Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Экономика Казахстана переживает проблему «несварения денег»

Фото : 21 августа 2006, 10:36

АСТАНА. 21 августа. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/ - На фоне «осторожного» оптимизма, высказанного на последнем заседании правительства по поводу динамичного роста экономики и столь же прибавляющего в весе ВВП по итогам прошедшего полугодия, откровенно пессимистично выглядит «область антиинфляционного регулирования». Рассвирепевший прожорливый зверь по имени инфляция готов слопать не только внушительную часть доходов населения и всех обещанных социальных выплат, но теперь представляет угрозу для макроэкономической стабильности и норовит стать неуправляемым.

Растущая инфляция, как известно, является одним из верных симптомов болезни «перегрева экономики», о которой только вчера предупреждали приглашенные гарвардские профессора-консультанты. По итогам семи месяцев текущего года мы получили один из самых высоких базовых уровней инфляции в 8,1 % (в 2005 году за аналогичный период было 6,8%), который, к тому же, высчитывается без учета роста цен на фрукты-овощи, уголь, ГСМ и другие услуги, которые находятся в поле регулирования государства.

Но вот болезнь уже вовсю прогрессирует и самое время применять курс интенсивной терапии. Однако главные лекари - финансово-экономический блок страны - еще не могут определиться с точным диагнозом и способами лечения. Премьер высказал весьма жесткую критику в адрес Нацбанка вкупе с Министерством экономики и бюджетного планирования, которые до сих пор затрудняются дать точный анализ структуры инфляции. Имеет ли она монетарную природу или связана больше с проблемами низкой производительности, слабой конкурентной среды, высокими издержками?

Нацбанк никак не решается оценить точную пропорцию монетарных и немонетарных факторов в формировании инфляции. Минэкономики стоит на том, что рост инфляции на 85 % связан с безмерным раздуванием денежной массы. Пока, как заметил Премьер, эти ведомства пребывают в теоретических спорах, единой конструктивной позиции по борьбе с инфляцией так и не существует.

В такой ситуации строить какие-либо правдивые экономические прогнозы - занятие сложное, еще труднее предсказать: в каких же реальных коридорах инфляции мы сможем удержаться в следующем году? Как известно, в 2007 году следует ожидать очередного денежного вала, связанного с повышением зарплат в госсекторе, увеличением социальных расходов. Внесет свою лепту и рост банковского кредитования. Если и дальше не воздействуют меры антиинфляционного регулирования, то последствия «перегрева» могут оказаться далеко за пределами всякого оптимизма.

Напомним, что в 2005 году на аналогичном заседании правительства по итогам полугодия, вопрос ставился тем же «ребром» - о «необходимости выработки системных мер по предотвращению перегрева экономики». На апрельском совещании в этом году, посвященном вопросам борьбы с инфляцией, монетарной и фискальной политике Президент Н.Назарбаев обратил внимание на то, что "номинальный рост ВВП создает большой инфляционный потенциал". "Признаки "перегрева" экономики мы ощущаем и чувствуем", - сказал тогда Глава государства. «Все это требует ограничения расходов бюджета и усиления сберегательной функции Нацфонда, ужесточения денежно-кредитной политики в целом, координации фискальной и монетарной политики в увязке с темпами экономического роста", - отметил Н.Назарбаев.

Сегодня Премьер страны вынужден констатировать, что «каких- либо системных и концептуальных мер, разработанных в рамках антиинфляционного регулирования», соответствующими структурами предложено не было. Все предпринятые в этом году меры по укрощению инфляции преимущественно монетарного характера были почерпнуты из пакета рекомендации Международного валютного фонда. Чем и ограничились, не мудрствуя лукаво.

Рекомендации экспертов МВФ сводились к повышению ставки рефинансирования, расширению охвата резервных требований, ужесточению пруденциальных нормативов в части ограничения внешних заимствований. Очевидно также, что и старательное исполнение добрых советов миссии, воспринятых нашими ведомствами как руководство к действию, пока не сильно меняют общую картину инфляционного давления. Они и не дадут скороспелых результатов, все эти меры замедленного действия.

Из чего, собственно, складывается наша антиинфляционная политика? Мы попеременно уповаем то на «монетарное» чудо в расчете, что Нацбанк вместе с Нацфондом высосут буквально как пылесос из экономики страны лишнюю ликвидность, то на «зеленые караваны» которые вот-вот завалят страну дешевыми овощами-фруктами, в вину которым традиционно вменяется чуть ли не треть роста инфляции. Но, судя по всему, чуда никакого ждать не стоит, поскольку причины болезни куда более серьезны и глубоки для того, чтобы ее вылечить голыми рекомендациями даже столь авторитетной организации, как МВФ.

По мнению гарвардского консультанта, профессора Рикардо Хаусманна, важно, чтобы экономика росла, не превышая своего скоростного ограничителя. Если пытаться расходовать и тратить свои богатства слишком быстро, предостерегает он, то это приведет к неминуемому «перегреву экономики». Общество требует от государства увеличения своих расходов, зная, что в бюджете страны достаточно много денег. В конечном счете, возникает ситуация, когда вы не покупаете больше товаров, а покупаете их по более высокой цене. Особенно ярко эта тенденция проявляется на рынке казахстанской недвижимости, куда вливаются огромные денежные потоки, провоцируя заоблачные цены.

И те восемь признаков «перегрева экономики», которые были названы в правительстве, в полной мере раскрывают суть нашей сырьевой зависимости, пагубного воздействия на экономику захлестывающего потока нефтедолларов, который, к тому же, стремится выйти из-под контроля. К примеру, только за первое полугодие номинальный рост ВВП превысил реальные темпы роста ВВП в 3,5 раза, что фактически свидетельствует о непомерном росте денежной оценки валового продукта, нежели увеличении его физических объемов.

Такая ситуация складывается, понятное дело, в результате роста экспортных цен на сырье, за счет которой увеличивается валютная выручка, идет чрезмерное пополнение бюджета. Причем в отношении экспорта наблюдается аналогичная картина опережения номинального роста над реальным объемом экспортируемых товаров и услуг. При этом импортной продукции мы поглощаем все больше и больше, а обходиться стала она почти в 5 раз дороже.

Наряду с этим, явный дефицит внутренних казахстанских активов при сильном давлении денежной массы приводит к необоснованному росту их рыночной стоимости. Наконец, к перечисленным факторам добавляется пресловутый «кредитный бум», основу которого формируют, увы, не капитальные инвестиции, а потребительская и спекулятивная направленность.

Только за прошедшие полгода денежная масса в стране расширилась на 31%, по отношению к 2005 году - на 47%. За шесть месяцев 2006 года сумма выданных кредитов экономике составила 63% к ВВП, что является уже рекордным соотношением. Но ведь, грубо говоря, купив новый телевизор, машину, квартиру, мы не становимся богаче в настоящем понимании. Это все лишь затраты, а не вложения. При этом доля кредитов, взятых на приобретение основных средств, составляет всего десятую часть всех выданных кредитов. В то же время за последние два года стремительно выросла сумма кредитования сектора недвижимости, куда сегодня банки щедро направляют 20 % кредитных средств или в денежном выражении это составляет 630 млрд. тенге. За полгода казахстанские банки назанимали у иностранных кредиторов 215 млрд. тенге, а прогноз привлечения средств от банков-нерезидентов до апреля 2007 года составит астрономическую сумму в 1,5 трлн. тенге.

Но не таким страшным злом казался бы этот «перегрев», если на фоне всех отягчающих обстоятельств мы имели бы кардинальные изменения в качестве экономического роста, то есть столь же динамично в позитивную сторону менялась структура инвестиций, промышленности, экспорта-импорта, как это происходит, скажем, в китайской экономике.

Да, если сравнивать темпы роста экономики с нашими соседями, то наиболее близок нам по данному показателю только Китай, где на протяжении семи лет удерживается среднегодовой ВВП на уровне 9,3%. Однако разница в том, что в Китае сегодня искусственно пытаются сдержать темпы роста экономики, мы же все время стараемся дотянуться до новых планок.

Еще более гигантская разница в самом содержании этого роста. У нас он обусловлен благоприятной ценовой конъюнктурой на рынке углеводородов, китайская экономика растет за счет стремительно развивающегося производства, освоения новых технологий, крупных инвестиционных проектов.

Как отметил Премьер-Министр, борьба с «перегревом» экономики отнюдь не должна сводится к ограничению показателей потребления, импорта, инвестиций, внешних заимствований частного сектора. Иными словами, монетарщики могут сколько угодно закручивать гайки на своем поле, вводя все новые ограничения для поглощения избыточной ликвидности, но в результате этих мер не появятся рабочие места, не заработают новые предприятия, не пополнится список товаров на экспорт.

В сфере кредитования, по мнению главы Правительства, следует переломить потребительскую и спекулятивную тенденцию, максимально поощряя поток капитальных инвестиций. Однако на практике сам банковский бизнес поощряет лишь сверхдоходные сектора, как ипотечное или потребительское кредитование и прочие, но отнюдь не создание и расширение производств. Здесь процентные ставки настолько отпугивающе велики, что воспользоваться ими не всегда решится даже предприниматель среднего уровня, не говоря о начинающем.

Премьерской обструкции подверглись помимо финансово-экономического блока и другие госорганы, ответственные за сбалансированное развитие экономики. Как было отмечено на заседании, ни Министерство сельского хозяйства, ни Министерство индустрии и торговли до сих пор не разработали ни один механизм по комплексному решению проблем на рынке плодоовощной продукции, ГСМ. И главное - остались нетронутыми те самые «структурные» проблемы инфляции, состоящие в повышении качества экономического роста, стимулировании производительности труда, ресурсосбережении. Возможно, созданная рабочая группа по анализу причин «перегрева экономики» и предложит какие-то неординарные действенные меры. Сроки исполнения очередных «антиинфляционных» поручений истекают 15 сентября текущего года.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии