Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Моя земля — мое богатство. Как оформить земельный участок согласно закону об амнистии в связи с легализацией имущества?

Фото : 17 августа 2006, 11:45

Как оформить земельный участок согласно закону об амнистии в связи с легализацией имущества? Этот вопрос читателей «Казахстанской правды» лидирует в череде телефонных звонков, получаемых редакцией. Потому мы сочли нужным, опираясь на данные, получаемые нами из Министерства юстиции, Налогового комитета Министерства финансов и Агентства по земельным ресурсам, сделать некий дайджест. Надеемся, здесь заинтересованный читатель найдет необходимые сведения.

Пролог

Напомним, Закон РК «Об амнистии в связи с легализацией имущества» подписан Президентом Нурсултаном Назарбаевым 5 июля 2006 года. Его принятие предусмотрено сетевым графиком исполнения общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира», а также Программой Правительства РК на 2006—2008 годы.

Закон предусматривает разовую акцию, посредством которой в систему легального учета экономических отношений будет включено имущество, находящееся в теневом обороте и не оформленное надлежащим образом. Этот шаг государства позволяет гражданам и юридическим лицам легализовать «теневое» имущество, освобождая их при этом от административной и даже уголовной ответственности по некоторым статьям. Притом закон определил четкую процедуру легализации имущества, находящегося как на территории РК, так и за ее пределами. Акция по легализации имущества, согласно закону, начата 3 июля и закончится 30 декабря 2006 года.

При этом государственные органы и организации, уполномоченные на оформление документов на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, обязаны выдать соответствующие документы субъекту легализации (гражданам и юридическим лицам РК) в срок не позднее двух месяцев со дня обращения в комиссию по проведению легализации. Таковые создаются при районных и городских исполнительных органах по местонахождению недвижимого имущества. Общие положения по организации и порядку проведения легализации имущества регламентированы статьей 7 названного закона.

Легализация недвижимого имущества, в том числе земельного участка, находящегося на территории РК, права на которое не оформлены в соответствии с законодательством республики, проводится в соответствии со статьей 11 Закона «Об амнистии в связи с легализацией имущества».

Подробности

Итак, после того, как заявитель подал документы на легализацию недвижимого имущества, и после вынесения решения о дальнейшем рассмотрении документов, комиссия принимает меры по оформлению технического паспорта на объект недвижимости; акта приемки объекта в эксплуатацию; акта на право частной собственности на земельный участок или временного землепользования. Надо четко знать, что организационные вопросы по оформлению перечисленных документов возлагаются на комиссию.

Агентство по управлению земельными ресурсами дает такие сведения относительно оформления прав на земельные участки в ходе легализации имущества: Законом РК «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам амнистии в связи с легализацией имущества» в статью 43 (пункт 13) Земельного кодекса внесены дополнения. Они имеют следующее содержание: «Порядок предоставления прав на земельные участки, легализованные в соответствии с законодательным актом РК об амнистии в связи с легализацией имущества, определяется Правительством РК». Соответственно, АУЗР разработано и принято Правительством постановление от 19 июля 2006 года № 688, которым утверждены Правила оформления прав на земельные участки, легализованные в соответствии с Законом «Об амнистии в связи с легализацией имущества». Общий же порядок предоставления права на земельный участок регламентирован статьей 43 Земельного кодекса.

В ходе разовой акции по легализации имущества закон предусматривает упрощенный порядок оформления земельного участка. При этом акт на право собственности на земучасток или право землепользования оформляется в порядке, установленном названными правилами. Их действие распространяется на земучастки, находящиеся на территории республики, права собственности или землепользования на которые не были оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Однако никакими правилами не удастся воспользоваться при попытке оформить земельные участки, полученные в результате преступлений против личности, основ конституционного строя и безопасности государства, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности, коррупционных и иных преступлений.

Не следует также делать попыток легализовать те земли, что по закону не могут находиться в личном владении. В частности, это участки, расположенные в рекреационной зоне (парки, скверы, сады, лесопарки и другие места, предназначенные для отдыха в населенных пунктах). Также земли в санитарно-защитной зоне; подвергшиеся сверхнормативному радиоактивному загрязнению или иным образом представляющие угрозу жизни и здоровью населения. Не попадут в частную собственность участки, на которых имеются памятники истории и культуры или охраняемые природные объекты, а также иные территории, где запрещены проживание, строительство, эксплуатация и размещение объектов недвижимости в целях защиты безопасности населения.

По Земельному кодексу, в частной собственности не может находиться земля, занятая под нужды обороны и госбезопасности, оборонной промышленности, особо охраняемыми природными территориями, лесным и водным фондом (за исключением земельных участков, перечисленных соответственно с п. 4 ст. 128 и п. 2 ст. 133 Кодекса). То же относится к землям, занятым магистральными железнодорожными сетями и автодорогами, территориями общего пользования в населенных пунктах, за исключением земучастков, занятых зданиями и сооружениями, находящимися на праве частной собственности и необходимыми для их обслуживания. Имеются и другие ограничения. В связи с этим по отношению к земучасткам, которые заняты зданиями и сооружениями, принадлежащими на праве собственности, оформление в ходе легализации осуществляется на праве землепользования.

Также необходимо отметить, что земли сельскохозяйственного назначения могут быть легализованы по желанию субъекта в собственность или землепользование. При этом, согласно п. 2 статьи 24 Земельного кодекса, предоставление права частной собственности на земли сельхозназначения осуществляется только на платной основе.

По утвержденному порядку

Для того чтобы оформить право на легализованный земельный участок, граждане и юридические лица РК (субъекты легализации) обращаются с заявлением в уполномоченные органы по земельным отношениям районов (городов областного значения). Но только после того, как получат решение комиссии о дальнейшем рассмотрении документов.

К заявлению следует приложить материалы по определению внешних границ земельного участка; копию решения о легализации недвижимого имущества (земельного участка); копии документов, удостоверяющих личность; свидетельство налогоплательщика, а представители юридического лица — также нотариально засвидетельствованные копии государственной регистрации юридического лица, свидетельства налогоплательщика и документы, подтверждающие их полномочия.

Материалы по определению внешних границ земельного участка должен составить сам субъект легализации, но с привлечением физических и (или) юридических лиц, имеющих лицензию на проведение землеустроительных работ.

Однако по приусадебным участкам или участкам для индивидуального жилищного строительства, садоводства и дачного строительства граждане РК могут самостоятельно определять внешние границы принадлежащего им участка с составлением соответствующей схемы (плана), с указанием на нем мер линий границ участка и смежников. Следует привести данные владельца смежного участка: фамилию, имя, отчество или указать наименование юридического лица.

После этого уполномоченный орган по земельным отношениям в течение двадцати рабочих дней со дня подачи заявления должен рассмотреть представленные документы. В процессе их рассмотрения определяются (уточняются) размеры и целевое назначение земучастка, обременения и ограничения в отношении его, делимость и неделимость.

Если площадь легализованного земучастка превышает нормы, установленные статьей 50 Земельного кодекса, право на весь участок определяется как временное возмездное долгосрочное землепользование.

Подчеркнем, что земельные участки предоставляются гражданам РК бесплатно в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства (включая приусадебный и полевой наделы): в сельской местности — 0,25 гектара на неорошаемых, 0,15 гектара на орошаемых землях; для индивидуального жилищного строительства — 0,1 гектара; для садоводства, а также дачного строительства — 0,12 гектара.

Документ на владение

По итогам рассмотрения представленных документов определяется право на земельный участок, и соответствующие документы направляются в специализированное республиканское государственное предприятие. Им будет изготовлен удостоверяющий право документ на легализованный земельный участок. Это может быть акт на право частной собственности на земучасток или акт на право временного возмездного (долгосрочного, краткосрочного) землепользования (аренды). На подготовку документа отводится пятнадцать рабочих дней со дня поступления материалов.

При изготовлении правоудостоверяющего документа на земучасток, внешние границы которого определены гражданином самостоятельно, на его графической части делается запись следующего содержания: «Схема (план) составлена по данным собственника (землепользователя) земельного участка».

Изготовленный правоудостоверяющий документ направляется предприятием в соответствующий уполномоченный орган по земельным отношениям района (города областного значения), где его и выдадут субъекту легализации — гражданину или представителю юридического лица РК.

Граждане, легализовавшие земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, получат такие документы бесплатно. Но другим субъектам легализации документы выдадут на возмездной основе, в соответствии с расценками, утвержденными в установленном законодательством порядке. Следует также отметить, что правоудостоверяющие документы на легализуемые земли будут изготовлены после выполнения землеустроительных работ (в том числе и по определению внешних границ участка). А такие работы осуществляют физические и юридические лица, имеющие лицензии на их выполнение.

В соответствии с Законом «Об амнистии в связи с легализацией имущества» Агентство по управлению земельными ресурсами поручило РГП «ГосНПЦзем» выдавать удостоверяющие документы в период легализации только на безвозмездной основе гражданам РК исключительно по жилым объектам недвижимого имущества. И в пределах установленных размеров (норм), согласно ст. 50 Земельного кодекса, в установленные Правилами сроки (в течение 15 рабочих дней).

Изготовлением правоудостоверяющих документов на земучастки с присвоением им кадастровых номеров занимаются специализированные республиканские государственные предприятия (ГосНПЦзем и его дочерние предприятия в областях, городах Астане и Алматы).

Завершит наш дайджест, думается, вывод следующий. Легализация земельных участков, ранее находящихся в теневом секторе, однозначно соответствует фискальным интересам государства. Этот процесс, к тому же, будет способствовать восполнению недостающей информации в земельном и правовом кадастрах, реестре налогоплательщиков и объектов налогообложения. А в выигрыше равно окажутся граждане и власть.

Подготовила

Кира ИВАНОВА


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии