Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Анвар САЙДЕНОВ: «Говорить, что ситуация с ростом цен вышла из-под контроля, было бы неправильно»

Фото : 18 августа 2006, 18:42

Сергей ЗЕЛЕПУХИН, 18.08.2006

Анвар САЙДЕНОВ: «Говорить, что ситуация с ростом цен вышла из-под контроля, было бы неправильно»

Обсуждаемые на самом высоком уровне вопросы по дальнейшему развитию финансового сектора, об эффективности принятых антиинфляционных мер, о демонополизации «Казахтелекома» и развитии фондовой биржи недвусмысленно показывают, что стоит на повестке дня и является наиболее актуальным в экономическом плане для правительства. Но конкретных результатов как не было, так и нет. О том, как обстоят дела в банковской системе, мы попросили рассказать председателя Национального банка Казахстана Анвара САЙДЕНОВА.

Анвар Галлимулаевич, по данным проверки Агентства финансового надзора, «Валют-Транзит Банк» испытывает сложности с текущей ликвидностью. Насколько эта проблема может грозить банкротством? Ведь некоторые зарубежные эксперты уже давно предсказывали дефолт ряда банков второго уровня либо в конце этого года, либо в начале следующего?
- Ситуация вокруг этого банка непростая, но Агентство финнадзора над этим постоянно работает и ищет выходы из этого положения для того, чтобы, например, появились потенциальные инвесторы. Поэтому говорить о неминуемом крахе «Валют-Транзит Банка» я бы не стал. Если говорить о банковской системе в целом, то я не согласен, что через некоторое время ряд банков второго уровня станут банкротами и произойдет крах всего банковского сектора.

Обычно это связывают с тем, что внешних заимствований банков очень много, а возврат кредитов небольшой…
- На 1 июля текущего года безнадежные кредиты составляли 2,3% от кредитного портфеля БВУ. Проблемы с возвратом кредитов появятся позже, хотя я сомневаюсь, что это может произойти масштабно. Не бывает такого, что выдал кредиты и с ними сразу начинаются проблемы. Потом АФН очень внимательно следит за ситуацией, и сами банки досконально просчитывают риски. Я знаю, какие методики существуют у крупных банковских структур. Они относятся к этому очень серьезно.

На выездном совете по экономической политике в Алматы говорилось, что для дальнейшего развития банковского сектора предусмотрены либерализация доступа иностранных банков на отечественный рынок. Насколько серьезно разрабатывается этот вопрос?
- Он разрабатывается. Доступ на наш рынок в принципе свободен, больших ограничений для выхода на него нет. Единственное ограничение существует по рейтингам. Если иностранный банк хочет стать владельцем банка в Казахстане, он должен обладать соответствующим международным рейтингом. Агентство финнадзора этим занимается. Во-первых, сейчас речь идет о возможности увеличения перечня рейтинговых агентств. Во-вторых, рассматривается возможность в перспективе отказаться от ограничения по рейтингам. Но все же мы хотим, чтобы к нам приходили солидные финансовые организации, со своими ноу-хау, экспертизой, программным обеспечением. А, как правило, у таких организаций очень высокий рейтинг.

Не рыночно, но эффективно

На какой промежуток времени введены новые правила по ужесточению МРТ? Будет ли эта мера носить краткосрочный характер или она направлена на долгосрочную перспективу?
- Минимальные резервные требования введены не на два и не на три месяца. В октябре мы посмотрим на первые результаты, и Нацбанк даже может ужесточить правила по МРТ. Но пока рано делать какие-либо выводы, поскольку новые правила по конвертации денег, поступающих в Нацфонд, введены 1 июля, а по резервным требованиям - 18 июля. Они не дали еще конкретных результатов, исходя из которых можно было принимать соответствующие решения.

Многие представители банков второго уровня говорят, что ужесточение правил по МРТ - это законное право Нацбанка. Но при этом отмечается, что у него есть другие инструменты, чтобы решить проблему избыточной ликвидности.
- Я бы так не сказал, поскольку мы используем весь набор инструментов для контроля над ликвидностью: ноты, депозиты, МРТ, ставку рефинансирования.

Но банкиры отмечают, что ужесточение правил по минимальным резервным требованиям - не самый эффективный инструмент…
- Он, может быть, не самый рыночный. С этим я согласен, поскольку в некоторых классификациях мер денежно-кредитной политики ужесточение правил по МРТ относится к административным, прямым мерам, а не рыночным, косвенным. Конечно, в идеале было бы хорошо, если бы мы сугубо экономическими мерами решили проблему избыточной ликвидности, например путем повышения ставки рефинансирования, но до этого мы пока еще не доросли, даже исходя из того, что наш финансовый рынок занимает небольшую долю в ВВП. Доля кредитов и других активов к валовому внутреннему продукту уступает странам Центральной и Восточной Европы, не говоря уже о развитых государствах.

В таких условиях, когда финансовый рынок «неглубокий» и косвенные меры оказывают ограниченное и неэффективное воздействие, приходится прибегать к административным мерам. Последние, может быть, нам более понятны и в применении легче, но они достаточно жесткие. Поэтому я считаю, что по МРТ произошло сильное ужесточение.

Все под контролем

По мнению вице-министра экономики и бюджетного планирования Марата КУСАИНОВА, инфляция в Казахстане в среднегодовом выражении в этом году составит 8,5%. Согласны ли Вы с таким утверждением?
- Речь идет о прогнозе, который делало правительство, а Нацбанк исходит из основных направлений своей деятельности и имеет блок сценарных вариантов развития инфляционных процессов. По второму нашему сценарию верхняя граница инфляции установлена в пределах 8,5%, и эту границу мы пересматривать не собираемся. Я думаю, что правительство, делая свои прогнозы по росту цен, исходило из нашего второго сценария.

А не кажется ли Вам, что ситуация с ростом цен все же выходит из под контроля?
- Считаю, что ситуация является управляемой. Во-первых, сама динамика инфляции постоянно меняется. В январе в годовом выражении рост цен был на уровне 7,7%, в феврале - 8,7%. Сейчас инфляция вернулась на более низкий уровень в 8,7%, а в некоторые месяцы она составляла и 9%, и 8,9%. Во-вторых, некоторые говорят, что наши меры по регулированию ликвидности не дали эффекта. Но надо учитывать тот факт, что они были применены недавно. МРТ введены меньше месяца назад. Мы даже не имеем еще первых результатов. Поэтому контроль над ликвидностью, который является самым главным и единственным вкладом Нацбанка в борьбе с инфляцией, нами осуществляется. Мы пошли на увеличение объема нот. Их мы будем выпускать на каждом аукционе. По депозитам то же самое. Банки часть депозитов уже перевели на корсчета в Нацбанке, в связи с чем сумма на них резко увеличилась и составляет на сегодня более 300 млрд. тенге. То есть часть банковских средств выведена из обращения и тем самым она не оказывает влияния на усиление инфляционного давления. В целом говорить сейчас, что ситуация с ростом цен вышла из-под контроля, было бы неправильно.

А почему не срабатывает повышение Нацбанком ставки рефинансирования как наиболее эффективного инструмента контроля избыточной ликвидности в развитых экономиках и снижения инфляционного давления? Говорят, что отсутствует так называемый придаточный механизм. Что это означает на практике?
- Придаточный или трансмиссионный механизм у нас действительно не работает, потому что банки не нуждаются в тех средствах, которые Нацбанк мог бы предоставить по ставке рефинансирования. БВУ переполнены ликвидностью, у них есть другие, более дешевые внешние источники заимствований. Поэтому учетная ставка не работает. То есть теоретически она существует, но практически на стоимости средств банков она не сказывается.

Как обстоят дела с разработкой новой методики исчисления инфляции?
- Как вы помните, речь шла о модели, которая прогнозирует рост цен и определяет роль в этом процессе монетарных и немонетарных факторов. Рабочая группа, работавшая по методике определения инфляции, знакомилась с той моделью, которая есть в Нацбанке. Я лично участвовал в том заседании, где подробно анализировались внутренние и внешние факторы, заложенные в модель, - как сама она функционирует, какие ее результаты. Все это обсуждалось. Когда возникают горячие дискуссии о том, кто виноват, что инфляция вышла за пределы первоначально заложенной, тогда возникают инициативы по созданию рабочих групп и выработке согласованных подходов. То есть это естественная реакция правительства.

После анализа споров на официальном уровне о монетарной или немонетарной природе инфляции складывается впечатление, что различные ведомства ответственность за ее выход за запланированные рамки перекладывают друг на друга…
- Когда мы говорим о немонетарных факторах инфляции, речь идет о тарифах естественных монополистов. Есть орган, который этим занимается и за это отвечает. Если мы говорим о росте цен на потребительских рынках в регионах, то обращаем внимание на барьеры, существующие на пути доставки продуктов питания, овощей и фруктов. За это должны отвечать местные органы власти. Нацбанк отвечает за монетарные факторы, к которым относится контроль над уровнем ликвидности. Поэтому в вопросе, кто виноват в том, что инфляция выходит за пределы ранее заложенной, много аспектов.

Все течет, но фондовый рынок не меняется

Как Вы считаете, выход таких нацкомпаний, как «Казахтелеком», «Казахстан темир жолы», с 5% акций на Казахстанскую фондовую биржу даст толчок для развития фондового рынка?
- Толчок даст, но коренным образом изменить ситуацию не сможет. Если институциональные инвесторы, физические лица получат доступ к этим акциям, то намерения правительства по стимулированию отечественной фондовой биржи будут реализованы. Но на этом нельзя останавливаться. А предполагать, что 5% акций «Казахтелекома» изменят всю ситуацию на фондовой площадке, было бы неправильно.

Сейчас много идет споров об эффективности дробления «Казахтелекома». Против этого, как и отчуждения от компании магистральных телекоммуникационных сетей, высказался и.о. главы госхолдинга «Самрук» Сауат МЫНБАЕВ. По его мнению, вывод магистрали не принесет пользы ни компании, ни рынку в целом. Согласны ли Вы с такой оценкой?
- Как экономист, я согласен (и это распространенная практика) с тем, что есть магистраль, которая должна быть отдельно, а есть стратегические активы. Правительство сейчас этим занимается. Проблема в том, что понимать под стратегическими активами и что к ним должно быть отнесено. Это оказалось непростым вопросом, вокруг которого идет много споров. Но, думаю, правительство четко решит, что должно находиться в собственности государства под стратегическим контролем, а что нужно приватизировать или выводить на фондовый рынок через продажу акций.

В целом, считаете ли Вы демонополизацию «Казахтелекома» необходимой?
- Это естественно, если посмотреть на наш или даже российский или украинский телекоммуникационный рынок, на тот уровень тарифов и количество игроков на нем. Я считаю, что подвижки в демонополизации все равно осуществляются: предоставляются частоты частным операторам. Нужна демонополизация «Казахтелекома» или нет - вопрос риторический. Основная проблема в том, как ее реализовывать.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии