Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Барьеры приносят убытки

Фото : 21 августа 2006, 12:13

№ 31 (105) от 17 августа 2006 года

Ассоциация предпринимателей столицы в процессе исследований обнаружила барьеры при оформлении права собственности на земельный участок, при реконструкции жилых помещений под коммерческие цели, при таможенном оформлении, при получении акта сверки по налоговым обязательствам. О том, как были выявлены эти бюрократические препоны и к чему они приводят, рассказал начальник отдела развития проектов Ассоциации Меирман Даданбай.

- Два года назад Ассоциация совместно с корпорацией «Прагма» работала над проектом по устранению барьеров в госорганах. В помощь предпринимателям были разработаны логические карты-схемы процесса. Например, при содействии столичного комитета по управлению земельными ресурсами была издана карта-схема, в которой описывается процесс получения правоудостоверяющих документов на земучасток. В свое время мы рассмотрели четыре административных процесса и снизили сопутствующие барьеры. Для сравнения - в Караганде было устранено два барьера.

- Какие именно барьеры стоят на пути оформления разрешительных документов?

- Например, предприниматель сталкивается с бюрократией при получении выписки лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налоговых обязательств, на который по закону должно уходить пять дней, а фактически уходит десять дней. Для того, чтобы получить такую справку, нужно подать заявку в канцелярию налогового комитета, откуда документ идет в приемную и попадает на рассмотрение председателю, который, в свою очередь, ставит свою визу, и отправляет в приемную. Затем документ идет в отдел учета, поступает на рассмотрение руководителя отдела, который определяет исполнителя. Исполнитель, в свою очередь, направляет документ в центр статистики и учета, где документ обрабатывается и подготавливается справка. Из центра документ направляется обратно к исполнителю, от исполнителя - к руководителю отдела, от руководителя - в приемную, из приемной поступает на подпись председателя, затем в канцелярию. Видите, какой сложный и затянутый процесс. Проанализировав эту ситуацию, мы предложили свое решение проблемы - предприниматель сразу обращается в центр статистики и учета, откуда обработанная информация направляется в отдел учета, оттуда - в приемную председателя, откуда документ поступает в канцелярию.

Городской налоговый комитет принял наши предложения, был подписан приказ, что на этот процесс должно уходить не более трех дней. Сейчас мы проводим мониторинг - система работает. Хотя проблемы еще есть: то исполнитель заболеет, то компьютер «зависнет».

- Вопрос может показаться банальным - но в чем причина бюрократических барьеров? Человеческий фактор, менталитет, несовершенное законодательство?

- Причина проста - дефицит информации. Бывают такие случаи, когда сотрудники госорганов создают условия для коррупции, не всегда предоставляют полный перечень необходимых документов, недоговаривают чего-либо. Иногда в здании госорганов нет информационных стендов. Госслужащие не сразу указывают на ошибки в документах, заставляют предпринимателя побегать, постоять в очереди по два часа. Поэтому приходится обращаться к знакомым. В какой-то мере играет роль и законодательная база. Например, некоторые инструкции поверхностны, и исполнитель может трактовать документ на свой лад. Если бы конкретно было сказано - рассмотреть в течение трех дней, то барьеров можно было бы избежать, если сказано - по мере возможности, то начинается затягивание. В какой-то мере, бюрократический барьер - это пережиток советской эпохи, сейчас же стереотипы ломаются, и каждый понимает, что уплаченные им налоги идут на содержание госструктур.

- В московских госучреждениях для сотрудников разрабатываются регламенты с поминутным указанием затрачиваемого времени. Возможно ли такое и у нас?

- Возможно. Но зачастую, когда мы обращаемся в госорганы, то там начинают смотреть свысока, мол, кто такой, откуда.

- Каким образом были выявлены барьеры, и какие пути существуют для их устранения?

- Одним из способов сокращения барьеров служит «одно окно». Хочу рассказать о методологии устранения барьеров, которая делится на несколько этапов. Первый: сбор информации: анкетирование, интервьюирование, фокус-группы (встреча представителей бизнеса и госорганов, где обсуждаются определенные вопросы - авт.). Второй: определение приоритетных, так называемых срочных, барьеров. Третий: принятие конкретных решений. Таким образом, методология включает несколько стадий - сбор информации по процессам и барьерам, определение барьеров в процессе, создание схемы процесса, анализ выгод и затрат, анализ процесса и выработка рекомендаций, внедрение рекомендаций, мониторинг, который отслеживает, работает система или нет. Остановимся подробнее на анализе выгод и затрат. На тот момент, когда мы решали проблему с барьером в налоговых органах, в Астане работало 225750 предпринимателей. На получение справки уходило 10 дней, хотя по закону требуется 5 дней. В среднем в Астане предприниматель зарабатывает, скажем, 10 долларов в день. Получается, человек в очередях терял до 50 долларов. Эта справка нужна во многих случаях - для участия в тендерах, для судебных процессов. А если умножить эти 50 долларов на тогда существовавшее количество предпринимателей! Сумма будет зашкаливать за 1,5 млн., и это только в Астане. Также можно провести анализ выгод и затрат и для госорганов, которые тоже теряют время и средства.

Беседовала Махаббат Садвакасова, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии