Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Мы шаг за шагом предпринимаем все меры для того, чтобы очиститься от коррупционного зла - Е.Ертысбаев

Фото : 17 августа 2006, 12:00

АСТАНА. 17 августа. КАЗИНФОРМ - Как уже сообщалось, сегодня в Астане проходит расширенное заседание коллегии Министерства культуры и информации РК, посвященное борьбе с коррупцией. Казинформ распространяет полный текст доклада, с которым выступил министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев.

Уважаемые участники собрания!

Согласно авторитетным заявлениям отечественных и иностранных специалистов, первое место среди многих факторов, вызывающих глубокий кризис в процессе развития страны в мирное время (к ним, конечно, относят масштабные стихийные бедствия, массовый террор, упадок экономики и другие), занимает коррупция.

Результаты социальных опросов, проведенных в этой связи в стране, показывают, что коррупция в Казахстане ассоциируется в сознании граждан не просто как нарушение закона, но достигла размеров опасности, угрожающей процессу развития государства.

По данным ЦЕССИ - Казахстанского института социальных исследований - 72,4% респондентов, охваченных проведенными в стране опросами, опасаются коррупции, произвола властей и беззакония, испытывая беспокойство, тревогу и страх.

Ведь данные поистине ошеломляют.

Вам хорошо известно, что Казахстан первым среди государств, входивших ранее в состав СССР, принял закон о борьбе с коррупцией (август 1998 года).

В целях систематизации и усиления деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией, в декабре прошлого года в соответствии с Указом Президента РК была принята Государственная программа по борьбе с коррупцией на 2006-2010 годы.

Согласно принятым документам, все государственные органы в пределах своей собственной компетенции обязаны вести борьбу с коррупцией. Это, конечно, относится и к Министерству культуры и информации.

В этой борьбе, имеющей непосредственное отношение к интересам каждого гражданина нашей страны, наше министерство, с учетом той роли, которую играют средства массовой информации в реализации общенациональных целей, приобретает огромную, поистине решающую, роль.

Как вам известно, за последние несколько месяцев состоялось два заседания Совета безопасности, которые прошли под председательством Главы государства.

На этих заседаниях Президент в строгой форме потребовал от всех государственных органов усиления борьбы с коррупцией и обеспечения ее эффективности.

Для координации деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией создана специальная комиссия. Ее возглавляет помощник Президента РК - секретарь Совета безопасности Марат Тажин.

В целях выполнения специального поручения Президента наше министерство провело тщательную проверку выполнения в подведомственных органах и учреждениях и в центральном аппарате противокоррупционного и финансового законодательства, Закона о государственных закупках, проанализировало факты кадровых назначений и освобождения от занимаемой должности, имевшие место за период с 2004 по 2006 год.

В ходе проверки личных дел и документов служащих, результатов конкурсов, принятия государственными служащими присяги, своевременного представления налоговых деклараций, соблюдения ограничений на основе записей в трудовых книжках - проявлений коррупции в кадровой службе Министерства не наблюдалось. Однако в некоторых подразделениях имели место проявления халатности, к примеру, неправильное ведение личных дел и документов служащих, несвоевременная регистрация результатов специальных проверок, проводимых органами национальной безопасности.

В отдельных подразделениях имели место факты неправильного заполнения личных дел и документов, несвоевременного внесения записей в трудовые книжки.

Наряду с этим была проведена проверка системы кадровых назначений во всех учреждениях, подведомственных Министерству. В ходе нее установлено, что прием на работу и увольнение сотрудников ведется в соответствии с действующим законодательством, на основе индивидуальных трудовых договоров.

Назначение на номенклатурные должности (в частности, должности художественных руководителей, главных дирижеров, балетмейстеров, дирижеров) и освобождение от них производилось по согласованию с руководством Министерства.

При этом существенные нарушения закона имели место в работе отдела кадров Президентского центра культуры.

Прежний начальник отдела заполнял табели учета рабочего времени на лиц, которые никогда не принимались на работу в центр, тем самым грубо нарушив положения Закона «О труде в РК». Это одно. Но выяснено, что среди документов кадровой службы центра ряд приказов о назначении на должность регистрировался уже прошедшей датой.

Конечно, подобные несуразицы в сфере кадровой службы не приобрели систематического характера, и это успокаивает.

Но в деятельности центров культуры, таких учреждений, как театры, музеи, ни в коем случае не должны допускаться даже единичные факты нарушений коррупционного характера.

Я вынужден напомнить вам, что такие понятия, как культура и коррупция, друг с другом никак не совместимы.

И тем, кто допускает нарушения закона в ходе служебной деятельности, я скажу: вам здесь не место! Не понимаете - дверь открыта, ищите себе другое место.

Нами тщательно проверены факты нарушений закона, допущенных в ходе государственных закупок в организациях, подведомственных Министерству, в 2003-2005 годах, и выявленных государственными органами надзора. Я хотел бы остановиться на нескольких фактах, в составе которых имеются признаки коррупции, установленные во время проверки.

К примеру, в Комитете информации и архивов в ходе проверки соблюдения положения законодательства выявлены факты незаконного принятия на учет ряда печатных изданий, грубого нарушения законов о лицензировании и государственных закупках.

Говоря конкретно, названный комитет в 2005 году зарегистрировал газеты «С пером и шпагой», «Мұнай Қазақстан» и «Көш», не получив данных о месте нахождения офисов этих изданий, нарушив положения разделов 3 статьи 10 и статьи 11 Закона «О средствах массовой информации».

20 обращений, поступивших на его имя, комитет оставил без ответа в виде письменных обоснований о невыдаче лицензий, нарушив раздел 4 статьи 19 Закона «О лицензировании».

Наряду с этим, должностные лица комитета грубо нарушили положения законодательства, оказывая незаконную помощь своим близким родственникам, занимающимся предпринимательством. Точнее говоря, конкурсная комиссия, объявляя победителями конкурсов учреждения, учрежденные их близкими и дальними родственниками, систематически нарушала положения раздела 1 статьи 7 Закона «О государственных закупках».

Мне не понять, насколько же нужно отречься от совести и чести, чтобы, работая в идеологическом ведомстве, идти на прямые нарушения закона!

Наряду с этим, в этом комитете победителями открытых конкурсов признавались предприятия, не соответствующие квалификационным требованиям и требованиям, относящимся к документации.

Более того, выявлены факты приведения документов учреждений, объявленных победителями, в соответствие с конкурсными требованиями уже после открытия конвертов конкурсных заданий.

К примеру, один из участников конкурса, проведенного 2 марта 2005 года вместе с налоговой справкой, выданной 28 апреля, предоставил в качестве приложения нотариальные копии, подтвержденные 20 апреля 2005 года.

Документы открытого конкурса, повторно проведенного в 2005 году согласно программе «Реализация государственной информационной политики» (прямые заказы снабженцев, протоколы об открытии конвертов и итогов конкурса), сотрудникам Генеральной прокуратуры и Комитета финансового контроля не были переданы под тем предлогом, что они «утеряны». Предполагаем, что в Комитете информации и архивов, судя по этому, имели место негативные факты, которые подлежали сокрытию. Проведенная нами служебная проверка полностью подтвердила факт «утери».

Какие же несуразности допускаются!

Или же можно привести другой пример. 25 июня 2005 года по итогам открытого конкурса по государственным закупкам в связи с выпуском социально значимого издания одна из компаний приобрела право на выпуск фотоальбома «Конституция Республики Казахстан в фотографиях».

Позднее эта компания, в соответствии с требованиями закона, подписывает соответствующий договор.

Но, к сожалению, составленный фотоальбом, как об этом говорится в письме председателя Конституционного Совета, направленном в Министерство 24 января 2006 года, не соответствовал своему названию и его выпуск надолго затянулся.

То есть руководство Комитета информации и архивов не следило за выполнением победителями конкурса государственного заказа. Акты о выполненной работе прежние руководители комитета полностью, без всяких возражений, подписали.

Одним словом, стыд и срам!

Я намеренно не называю никаких фамилий, поскольку все материалы были переданы в Комиссию по борьбе с коррупцией. Лица, замешанные в этих деяниях, в настоящее время не работают в Министерстве, однако характер допущенных нарушений позволяет нам поднимать вопрос о необходимости соответствующих решений.

Как свидетельствуют документы, несмотря на предписания контролирующих органов, к дисциплинарным взысканиям были привлечены только административные государственные служащие, при этом бывшие руководители, непосредственно несущие ответственность за соблюдение антикоррупционного законодательства, фактически остались безнаказанными и продолжают работать в различных государственных структурах.

По моему мнению, человек, нарушивший антикоррупционный Закон, должен отвечать за это вне зависимости от того, работает он сейчас в том или ином ведомстве или нет.

В этом плане показателен пример Караганды, где бывший аким города был привлечен к уголовной ответственности, несмотря на то, что давно уже не работал в системе государственной службы.

Аналогичные факты обнаружены и в деятельности ряда подведомственных организаций. Так, по результатам проверки Комитетом финансового контроля и государственных закупок деятельности РГКП «НК «Казахфильм» им. Ш.Айманова» (далее «Казахфильм») за период с 2003 по 2004 гг., установлены факты нецелевого использования бюджетных средств и нарушения Закона РК «О государственных закупках».

За проверяемый период «Казахфильмом» произведены операции, связанные с необоснованной оплатой командировочных расходов, списанием подотчетных сумм без подтверждающих документов на общую сумму 1,2 млн. тенге, выдачей заработной платы в сумме с превышением установленной в 0,2 млн. тенге.

В нарушение статьи 18 Закона РК «О государственных закупках» «Казахфильмом» без согласия уполномоченного органа проведен закрытый конкурс на поставку кинооборудования на общую сумму 1млн 966 тыс. евро. Также в нарушение статьи 22 данного Закона произведен закуп ГСМ на общую сумму 11 млн. тенге.

По итогам проведенной Налоговым комитетом по Медеускому району г.Алматы проверки деятельности филиала РГКП «Казахфильм» кинофильма «Кочевник» за период 2002-2005 гг., последнему доначислены налоги, штрафные санкции и пени на общую сумму 1 млрд. 432 млн. тенге. (В последующем, в соответствии с извещением Налогового комитета по Медеускому району г.Алматы от 25 июля 2005 г., взыскание доначисленных сумм налогов, пени и штрафа приостановлено).

По результатам проверки, проведенной Комитетом финансового контроля и государственных закупок Минфина по вопросу использования бюджетных средств, выделенных на проведение государственной информационной политики, в АО «РКТРК «Казахстан» за 2004-2005 годы установлены финансовые нарушения на общую сумму 220, 5 млн. тенге, в том числе: неэффективное использование бюджетных средств и активов государства, необоснованная выдача заработной платы и командировочных, прочие нарушения в сумме 211,2 млн. тенге. Также допущены нарушения законодательства о госзакупках в сумме 284,6 млн. тенге.

Счетным комитетом по контролю исполнения республиканского бюджета проведен контроль целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных Президентскому центру культуры (далее - Центр). В ходе проверки обнаружены факты присвоения денежных средств, злоупотребления служебным положением, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

Так, установлены факты, свидетельствующие о присвоении сотрудниками Центра средств, вырученных от сдачи в аренду концертного зала на общую сумму 500 тыс. тенге.

Также в ходе контроля установлены факты выдачи заработной платы в сумме 16 млн. тенге лицам, фактически не работающим в Центре, оплата денежных средств за невыполненные работы в сумме 5 тыс. тенге и приобретения не предусмотренных паспортом бюджетной программы активов в сумме 10 млн. тенге.

Материалы по результатам проверки Президентского центра культуры нынешним руководством Центра направлены в Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.

Акционерным обществом «Хабар» в 2005 г. осуществлено приобретение основных средств на сумму 1 258 673 тыс. тенге, в то время как собственные доходы общества сложились в сумме 645 960 тыс. тенге. Очевидны признаки нарушения норм бюджетного законодательства, связанные с отвлечением на цели приобретения оборудования и погашение кредитов средств республиканского бюджета, предназначенных только для реализации государственной информационной политики, а именно - на производство и распространение телевизионных программ.

Согласно законодательству, привлечение средств республиканского бюджета на погашение кредитных займов для приобретения оборудования должно осуществляться в рамках бюджетной программы «Институциональное развитие средств массовой информации» путем увеличения доли государства в уставном капитале общества.

Как видите, за фактами далеко ходить не надо. В настоящее время мною принят ряд мер по обеспечению соблюдения действующего законодательства и пресечению коррупции в структурных подразделениях Министерства и подведомственных организациях. Всем руководителям указано на необходимость устранения выявленных нарушений законодательства, усиления контроля деятельности кадровых, финансово-экономических и юридических служб.

Моим приказом утвержден ведомственный план борьбы с коррупцией, предусматривающий конкретные мероприятия по профилактике подобных правонарушений.

Полтора месяца назад в центральном аппарате Министерства мы провели расширенное заседание, в ходе которого всем работникам указали на необходимость соблюдения антикоррупционного законодательства, которое предусматривает ответственность даже в случае бездействия при обнаружении попытки совершить коррупционное правонарушение.

Кроме того, как Вам известно, в этом году приняты поправки в законодательство о СМИ, которое среди прочего установило запреты на существование фантомов-газет, виртуальных, несуществующих журналов, которые ранее участвовали в тендерах, создавая видимость конкуренции.

Вместе с тем, учитывая масштабность задачи, я дополнительно предлагаю следующие меры.

Первое. Министерство культуры и информации, курирующее такие вопросы, как взаимодействие с гражданским обществом, средствами массовой информации должно быть флагманом борьбы с коррупцией.

В этой связи я призываю все средства массовой информации начать полномасштабную борьбу с коррупцией среди государственных служащих при нашей поддержке.

Как глава ведомства, курирующего вопросы СМИ, я обещаю журналистам защищать их от судебного преследования со стороны государственных служащих. Это я буду делать, невзирая на лица.

Предлагаю всем средствам массовой информации возродить традиции журналистских расследований, так называемых «командировок по письму».

Работы - непочатый край. Один Геннадий Бендицкий уж точно не справится.

Второе. Я предлагаю всем специализирующимся журналистам и главным редакторам один раз в месяц собираться у меня, так сказать, в закрытом формате, чтобы могли мне рассказать обо всех известных Вам фактах коррупции.

Я понимаю, бывают вещи, о которых и не напишешь без серьезного риска для себя. Вот о таких вещах и пойдет разговор. Со своей стороны я буду стараться довести эти факты до сведения руководства страны.

Третье. Я даю распоряжение предусмотреть при формировании государственного социального заказа специальные лоты на тему борьбы с коррупцией для НПО. Призываю все НПО активно участвовать в конкурсах по антикоррупционным лотам, совместно с нами бороться с этим злом, предлагать нам нестандартные решения в этой области.

Также даю указание предусмотреть больше средств на тему борьбы с коррупцией при формировании госзаказа на проведение информационной политики, чтобы в каждом печатном издании были рубрики, посвященные данной теме.

Четвертое. Перед зданием Министерства с сегодняшнего дня установлен большой синий ящик. Я призываю всех писать и бросать туда письма с фактами о коррупции в Министерстве, адресуя их мне напрямую.

Только прошу - не анонимно. Ведь можно и оклеветать человека.

Пятое. Я призываю все СМИ без исключения участвовать в тендерах, проводимых в министерстве. И тех, кто считает себя оппозиционным, тоже приглашаю. И предлагаю заодно найти факты коррупции.

Думаю, это будет полезней для читателей, общества, чем писать всякую ерунду про министра Ертысбаева.

Шестое. Предлагаю всем ходокам с просьбами поддержать то или иное ТОО, выпустить книгу за государственный счет, отпраздновать юбилей - прекратить все это. Прошу не обижаться, но отныне все просьбы подобного рода буду воспринимать как косвенную попытку совершить коррупционное преступление.

Если мы себя называем деятелями культуры, то у нас, прежде всего, должна быть внутренняя культура устойчивого неприятия коррупции, мздоимства.

Седьмое. Мы планируем в ближайшее время, после согласования с руководством Правительства, начать процедуру сертификации Министерства на соответствие международным стандартам качества ИСО серии 9000.

Как известно, в результате сертификации все подразделения министерства будут подвергнуты жесткой, непредвзятой и объективной оценке с точки зрения эффективности, лишние звенья, создающие волокиту, являющиеся балластом, будут выявлены, каждая должностная единица будет нацелена на достижение конечного результата деятельности Министерства. Тем самым мы сделаем с точки зрения менеджмента значительный шаг вперед, имея ввиду повышение конкурентоспособности ведомства.

Международных органов сертификации достаточно много. Можно пригласить Ллойд, Муди Интернешнл, Русский регистр, либо довериться отечественному органу сертификации. Главное, чтобы они четко представляли себе, что такое наше Министерство.

Уважаемые участники совещания!

Сегодняшнее мероприятие - не рядовое. Мы шаг за шагом предпринимаем все меры для того, чтобы очиститься от коррупционного зла, окутавшего систему государственной службы как спрут.

Утверждена Концепция гражданского развития, внесены поправки в законодательство о СМИ, принят новый Закон «О культуре», мы целенаправленно проводим работу по разработке и внедрению нормативов в сфере культуры, архивного, библиотечного дел, предпринимаем попытки внедрения в работу министерства системы стратегического бюджетного планирования, в стране началась административная реформа. Все это так или иначе направлено на профилактику и борьбу с коррупцией, оптимизацию системы работы с населением.

Вместе с тем, необходимо искоренить коррупцию из нашего с Вами сознания, выработать стойкий иммунитет, неприязнь в отношении взяточничества, мздоимства на ментальном уровне.

В последние годы в стране наметился подъем, растет экономика, расширились источники финансирования, республика признана на международной арене, возросли ее престиж и авторитет. И вряд ли приемлемо теперь то, что такие негативные явления как взяточничество и коррупция, тормозящие развитие, по-прежнему не уменьшаются.

В последнее время появилось немало анекдотов о так называемых «новых казахах». Когда их слышишь, не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать, и не знаешь, куда деваться от стыда. Смысл большинства из них заключается в том, как каждый желает выделиться из среды своих современников, неважно каким образом, что он делает, чем питается, на чем и куда ездит.

Великий Абай призывал к уважению к людям труда, скромности, образованности, человечности. И эти слова мы не вправе забывать. Об этом также гласит народная мудрость. Если мы обратимся к мировой истории, то и здесь увидим, что причиной падения великих государств, например, Римской империи, было не нашествие варваров, но взяточничество, коррупция, разложение элиты.

На нашу долю достались огромные природные богатства, но они не должны нас ослеплять и разлагать. Если мы хотим стать подлинным государством, мы должны избавиться от лености, чванства, праздности, алчности, косности. И в этой связи я хотел бы привести следующий пример.

Один из прежних королей Садовской Аравии, видя, что средства, поступившие от экспорта нефти, растрачиваются неэкономно, сказал: «Арабы только вчера с верблюдов пересели на «Мерседесы». Но если мы так будем тратить, то где гарантия того, что завтра снова не придется пересесть на верблюдов».

Поэтому наша главная цель - избавиться от бесхозяйственного взгляда на государственную собственность, а, напротив, честно трудиться в целях его приумножения. К этому нас призывают и слова Главы государства.

И в преодолении всего того, что наносит вред сознанию, особая роль принадлежит средствам массовой информации, нашему министерству.

Так будем же бескомпромиссно, как один, засучив рукава, бороться с коррупцией.

Спасибо за внимание.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии