестиционная активность предприятий. Так, в первом полугодии 2006 года темп роста инвестиций в основной капитал достиг 25,2%, что примерно на уровне прошлого года (справочно: 25,6%).

В целом Премьер-Министр отметил, что темпы экономического роста и реального сектора экономики уже дают возможность пересмотреть прогноз ВВП на текущий год с 8,3% до 9%. Вполне очевидно, что по итогам года будет перевыполнен и прогноз ВВП на душу населения в 4500 долл. США, а к 2008 году, как запланировано в Программе Правительства, Казахстан выйдет на планку в 5800 долл. США.

Таким образом, среднегодовой темп роста ВВП по итогам последних семи лет может составить 10,1%, что является достаточно высоким показателем, как в региональном, так и в мировом масштабах.

Д. Ахметов привел для сравнения такие данные МВФ: за этот же период в целом среднегодовой рост ВВП в развитых странах не превысит 2,5%, а в развивающихся странах - 6,1%. С Казахстаном сравнимы только показатели Китая, где на протяжении семи лет средний темп роста экономики оценивается в 9,3%. В России данный показатель составит, как прогнозируется, 6,7%.

Однако, как подчеркнул Премьер-Министр, позитивные успехи не должны заслонять собой проблему макроэкономической сбалансированности - проблему так называемого «перегрева» экономики, следствием которой является раскручивание инфляционных процессов.

При этом в стране наблюдаются определенные признаки «перегрева» экономики.

Первый индикатор - многократное превышение номинальных темпов роста основных макроэкономических показателей над реальными.

Например, только за первое полугодие 2006 года темп номинального роста ВВП достиг 31,4%, что примерно в 3,4 раза больше реального темпа роста ВВП, сложившегося на уровне 9,3%.

Превышение номинального темпа роста ВВП над реальным фактически свидетельствует о доминировании ценового фактора общего экономического роста. То есть на каждый процент реального роста физических объемов произведенного валового внутреннего продукта приходится почти 3,5 процентных пункта роста его денежной оценки.

Анализ соотношения номинальных и реальных темпов роста ВВП в динамике с 2002 года показывает, что 2002 году номинальный темп роста ВВП опережал реальный в 1,6-1,7 раза, а, начиная с 2003 года, и особенно в 2005 году и в настоящее время, указанное опережение составляет в среднем 2,5-3,5 раза.

Учитывая, что качество экономического роста кардинально не изменилось (то есть существенно не поменялись ни структура инвестиций, ни структура промышленности, ни структура экспорта), такая картина, по словам Д. Ахметова, отражает то масштабное инфляционное давление, которое экономика испытывает в последние три-четыре года.

Второй индикатор - рост потребления

Начиная с 1999 года к середине 2006 года реальное внутреннее конечное потребление основных секторов экономики (домохозяйств, государственного управления и секторов, обслуживающих домашние хозяйства) увеличилось практически в 2 раза. То есть уровень жизни данных секторов по сравнению с 1999 годом улучшился в 2 раза. Условно говоря, данные сектора стали потреблять больше реальных материальных благ в 2 раза.

Между тем учитывая, что с 1999 года номинальный потребительский спрос увеличился более чем в 3 раза, фактически для данных секторов экономики стоимость сопоставимых потребляемых благ возросла примерно в 1,5 раза. Таким образом, наряду с ростом потребляемых благ произошел существенный рост цен на них.

Третий индикатор - масштабный рост потребления импорта

Начиная с 1999 года, Казахстан практически в 2,5 раза увеличил физические объемы товаров и услуг, закупаемых за рубежом. При этом номинальные расходы, связанные с закупом импортной продукции и услуг, за этот период выросли в 4,7 раза. Учитывая, что в расчет ВВП берутся сопоставимые товары и услуги, Премьер-Министр сделал вывод, что единица импортируемой продукции (товаров и услуг) с 1999 года стала дороже практически в 2 раза. Это - также один из источников формирования инфляционного давления на внутреннюю экономику.

Четвертый индикатор - рост экспортных цен

Внешний спрос, по словам Д. Ахметова, безусловно, оказывает колоссальное влияние на рост ВВП. За последние шесть с половиной лет (1999 - первое полугодие 2006 года) экспорт в целом вырос в 5,4 раза. При этом физический объем экспортируемых товаров и услуг возрос в 2,2 раза. Получается, что коэффициент опережения номинального роста над реальным составляет 2,5. Другими словами, цены на экспортируемые товары и услуги возросли за этот период в 2,5 раза.

При этом Премьер-Министр подчеркнул, что за последние три с половиной года экспорт рос практически только из-за роста экспортных цен. Ясно, что подобный рост доходов, главным образом за счет роста цен на минеральные ресурсы, служит основным источником роста инвестиций и импорта. Однако и капитальные активы, и импорт растут в цене не менее масштабными темпами.

Пятый индикатор - рост стоимости инвестиционных активов

Премьер-Министр отметил позитивный факт роста валового накопления, которое в реальном выражении возросло более чем в 3,7 раза. То есть в 3,7 раза возросли физические объемы основных и оборотных средств, вкладываемых в различные сектора экономики, что «абсорбировало» определенную часть свободных денежных средств населения и предприятий.

Однако если говорить о денежной оценке валового накопления, то, как подчеркнул Д.Ахметов, с 1999 года оно выросло в 6,7 раза.

Таким образом, был сделан вывод, что к середине 2006 года создание активов стало обходиться в 1,8 раза дороже.

Премьер-Министр отметил, что данный анализ ВВП по конечному использованию показывает четкую модель распределения доходов, получаемых за счет роста цен на экспортируемое сырье. Доходы от экспорта формируют платежеспособный и не достаточно удовлетворенный спрос на казахстанские активы, которые, в отсутствие относительного дефицита альтернативных инструментов вложения капитала, растут в цене достаточно высокими темпами. А ситуация, когда предложение не адекватно спросу - приводит к необоснованному увеличению рыночной стоимости активов, прежде всего, в капитальной, а затем и в потребительской сферах. В таком случае, в капитальной сфере можно говорить о признаках «перегрева» экономики, а в потребительской сфере - о признаках инфляционного «навеса».

Таким образом, Премьер-Министр подошел к анализу шестого индикатора «перегрева» - роста стоимости жизни, или инфляции.

С начала года по июль месяц, по оперативным данным, цены выросли на 5,1%, а в годовом выражении за семь месяцев - на 8,7%. То есть, несмотря на некоторое сезонное замедление темпов роста цен в июне и июле, рост ИПЦ в целом составляет значительную величину, превышающую темп роста в прошлом году (справочно: за семь месяцев 2005 года рост ИПЦ в годовом выражении составлял 8,2%).

Более того, по итогам 2 квартала текущего года по сравнению с 1 кварталом цены выросли на 2,2%.

Самое главное, что подчеркнул Д.Ахметов, в стране приходится констатировать высокий уровень базовой инфляции.

В годовом выражении уровень инфляции, без учета роста цен на фрукты и овощи, а также бензин, дизельное топливо, уголь и услуги, регулируемые государством, за семь месяцев достиг 8,1% при общем уровне инфляции в 8,7%.

(справочно: за семь месяцев 2005 года уровень базовой инфляции составлял 6,8% при общем уровне инфляции в 8,2%).

Высокий уровень базовой инфляции свидетельствует о значительной монетарной составляющей инфляции, обусловленной ростом денежного предложения.

Итак, седьмой индикатор - стремительное расширение денежной массы и кредитный бум в экономике.

С начала 2006 года по конец июня широкая денежная масса расширилась на 31%, при этом к соответствующему периоду 2005 года - на 47%.

Основным источником формирования широкой денежной массы продолжают оставаться чистые внутренние активы, которые с начала года увеличились на 40% и внесли порядка 70% в рост денежного агрегата М3. Ключевой вклад в рост чистых внутренних активов вносят кредиты экономике, которые выросли за шесть месяцев на 20% и достигли 3 трлн.116 млн. тенге.

В целом за первое полугодие сумма выданных кредитов составила 63% к полугодовому ВВП, что является максимально рекордным соотношением.

Конечно, как отметил Премьер-Министр, рост денежной массы за счет кредитования экономики - это очень позитивный фактор. Однако, при более внимательном анализе структуры кредитования экономики, заметна яркая тенденция потребительской направленности вложений банков второго уровня. По данным на конец июня 2006 года, доля кредитов, вложенных на приобретение основных средств, составила в среднем всего 11%.

При этом характерно, что удельный вес вложений на пополнение оборотных средств, превысил 36%, а на потребительские цели граждан -15%, то есть в сумме достиг более 50%.

В целом Премьер-Министр обратил внимание на еще один характерный момент - это то, что темпы роста потребительского кредитования заметно превышают темпы роста вкладов населения.

Например, за первые шесть месяцев 2006 года темп роста потребительских кредитов составил 47%, а размер вкладов населения в банках второго уровня с начала года вырос всего на 26%. А если сравнивать рост этих показателей с конца 2003 года - условно Д. Ахметов назвал их показателями склонности к потреблению и сбережениям, - то разрыв еще более значительный - рост потребительских кредитов - в 7,4 раза, а вкладов населения - в 2,2.

Восьмой индикатор - это активное вложение средств банков и населения в недвижимость

В отсутствие надежных инструментов вложения капитала достаточно солидную долю в структуре кредитования банков стали занимать кредиты, выданные гражданам на строительство и приобретение жилья.

Их удельный вес, по данным на конец июня 2006 г., возрос до 10,8%, в то время как, например, на конец декабря 2003 г., он составлял всего 3,8%.

Учитывая, что доля нового строительства и реконструкции по итогам полугодия достигла 9,3% в общем объеме кредитования, Премьер-Министр отметил, что сегодня банки второго уровня примерно 20% от всей суммы кредитов, или около 630 млрд. тенге, вкладывают в сектор недвижимости. Характерно, что по сравнению с началом 2004 года эта сумма увеличилась более чем в 4,5 раза.

Кредитная экспансия банков второго уровня, наблюдаемая в последние годы, опирается на мощный приток внешнего финансирования. По данным Агентства по регулированию и надзору за деятельностью финансового рынка и финансовых организаций, на 1 июля текущего года доля внешних обязательств в общей сумме обязательств банковского сектора, составляет 48%.

Характерно, что за первые шесть месяцев 2006 года рост внешних обязательств банков составил 215 млрд. тенге. При этом прогноз привлечения средств банков от нерезидентов до апреля 2007 года уже превышает 1,5 трлн. тенге.

Премьер-Министр отметил, что борьба с «перегревом» экономики ни в коем случае не предполагает, что в Казахстане необходимо ограничивать показатели потребления, импорта, инвестиций, внешних заимствований частного сектора. Он подчеркнул, что Правительство ни в коем случае не пытается ограничивать позитивную динамику повышения уровня жизни населения, тем более, что важнейшая задача, поставленная Президентом страны - довести уровень жизни до параметров 50 наиболее конкурентоспособных стран.

Все дело - в пропорциях, то есть оптимальных для внутренней экономики соотношениях тех или иных показателей.

И, как подчеркнул Д. Ахметов, на заседании Правительства 25 апреля 2006 года, посвященном результатам развития экономики и социальной сферы за 1 квартал 2006 года, им как раз давались конкретные поручения уполномоченным государственным органам по расчетам пропорций тех или иных показателей монетарной сферы, реального и внешнеторгового сектора экономики, с тем, чтобы не допустить «перегрева» экономики и инфляционного давления. При этом данные поручения вытекали из соответствующих задач, поставленным Президентом страны перед финансово-экономическим блоком.

Однако, как отметил Премьер-Министр, работа по регулированию и мониторингу инфляционных процессов ведется слабо. Специальная рабочая группа по данному вопросу по инициативе Министерства финансов была упразднена, и работа в данном направлении была переведена в рамки Совета по экономической политике, рабочим органом которого является Министерство экономики и бюджетного планирования. Тем не менее, конкретных результатов работы по мониторингу и регулированию инфляционных процессов не видно.

Как подчеркнул Д.Ахметов, внимательный анализ итогов выполнения протокола от 25 апреля показывает, что ни Национальный банк, ни Министерство экономики не может дать точный анализ структуры инфляции - имеет ли она монетарную природу или связана с проблемами низкой производительности, слабой конкурентной среды, высокими издержками.

Национальный банк констатирует, что оценить вклад монетарных и немонетарных факторов в формирование инфляции по отдельности не представляется возможным. По оценкам Министерства экономики, наоборот, рост инфляции на 85% можно объяснить ростом денежной массы с лагом в 3 квартала и уровнем инфляции в предыдущем квартале.

Премьер-Министр рекомендовал Национальному банку и Министерству экономики и бюджетного планирования уйти от абстрактных теоретических споров и выработать единую конструктивную позицию по вопросам антиинфляционного регулирования.

Констатируя, что ни Национальный банк, ни Министерство экономики и бюджетного планирования до сих пор не представили расчетов, необходимых для корректного анализа, Д.Ахметов подчеркнул, что все меры в области антиинфляционного регулирования, предпринятые в текущем полугодии, фактически взяты из пакета рекомендаций Международного валютного фонда.

То, что было предложено Фондом, а именно - повышение ставки рефинансирования, расширение охвата резервных требований, ужесточение пруденциальных нормативов, в том числе по внешнему кредитованию и инвестиционной деятельности банков и пр. - все это и было претворено в жизнь. Других каких-либо системных и концептуальных мер, разработанных в рамках антиинфляционного регулирования, как отметил глава кабинета Министров, предложено не было.

Между тем Д. Ахметов подчеркнул, что в настоящее время крайне важно переломить потребительскую и спекулятивную структуру кредитования экономики. Необходимо максимально поощрять капитальные инвестиции, которые в контексте антиинфляционного регулирования будут служить основным «абсорбентом» избыточной ликвидности.

То есть то, что Правительство делает сегодня в отношении стимулирования рынка индивидуального жилищного строительства, когда стремится вытянуть в оборот денежную массу, находящуюся на руках у населения, и превратить ее в долгосрочные инвестиции в жилье.

Аналогичная позиция заключается в повышении эффективности бюджетных расходов - не простом их сокращении, а увеличении роста неинфляционных капитальных вложений в инфраструктуру, здравоохранение, образование и пр.

Критики Премьер-Министра удостоились и другие органы, ответственные за сбалансированное развитие экономики. По словам Д.Ахметова, ни Министерство сельского хозяйства, ни Министерство индустрии и торговли до сих пор не разработали ни один механизм по комплексному решению проблем на рынке плодоовощной продукции, ГСМ. Однако анализ структуры роста индекса потребительских цен за семь месяцев 2006 года, показывает, что только две группы товаров - сахар и пресловутые овощи и фрукты - привнесли 30% в общий рост цен.

Д.Ахметов посетовал, что до сих пор нет конкретных предложений по решению «структурных» проблем инфляции - стимулированию производительности труда, ресурсосбержению, повышению качества экономического роста. А именно эти вопросы постоянно находятся в центре внимания заседаний Правительства, посвященных анализу развития экономики.

Таким образом, Премьер-Министр был вынужден констатировать фактическое невыполнение пунктов протокола заседания Правительства от 25 апреля 2006 года в части антиинфляционного регулирования.

В этой связи заместителю Премьер-Министра и министру экономики и бюджетного планирования К. Масимову и руководителю Канцелярии Премьер-Министра А.Тлеубердину было поручено сформировать Рабочую группу по анализу причин «перегрева» казахстанской экономики и выработки комплекса мер по его преодолению.

Министерству экономики и бюджетного планирования совместно с Национальным банком, Министерством финансов и Агентством по регулированию и надзору за деятельностью финансовых рынков и финансовых организаций было поручено усилить работу по регулированию и мониторингу инфляционных процессов с разработкой конкретных предложений:

- по анализу монетарных и немонетарных факторов инфляции, с расчетом их соотношений,

- по сбалансированной монетарной и фискальной политике и повышению эффективности их основных инструментов,

- в области развития рынка ценных бумаг и выработки новых инструментов вложения капитала банков второго уровня, накопительных пенсионных фондов, физических и юридических лиц;

- по механизмам регулирования внешнего долга частного, в том числе банковского, сектора, с расчетом его оптимальных критериев и пропорций.

- Министерствам индустрии и торговли, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, внутренних дел, акимам областей, городов Астаны и Алматы наладить работу по мониторингу инфляционных процессов и активизировать работу по созданию условий эффективного функционирования товарных рынков.

Всю эту работу завершить до 15 сентября 2006 года.

По второму вопросу повестки дня Премьер-Министром было отмечено, что в целом итоги исполнения государственного бюджета за первое полугодие достаточно позитивные. Профицит бюджета составил 1,5% к ВВП. При этом доходы, без учета поступлений от сырьевого сектора, перечисленные в Национальный фонд, составили 23,9% к ВВП. Расходы Правительство держит на уровне 22,4% к ВВП (также без учета трансфертов в Нацфонд).

Во втором квартале 2006 года бюджет был исполнен с дефицитом в размере 0,4% ВВП, чему способствовала более высокая активность администраторов в освоении бюджетных средств, чем в первом квартале.

Вместе с тем, Премьер-Министром было озвучено, что хотя освоение средств республиканского бюджета и составило 96,6% от плана на полугодие, качественное исполнение бюджета как по доходной, так и по расходной части оставляет желать лучшего.

Так, Премьер-Министром было акцентировано внимание на том, что исполнение доходной части бюджета характеризуется значительными объемами переплаты по доходам в государственный бюджет, которая по состоянию на 1 июля 2006 года составила 644,4 млрд. тенге, и с 1 января 2006 года возросла на 101,4 млрд. тенге.

В расходной части глубокий анализ освоения на уровне программ и подпрограмм показывает, что высокое освоение средств было достигнуто во многом благодаря внесению изменений в планы финансирования путем уменьшения сумм текущего месяца с увеличением сумм предстоящих месяцев.

Особенно Премьер-Министром была отмечена неудовлетворительная работа по освоению бюджетных средств по ряду бюджетных программ, администрируемым самим Министерством финансов.

В частности, было указано, что хотя по программе 112 «Создание электронного правительства» кассовое исполнение за первое полугодие и составило 100%, но исполнение к годовому плану - только 0,9%. По программе 007 «Создание и развитие информационных систем органов Министерства финансов» кассовое исполнение составило также 100%, но исполнение к годовому плану - только 2,3%.

Такая же ситуация была отмечена по программам 001 «Обеспечение исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета» и 026 «Строительство объектов таможенного контроля и таможенной инфраструктуры».

При этом Премьер-Министр указал на то, что Министерство финансов, как орган по исполнению бюджета, должно являться эталоном и показывать пример другим администраторам бюджетных программ, как необходимо осваивать бюджетные деньги. При увеличивающемся объеме республиканского бюджета, усилении ответственности администраторов бюджетных программ за результаты использования средств от Министерства финансов требуется не только контроль и определение мер ответственности за нарушения, а в большей степени - выполнение методологической и координирующей роли, упрощение процедур исполнения бюджета.

Отдельно было проанализировано освоение бюджетных средств регионами. Освоение половины и более из предусмотренных на год средств сложилось только по Алматинской и Южно-Казахстанской областям и г. Алматы. Не в полном объеме осваиваются средства в разрезе функциональных групп, бюджетные кредиты. Продолжают иметь место факты нарушений в целевом и эффективном использовании бюджетных средств администраторами программ.

В бюджете текущего года предусмотрены значительные суммы целевых трансфертов из республиканского бюджета для решения проблемных вопросов регионов в различных отраслях. Поэтому Премьер-Министром было дано поручение министру финансов, в случае их неосвоения, разработать механизм перераспределения трансфертов между регионами. Кроме того, было поручено усилить контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на пополнение основных и оборотных средств, увеличение уставных капиталов.

В заключение Д. Ахметовым было поручено Министерству финансов усилить работу по качественному исполнению администрируемых им программам, совместно с администраторами бюджетных программ провести работу по выявлению причин бюрократизации и усложнения процедур исполнения бюджета и дать согласованные предложения по их качественному улучшению, провести анализ и представить предложения по улучшению администрирования в части недопущения необоснованной переплаты по доходам и снижения объемов недоимки;

Кроме того, в целях продолжения работы по улучшению налогового администрирования и устранения условий для коррупционных правонарушений внести изменения и дополнения в Налоговый и Таможенный кодексы, а также разработать и внести в текущем году в Парламент новую редакцию Закона «О государственных закупках».

Отдельно Премьер-Министр остановился на проблемах инновационного развития

Правительство завершило разработку Плана мероприятий по реализации второго этапа Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы с учетом целей и задач, поставленных в Послании Президента народу Казахстана от 1 марта 2006 года.

Как отметил Д.Ахметов, необходимо форсировать работу в прорывных проектах индустриально-инновационного развития - космосе, био-, ядерных технологиях.

Большие надежды связаны с функционированием Национального центра биотехнологий, первая стадия строительства которого планируется в сентябре месяце. В июле было принято решение дополнительно к 600 млн. долл. США выделить еще 500 млн. тенге из резерва Правительства из республиканского бюджета на 2006 год на укрепление материально-технической базы, стажировку ученых за рубежом, учебные семинары и начало строительства центра. Премьер-Министром были даны поручения Министерству образования и науки с учетом ранее поставленных сроков ускорить разработку и внесение в Правительство проектно-сметной документации первой стадии строительства «Национального центра биотехнологий РК» с тем, чтобы в дальнейшем приступить к его строительству.

Очень серьезные результаты ожидаются от космической отрасли. Выступавшая на заседании Правительства министр образования и науки Б.Айтимова отметила, что в текущем году Казахстан осуществил запуск первого отечественного спутника "КАЗСАТ". Премьер-Министр сделал вывод, что сейчас крайне важно форсировать работу в области разработки ТЭО еще двух спутников - связи и дистанционного зондирования земли - что в дальнейшем позволит Казахстану сформировать группу отечественных спутников и стать активным участником международной космической деятельности.

Д.Ахметовым были даны поручения Министерству образования и науки разработать Закон Республики Казахстан «О космической деятельности» и Государственную программу развития космической деятельности в Республике Казахстан до 2020 года». Агентству по информатизации и связи - до конца третьего квартала завершить тендерные процедуры и приступить к работе по созданию спутника связи и вещания «Казсат-2».

Еще одно крупнейшее направление работы по Стратегии индустриально-инновационного развития - реализация инвестиционных проектов в области ядерной физики. Здесь, по словам Д.Ахметова, также не стоит ослаблять своих усилий. Ключевой приоритет - это создание Парка ядерных технологий в городе Курчатове. Министерству энергетики и минеральных ресурсов было поручено до 1 декабря 2006 года разработать программу сотрудничества в атомной промышленности, предусмотрев в ней вопросы создания совместных предприятий по обогащению и добыче урана и проектированию ядерных реакторов нового поколения.

Еще одно важнейшее направление - это нефтехимия. В кратчайшие сроки правительству необходимо провести все подготовительные мероприятия и запустить проект строительства первого интегрированного нефтехимического комплекса в Атырауской области. Крайне важно четко определить порядок выполнения всех мероприятий, касающихся разработки, экспертизы и реализации ТЭО инвестиционного проекта по созданию СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области».

На заседаниях правительства, посвященных итогам развития страны за тот или иной период, всегда большое внимание уделяется вопросам экономического и, в первую очередь, инновационного развития. Вместе с тем, как подчеркнул Д.Ахметов, Правительство не должно уходить от решения проблем и в социальной и демографической сфере.

Правительством был проведен тщательный анализ ситуации в демографической сфере за последние 15 лет, в результате чего сделаны выводы, что проблемы, связанные с количеством и качеством человеческих ресурсов, не теряют своей острой актуальности.

На фоне преломления негативных тенденций в области рождаемости крайне острой проблемой остается высокая смертность населения. В расчете на 1000 человек показатель смертности составляет, по данным за 2005 год, 10,4 человека, причем он является максимально высоким за последние 9 лет.

Особую тревогу, по словам Д.Ахметова, вызывают высокие показатели смертности мужчин (около 60% в общем количестве умерших). При этом около 60% из числа умерших мужчин приходится на трудоспособное население в возрасте от 15 до 64 лет. Основными причинами смертности мужчин продолжают оставаться болезни системы кровообращения (около 45% от общего количества умерших мужчин) и несчастные случаи, отравления и травмы (около 20%).

Высокие показатели материнской и младенческой смертности также ставят под угрозу возможности расширения воспроизводства населения. Несмотря на то, что показатель материнской и младенческой смертности за прошедшее десятилетие снизился почти вдвое - до 40,5 на 100 000 родившихся и 15,15 на 1000 родившихся (соответственно), уровень смертности матерей в Казахстане превышает показатели стран Европейского Союза более чем в 3 раза, а младенцев - почти в 2 раза.

В качестве обобщающего показателя Премьер-Министр обратил внимание на динамику ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении. По данным за 2005 год, ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении составляет 65,9 года, при этом мужчин - 60,3 лет, а женщин - 71,7 года. По информации Министерства здравоохранения, по этому показателю Казахстан занимает место в конце первой сотни государств мира (96 место).

Негативное воздействие на динамику ожидаемой продолжительности жизни оказывают высокие показатели смертности по причинам болезней системы кровообращения, травм, несчастных случаев и отравлений, онкологических заболеваний, туберкулеза, болезней органов дыхания и инфекционных, паразитарных заболеваний.

Так, болезни системы кровообращения за последние четверть века продолжают занимать первое место среди причин смертности населения, причем соответствующий показатель неуклонно возрастает - с 361 до 535,5 на 100 тыс. населения за период с 1991 по 2005 годы.

По данным ВОЗ (за 2003 г.) показатель преждевременной смертности населения вследствие болезней системы кровообращения (в возрасте 0-64 года) в Казахстане является вторым по величине среди европейских стран и в 2-3 раза выше среднего уровня в странах Западной Европы.

Д. Ахметовым были даны поручения Министерству здравоохранения до конца 2006 года внести изменения и дополнения в Государственную программу реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы с учетом поручений, данных в Послании Главы государства народу Казахстана от 1 марта 2006 года. Также Премьер-Министр поручил еще раз проанализировать и предусмотреть в Программе меры по снижению заболеваемости системы кровообращения и другими социально значимыми заболеваниями, материнской и младенческой смертности, улучшению показателей продолжительности жизни и других ключевых демографических характеристик населения как индикаторов конкурентоспособности страны.

Как подчеркнул Премьер-Министр, крайне важно:

- создать единую систему формирования здорового образа жизни на основе межсекторального взаимодействия и усилить профилактическую направленность здравоохранения в рамках реализации комплексной программы «Здоровый образ жизни».

- начать реализацию «прорывного проекта» по созданию медицинского инновационного кластера г. Астана для прямого трансферта менеджмента и новых технологий по международным стандартам.

- создать специализированную сеть кардиохирургической службы в республике.

На отдельное рассмотрение был вынесен вопрос миграционной политики. По данным за 2005 год, Казахстан вышел на относительно высокое положительное сальдо миграции в размере 22,7 тысяч человек. Как известно, за период с 1991 по 2003 годы чистая «миграционная убыль» населения составила 2,85 млн. человек, и только в 2004 году мы впервые добились позитивного миграционного сальдо в количестве 2800 человек.

Однако в свете последних изменений в демографической политике России, направленной на стимулирование притока внешних мигрантов, Казахстан может столкнуться с проблемой оттока квалифицированного населения некоренной национальности. Несмотря на позитивное сальдо миграции, в Казахстане не прекращается чистый отток населения некоренной национальности. В этой связи Премьер-Министром были даны поручения Министерству труда и социальной защиты совместно с другими уполномоченными органами разработать новые подходы в области миграционной политики.

Таким образом, как резюмировал Премьер-Министр, Правительству предстоит приложить максимум усилий, чтобы социальное и экономическое развитие страны было сбалансированным. Только в случае комплексного решения проблем будут выполнены задачи, поставленные Президентом РК по вхождению Казахстана в число 50 самых конкурентоспособных стран мира.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии