Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Вождение по мукам. Пробки в Алматы и пути их объезда

Фото : 21 августа 2006, 12:02

Городские власти южной столицы за решение проблемы транспортной перегрузки мегаполиса взялись достаточно давно. В Алматы идет усиленное строительство дорожных развязок и реконструкция магистралей. Нужно отметить, что некоторые положительные результаты уже есть - проблемных перекрестков становится все меньше. Городская дорожная полиция просит водителей быть терпеливыми и совместно с «Литером» предлагает алматинцам реальные возможности преодоления «пробковых» участков городских артерий.

Так ли страшна пробка, как ее малюют

Дабы определить места реальных заторов в Алматы, нужно, как минимум, дать определение дорожной пробке. В принципе, не составило большого труда перелопатить Интернет в поисках хоть какой-то, более-менее схожей с алматинской, ситуации на дорогах. Однако…

Таких нетерпеливых водителей, как в южной столице Казахстана, нет нигде. Если для алматинского водителя 5-10 минут простоя на светофоре - трагедия «вселенского» масштаба, то, к примеру, москвичи уже привык-ли читать газеты в собственном авто по пути на работу на протяжении 40-50 минут. Просто предприимчивые водители выезжают из дома пораньше. В Польше были случаи суицида среди автолюбителей, надолго попавших в затор. Объяснить это можно совершенно не напрягаясь. Когда срывается сделка или человеку грозит увольнение, в состоянии аффекта он способен даже на самоубийство.

Алматинцы свое истеричное состояние выражают как угодно: от душераздирающих сигналов в адрес впереди стоящих собратьев по несчастью и нецензурной брани в адрес всех, кого они знают, до экстремальных «подвигов» типа выезда на встречную полосу или разворота в неположенном месте. А это на самом деле реальный шанс создать не только аварийную ситуацию, но и еще один, теперь уже серьезный, затор во всех направлениях. Видимо, поэтому в Административном кодексе были ужесточены меры наказания против таких лихачей.

Ни одного подходящего описания, что же такое есть дорожный затор, по каким параметрам он определяется, во Всемирной паутине мы не нашли. Зато ответ получили в дорожной полиции Алматы. Если на перекрестке малозначительных улиц автомобиль стоит 10-15 минут - это затор. Тогда за работу принимаются дорожные регулировщики. Однако в Алматы полно магистралей, соединяющих разные концы города, имеющих гораздо большую полосность и, разумеется, интенсивность движения. Здесь настоящий затор может образоваться даже за минуту-две. На таких улицах в часы пик полицейские «дежурят» по-стоянно. Так, к примеру, особенно много транспорта за день проходит по проспектам Аль-Фараби, Абая, Суюнбая, Сейфуллина, Рыскулова, Райымбека, улицам Толе би, Саина, по Северному кольцу.

Итак, судя по описанию дорожных полицейских, считающих затором 10-15-минутный простой десятков машин, можно сделать вывод, что в городе Алматы заторов нет вовсе, поскольку движение машин даже со скоростью 5 километров в час пробкой уже не считается. Зато городские гаишники отмечают массу проблемных перекрест-ков, которые в часы пик приобретают «предзаторные» очертания. Но, учитывая мнение большинства водителей мегаполиса, что поездка из одного конца города в другой на протяжении полутора часов - это все-таки вождение по мукам, будем называть вещи своими именами.

Проблемные перекрестки и пути их объезда

На примере нескольких развязок уже доказано, что даже при высокой интенсивности движения транспорт может беспрепятственно разъезжаться в любом направлении. Проблемы решены на пути к аэропорту по улице Майлина, а также в районе пересечения проспекта Рыскулова и улицы Саина.

Сейчас идет интенсивное строительство четырех развязок по проспекту Рыскулова, начиная от проспекта Сейфуллина и заканчивая улицей Кудерина. Посему все мелкие улочки, расположенные между этими магистралями, разумеется, перекрыты. Такой ситуация будет в течение ближайших полутора лет, пока строительство развязок не закончится. Во избежание скопления автомобилей в таких местах дорожными полицейскими разработаны схемы объездов, которые любой грамотный водитель может без проблем прочесть на многочисленных панно. Так, перекресток Рыскулова-Кудерина можно объехать по улице Сокпакбаева до Северного кольца и через улицу Москвина снова выехать на Рыскулова.

Сейчас предприимчивые водители предпочитают объезжать проспект Рыскулова в зоне строительства по проспекту Райымбека. До 1 декабря этого года подрядчики строительства развязки на Сейфуллина-Жансугурова обещали открыть верхний проезд по эстакаде, чтобы хоть как-то разгрузить проблемный район от многочисленного транспорта.

Для тех, кто не в курсе: уже идет строительство подземной развязки на пересечении проспекта Аль-Фараби и речки Есентай (Весновка). Пока дорожная полиция отвод транспорта на этом участке не делает, поскольку никто никому не мешает.

Сложнее будет ситуация на Тимирязева-Сейфуллина. Уже готов проект пробивки проспекта Сейфуллина от Сатпаева до «Горного гиганта». Дорожная полиция готовит схему объезда на пересечениях с Тимирязева и Аль-Фараби.

В принципе, мы не ошибемся, если скажем, что все крупные магистрали города в направлении «восток-запад» считаются проблемными в любое время суток. Здесь объезжай не объезжай - все равно попадешь в пробку. Так что на помощь водителям в часы пик по утрам и вечерам на многих перекрестках по Сатпаева, Джандосова, Абая, Толе би, Райымбека приходят регулировщики. Но практика показывает, что зачастую разгрузить проблемные улицы невозможно даже «вручную». Дело не в некомпетентности регулировщиков, а в интенсивности движения. С 8.30 до 10 часов утра можно напрочь испортить себе настроение, если поехать с западной части города в восточную, а с 18 до 20.30 - в противоположном направлении.

Пытается дорожная полиция отрегулировать проблемный «треугольник» Джандосова-Сатпаева-Манаса-«Тещин язык». И объездов никаких нет.

Есть еще несколько «пробковых» перекрестков в городе: Жарокова-Тимирязева, Абая- Байтурсынова, Толе би-Сейфуллина, Суюнбая-Райымбека, кольцо на Джандосова-Саина, Рыскулова-Аэродромная, Тесленко- Сейфуллина, Шолохова-Сейфуллина. Каждый водитель на свое усмотрение волен выбирать: либо немного потерпеть, либо объехать затор по соседним магистралям.

Из-за того, что строятся развязки сразу с двух сторон, пробку на Рыскулова-Аэродромной раньше можно было объехать по улице Розовой, но теперь заторы и там.

Еще полтора-два года назад главную алматинскую достопримечательность, в простонародье - барахолку, практически безболезненно можно было объехать по улице Аэродромной, что, в общем, давало небольшой крюк (около двух километров), но экономило нервы и время. Год назад торопливым уже приходилось накручивать лишние километры, минуя пробку через микрорайон «Ужет». Теперь и этот вариант ничего не дает. Огибать следует еще круче - через Бурундай. Кое-какой эффект есть, но при условии не ехать в час пик.

Мост над проспектом Сейфуллина по Райымбека загружен постоянно. Чтобы хоть как-то попасть на автовокзал «Саяхат», двигаясь с запада на восток, объездной путь нужно искать начиная с Байзакова, что, как показывает практика, тоже не вариант.

Перекресток Саина-Джандосова в часы пик превращается в весьма неприятную картину. Притом что для движущихся машин в западном направлении есть номинальная возможность объехать злополучное кольцо, которому уже не помогают ни смена направления главных улиц, ни полицейские-регулировщики. Во всяком случае, продленная улица Шаляпина в сторону Калкамана почему-то еще мало интересует любителей окольных путей.

Пробки стали обычным делом и для ранее благополучной в этом отношении улицы Мате Залки. Если вниз худо-бедно еще можно пробраться черепашьим шагом, то вверх этого сделать не удается, так как соседний проспект Алтынсарина (бывший проспект Правды), по которому проходит несколько автобусных маршрутов, ежедневно перекрывается по направлению к проспекту Абая на ремонтные работы.

Поскольку страна уже начала подготовку городов к зиме, в Алматы идет обширная реконструкция тепловых сетей. На перекрытых улицах опять же есть дорожные знаки и панно. На сегодняшний день закрыты проезды по следующим магистралям: по Торайгырова от Навои до Каблукова, по Манаса от Джандосова до Бухар жырау, по северной стороне Бухар жырау, по Хаджи Мукана от проспекта Достык до улицы Фурманова. Идет дорожный ремонт по Шаляпина от Момышулы до Ауэзова, по Попова от Маркова до Минусинского, по Маркова от Пирогова до Габдуллина. Все эти сложные места можно объехать по прилегающим улицам.

Заместитель начальника управления дорожной полиции Алматы Ермек Кусаинов считает, что при нынешней дорожной ситуации в мегаполисе каждый водитель, прежде чем куда-либо поехать, должен, как минимум, составить себе маршрут.

Причины образования заторов

Вместо того чтобы костерить местные власти и гаишников на чем свет стоит и искать соринку в чужом глазу, попав в затор, каждый водитель должен найти бревно в собственном.

Элементарные наблюдения за стилем вождения алматинцев показали, что ездят в южной столице по принципу «красный мой, зеленый общий». Редкий водитель остановится на перекрестке на зеленый моргающий или не заедет на загруженный перекресток.

От такой езды практически на каждом пересечении крупных улиц происходят мелкие ДТП. Или же недобросовестный водитель перегородит движение остальному транспорту. Вот вам и пробка на ровном месте. А полицейские «Фольксвагены» по небу не летают, поэтому даже гаишники вынуждены добираться до затора или места аварии с большим трудом.

Кстати, наличие инспектора дорожной полиции на пересечении улиц, даже если он просто наблюдает за движением транспорта, уже дисциплинирует водителей. Оно и верно: ведь за нарушение проезда перекрестка могут «впаять» серьезный штраф.

Получается, что приучить автолюбителей к элементарной культуре вождения можно только методом кнута. Пряник типа предупреждения инспектора быстро съедается, и через несколько сотен метров лихачество продолжается.

Вторая причина образования заторов - ремонт дорог. Психующие водители при виде техники и людей в оранжевом начинают крыть акимат матом: что вот, мол, устроили беспредел на дорогах, в то время как за рубежом улицы реконструируются по ночам!

Переживания и чаяния вечно торопящихся горожан, конечно, понятны и вызывают сочувствие. Но нужно обратить внимание и на то, что капитальный ремонт городских магистралей в южной столице начался сравнительно недавно. Чтобы избавить город от глубоких дорожных ям и открытых люков, городские власти решили в кратчайшие сроки реабилитировать 200 километров дорог. С таким объемом работы, трудясь исключительно по ночам, подрядчикам не справиться и за 10 лет, тем более что на это у ремонтников есть только пять-шесть месяцев в году. Поэтому призываем водителей просто потерпеть.

Третья причина, из-за которой некоторые улицы задыхаются от пробок, - часто ломающиеся светофоры. Это тоже с большим трудом можно назвать «заслугой» гаишников, поскольку достались Алматы электрические регулировщики еще с незапамятных советских времен.

Администратор замены светофорных объектов - департамент пассажирского транспорта и дорог. Дорожная полиция лишь дает свои рекомендации этому городскому органу на замену тех или иных светофоров либо на установку новых.

По словам замначальника УДП Алматы г-на Кусаинова, в южной столице 286 светофорных объектов. На 116 из них уже заменены сами светофоры, аппаратура управления и линия связи. На замену электрических регулировщиков не самого сложного городского перекрестка необходимо в среднем пять миллионов тенге. При достаточном финансировании привести в порядок светофорные объекты города можно будет за три года. Речь также идет и об установке светофоров на нерегулируемых перекрестках, где довольно часто возникают нештатные ситуации. Таких проблемных пересечений улиц гаишники насчитали около 40. К примеру, установка светофора на перекрестке Гагарина-Джамбула решит ряд проблем. А главное - упорядочит транспортные потоки.

Внимательные водители наверняка заметили, что режим работы светофорных объектов меняется изо дня в день. Подталкивает к этому растущая интенсивность движения. Буквально на днях такие изменения были внесены на следующих перекрестках: Сатпаева-Тлендиева, Сатпаева-Брусиловского, Сатпаева-Егизбаева, Райымбека-Байзакова, Райымбека-Розыбакиева, Райымбека-Сокпакбаева, Райымбека-Полежаева, Шаляпина-Алтынсарина, Шаляпина-Берегового, Сейфуллина-Жансугурова, Рыскулова-Аэродромная (Бокейханова), Рыскулова-Емцова, Байтурсынова-Тимирязева, по Байтурсынова от Сатпаева до Толе би, по Абая от Фурманова до Саина.

Видимо, к началу нового учебного года режим работы еще ряда светофорных объектов будет изменен, поскольку количество транспорта в городе увеличится, как минимум, на треть.

Четвертая причина образования заторов - хаотичная парковка транспорта. В этой ситуации виновных искать очень сложно. Можно понять и водителей (где-то оставить авто все-таки нужно), и городские власти (ну никак не предусматривало строительство улиц южной столицы еще в советские времена такого количества машин), и гаишников (им ситуации разгребать). Именно с этой целью в городе будет построено порядка 150 многоярусных паркингов в среднем на 700 автомест. В принципе, благодаря запрету останавливаться на улице Фурманова заметно разгрузилась магистраль, да и водители уже нашли варианты решения парковочной проблемы. Но не привыкли еще водители к тому, что на улице Тимирязева теперь останавливаться тоже нельзя. Кто не знает: сплошная желтая линия по краю проезжей части означает, что остановка запрещена. «Тимирязевский» эксперимент, возможно, положит начало массовому решению проблемы хаотичного паркинга.

Александра Алехова, Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии