Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Региональная инновационная идея может стать общей для страны

Фото : 21 августа 2006, 10:31

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК. 21 августа. КАЗИНФОРМ /Людмила Малько/ - Дискуссии о вступлении Казахстана в ВТО то затихают, то вспыхивают вновь, правда, разговоры перешли уже в другую плоскость и вопрос «надо или не надо вступать» уже не актуален. Это стало совершенно очевидной необходимостью и ясно, что Казахстан, равно как и другие претенденты стран СНГ на вступление, просто не может находиться вне мира. Стремительное перемещение людей, товаров и финансов в условиях глобализации естественным образом вовлекает и нашу страну в это движение.

Сегодня на повестке дня стоит проблема другого плана: насколько честно проанализированы плюсы и минусы вступления в ВТО, что приобретет, а что потеряет экономика от этого шага, и готово ли наше государство к возможным потерям. Анализ требуется честный, тщательный и жесткий. Именно этот непредвзятый взгляд поможет сконцентрироваться на главном, какие условия для вступления в ВТО необходимо сформулировать, чтобы не нарушить экономическую безопасность страны. Проанализировать детально, какие отрасли экономики смогут реально развиваться в регионах и буквально «на ходу» интегрироваться в мировую экономику, органично и с высокой отдачей.

При этом нельзя забывать, что основные фонды большинства предприятий изношены, и логичнее было бы поддержать те отрасли, где это наиболее перспективно.

Для Восточного Казахстана, равно как и для всей страны, ответы на эти стратегические вопросы жизненно важны. Однозначно, что вступление в ВТО даст пользу добывающим отраслям промышленности. Далее, выход отечественных энергоресурсов на рынки любой страны без ограничений - это тоже положительный момент. Хотя абсолютно все металлургические заводы региона уже давно вышли на международные рынки и занимают там устойчивые позиции. Но опять-таки, и в этом случае нельзя забывать о том, что эта отрасль сырьевая, а ее источники не бесконечны. В металлургической отрасли Казахстана речь, к сожалению, пока не идет о продукции с высокой добавленной стоимостью.

Известно, что в регионе три года назад было создано производство, совершенно нового цикла, причем не сырьевого спектра - завод «АзияАвто». Автосборочное предприятие, которое по задумке его создателей должно было начаться со сборочного, а впоследствии перейти на полный технологический производственный цикл, включая не только цех покраски и собственное сварочное производство, но и закуп комплектующих на отечественных предприятиях. Тем самым, создавалась целая отрасль отечественной промышленности.

Тем более, что в стране есть предприятия, которые тоже проинвестировав технологическое переоснащение, создали производства комплектующих.

Но, чтобы начать производство комплектующих, им нужны солидные объемы.

За три года работы автосборочного завода «Азия Авто» собрано 8 тысяч автомобилей «Нива», с прошлого года начат выпуск «Шкоды Октавии», этим летом завод приступил к сборке автомобиля «Шкода Суперб».

Уникальность предприятия, высокий международный уровень уже сложившегося производства, привлекли внимание знаменитого немецкого концерна «Volkswagen» в лице чешского завода «Skoda auto», и они выбрали Казахстан в качестве партнера (среди многих желающих). Партнерство за этот год доказало всем скептикам, что у Казахстана есть все возможности работать в соответствии с высокими мировыми стандартами качества. Здесь высококвалифицированные кадры, новые технологии и оборудование, культура производства.

Мировая практика показывает, что сборочное производство, как локомотив, тянет за собой создание многопрофильной инфраструктуры, начиная от сборки, производства комплектующих до обустройства автодорог, сервисного обслуживания и т.д. и т. п. Но для этого необходим стимулирующий механизм.

В нашей же стране, как стало известно, вопрос о введении запрета на ввоз автомобилей старше семи лет снят с повестки дня, как и запрет на ввоз праворульных иномарок. Между тем, из 270 тысяч импортируемых автомобилей только 26 800 составляют новые иномарки и 26 тысяч новых машин российского производства. Практически 90 процентов импорта всех автомобилей составляют именно «подержанные».

Было много разговоров о введении запретительных мер на ввоз подержанных машин, что, несомненно, послужило бы весомой поддержкой молодого отечественного автопрома. Но факт остается фактом - запреты введены не будут. Значит, возможность увеличить объемы производства отечественных автомобилей существенно сокращается.

По словам первого заместителя председателя правления совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО», куда входит и завод «АЗИЯ АВТО», Максима Хлавновича, несмотря на это, завод мог бы значительно увеличить объемы сборки, ведь его мощность рассчитана на 45 тысяч машин в год, но для этого необходимо государственное соглашение о снижении уровня локализации с 50 до 30 процентов, чтобы для казахстанских автомобилей стали открытыми внешние рынки. «Между Россией и Украиной такое соглашение уже существует», - заметил он.

Мы же при вступлении в ВТО обрекаем первенцев отечественного автопрома на выживаемость в заведомо проигрышных условиях конкуренции. И речь идет не только об «Азии Авто». В Казахстане осваивается выпуск «КАМАЗов» на предприятии «Казахстанинжиниринг», свою лепту в этот сектор вносит «Агромашхолдинг», которые тоже установили новое мощное оборудование.

На брифинге по случаю запуска серийного производства «Шкода Суперб» администрация АО «Азия Авто», озвучив информацию о перспективах завода, отметила, что, тем не менее, они не унывают от такого исхода дела и думают завоевывать рынок качественной работой и расширением модельного ряда автомобилей, к примеру, «Ауди» и новой чешской «Фабии».

Кроме того, казахстанские производители намерены расширять по республике сеть сервисных центров модели Шкоды. Правда, за этот год только единичные экземпляры из собранных на усть-каменогорском заводе заезжали на СТО ремонтироваться, что говорит о высоком качестве продукции «Азии Авто», отметил во время недавнего запуска в серию «Шкоды Суперб» шеф по производству концерна «Шкода авто» господин Херст Мюль.

…Казахстанские эксперты полагают, что сегодня необходимо ускоренными темпами развивать перерабатывающие отрасли, особенно нефтехимию и машиностроение. Нуждаются в серьезном укреплении пищевая, легкая промышленность, сельское хозяйство. Но селу нужны серьезные инвестиции и меры социальной поддержки, в том числе законодательного характера.

И очень важно на данном этапе отработать ряд заградительных мер, к примеру, тарифных защит и различных количественных ограничений, чтобы как можно выгоднее сформировать вступительные условия.

Китай, например, боролся за вступление в ВТО 15 лет, создал колоссальную экспортную экспансию, причем не сырьем. Сначала там легкая промышленность, а теперь уже высокотехнологическая продукция завоевали твердые позиции на ведущих рынках и в Америке, и в Европе, и в других регионах. Теперь Китай может позволить уступить какую-то долю своего внутреннего рынка в обмен на то, чтобы сохранить масштабы и интенсивность своей экспортной экспансии. И, тем не менее, там до сих пор дискуссируют о том, что выиграла нация от этого шага.

Пример с автосборочным производством Усть-Каменогорска демонстрирует одну из благодатных для страны новых отраслей, которая уже может конкурировать на мировом уровне.

Глава государства в своем мартовском Послании заострил внимание региональных властей на создании современной стратегии территориального развития, с выработкой нестандартных производств, способных стремительными темпами стать в своих регионах локомотивами экономической модернизации страны.

Как известно, в восточном регионе была разработана региональная стратегия создания высокотехнологичного производства несырьевой отрасли: автомобильное производство. А в перспективе планировалось перейти от сборки готовых машин из импортных комплектующих до производства их в Казахстане.

Примером такого успешного технологического рывка в быстром переходе от отверточного производства до реального производителя со всеми технологическими переделами могут служить Чешская Республика и Словакия. В маленькой Чехии производство автомобилей сегодня составляет 20 процентов промышленного производства. Автоиндустрия стала локомотивом экономического роста всей страны. К концу года два этих небольших по территории государства будут производить около 2 миллионов машин в год, хотя еще в начале 90-х годов их количество не достигало и двухсот тысяч. Пережив кризис, Словакия сумела предложить инвесторам привлекательные условия, включая низкие корпоративные налоги, и выразила готовность устранить «проблемные дороги». Немецкий концерн «Volkswagen» один из крупнейших инвесторов этих стран - 1,8 млрд. долларов США инвестировал в развитие отрасли только на территории Словакии.

Несомненно, вступление в ВТО требует системного анализа проблем, с которыми столкнулись другие страны при вхождении в мировую кооперацию. Какие они отстаивали позиции принципиально и до конца, а по каким - шли на уступки. Изучение их опыта поможет не только продвинуть нашу страну в когорту государств с высокорентабельным производством, но и защитить экономический и национальный интересы.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии