Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Развитие шоу-бизнеса в Казахстане: взгляд профессионала на тему нарушений авторского права

Фото : 25 августа 2006, 11:23

Сегодня мы затрагиваем тему нарушений авторского права в шоу-бизнесе. Своим видением этой проблемы поделился поэт-песенник Темирлан Тулегенов, не понаслышке знающий эту тему. В свое время он возглавлял казахстанскую антипиратскую ассоциацию и работал советником по авторским правам на многих отечественных телеканалах, а также юристом-практиком в этой области.

Недостаточное соблюдение закона об авторском и смежном праве может стать преградой к вхождению Казахстана в состав ВТО. За нарушения, предусмотренные Законом «Об авторском праве и смежных правах», грозят гражданская, уголовная и административная ответственность. Физическое или юридическое лицо, не выполняющее требований настоящего Закона, является нарушителем. Но это не мешает многим, соприкасающимся с этой областью людям абсолютно безбоязненно его нарушать. Хотя цивилизованное общество, коим мы себя считаем, предполагает полное ему следование.

Сегодня мы осветим тему нарушений авторского права в шоу-бизнесе, где своим видением поделился поэт-песенник Темирлан Тулегенов, не понаслышке знающий эту тему. В свое время он возглавлял казахстанскую антипиратскую ассоциацию и работал советником по авторским правам на многих отечественных телеканалах, а также юристом-практиком в этой области.

- Темирлан, начнем с простого, но в то же время глобального вопроса: есть ли все-таки шоу-бизнес в Казахстане и насколько он, по-вашему, развит?

- Я считаю, что в Казахстане есть все составляющие для создания развитой не хуже, чем в России, шоу-индустрии. У нас есть отечественные телерадиокомпании, у которых достаточный опыт и великолепные технические возможности по созданию качественного теле- и радиопродукта. Весьма много студий звуко- записи, развивается клипмейкерство, клубная жизнь. Существуют компании, имеющие богатый опыт организации гастролей высокого уровня. И наконец, в стране бум исполнителей и различных музыкальных направлений, несмотря на небольшое количество населения. Но всегда есть «но». До сих пор не сформирован шоу-рынок. Его развитие, да и весь отечественный шоу-бизнес тормозит как раз-таки низкий уровень защиты авторских и смежных прав.

- Какая между всем этим связь?

- Самая что ни на есть прямая! Шоу-бизнес - это прежде всего управление имущественными правами правообладателей, а товаром в этой индустрии является интеллектуальная собственность. Соответственно, для должного успеха в данном виде бизнеса нужно в нем хорошо разбираться. Однако ситуация такова, что в нашей стране в этом вопросе полная правовая безграмотность. И ее нужно срочно ликвидировать, ведь в ближайшее время Казахстан намерен вступить в ВТО. И если это вступление произойдет при отсутствии развитого и устойчивого шоу-рынка, мы не сможем защитить свою культуру, нас поглотит российский и европейский шоу-бизнес. Вот и получится, что мы без собственной культуры будем выделяться только на карте.

- Мрачно... А что для этого необходимо сделать, может, ввести какие-то дополнительные законы?

- Законов принимать уже не нужно. Законодательство, отвечающее мировым стандартам, в Казахстане есть. Важно, чтобы оно работало на деле. Однако нюанс авторского права как раз в том, что это частное право, и для того чтобы закон работал, казахстанский творческий человек, будь то музыкант, актер, режиссер, должен знать эти права как свои пять пальцев. И не только знать, но и требовать их соблюдения.

- Знать все права - удел юристов. Не идти же теперь творческим людям учиться на юридический факультет?

- Конечно, нет. Существующий казахстанский закон позволяет авторам и иным правообладателям создавать общества, которые представляли бы их интересы и могли эффективно защищать их права.

- Если не ошибаюсь, в Казахстане такие общества есть, но как они работают, для многих остается тайной.

- Увы, я могу рассказать, как они не работают! В Казахстане с 1996 года существует Казахстанское авторское общество, членами которого является подавляющее большинство отечественных авторов, передавших свои права на управление этой организации. Но, к сожалению, я, как автор и как член этого общества, могу констатировать, что эта организация эффективно не работает и поэтому тормозит развитие шоу-индустрии в Казахстане. Это общество на деле уже давно не представляет интересы авторов, потому что слабо выполняет свои основные функции.

- Что за функции?

- Прежде всего это заключение договоров с пользователями и сбор вознаграждения за использование произведений авторов. Посудите сами, с момента принятия Закона «Об авторском праве и смежных правах» прошло 10 лет. А в Казахстане с населением всего в 15 миллионов до сих пор есть телерадиокомпании, которые не выплачивают авторское вознаграждение обществу, то бишь авторам за использование их музыки.

У этого общества, имеющего статус республиканского, в каждой области есть представители, которые не могут или не хотят собирать это вознаграждение. В 2004 году Правительство Республики Казахстан приняло отдельное постановление об утверждении минимальных ставок за использование произведений искусства и архитектуры, в котором очень четко определено, кто, сколько и за что должен платить. Например, телерадиокомпания обязана выплачивать 1% от своего дохода правообладателю или организации, представляющей его интересы. В нашем случае платить должны в Казахстанское авторское общество. Так вот, за этот несчастный процент идет грызня уже 10 лет!

- Неужели телерадиокомпании не понимают, что, выплачивая должный процент, они больше стимулируют творчество казахстанских авторов?

- Да все они понимают! Просто вся проблема в том, что Казахстанское авторское общество - как масонская ложа, где распределение этого злосчастного вознаграждения - тайна за семью печатями. Неужели эту информацию нельзя сделать доступной всем? Тогда и пользователи станут охотнее выполнять требования закона, ведь они обязаны не только выплатить вознаграждение, но и предоставить рапортичку, в которой расписано, какое произведение и сколько раз за отчетный период прозвучало в эфире. Благодаря этой бумаге и распределяются деньги, которые получает автор. А за сбор вознаграждения авторское общество получает свою комиссию. И чем больше собранное вознаграждение, тем больше комиссия.

- Странно, складывается впечатление, что это общество, наоборот, не заинтересовано собирать много?

- Вопрос касается в большей степени именно распределения вознаграждения. Представьте такую ситуацию. Продюсер артиста приходит на республиканский телеканал и оплачивает ротацию клипа в количестве, скажем, 100 выходов. Логично, что и в рапортичке телеканал укажет это количество. И вот тут возникают вопросы, ведь автор некоего произведения должен, по идее, получить соответствующее возна-граждение в авторском общест-ве, а он получает мизер. Где произошел сбой? На телеканале, где должным образом не заполнили рапортичку, или в авторском обществе, где правильно не распределили? И кто во всем этом должен разбираться?

- А что, авторское общество никто не контролирует?

- Согласно закону, контроль государства за такими организациями осуществляет Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан. Он имеет исключительное право выдавать свидетельства охраны объекта авторского права, или, проще выражаясь, авторское свидетельство. Но интересная штука еще и в том, что Казахстанское авторское общество в своем уставе тоже предусмотрело выдачу такого охранного документа, что является грубым нарушением законодательства об общественных объединениях. А ведь прокуратура давно уже могла благодаря руководству общества закрыть нашу организацию авторов.

- Темирлан, вернемся к телерадиокомпаниям. Какие нарушения чаще всего они допускают?

- Во-первых, не в полной мере выплачивается положенный процент от дохода. Во-вторых, как я уже говорил, не все в Казахстане выполняют существующий закон в части заключения договоров с авторскими обществами. В-третьих, практически на каждом шагу нарушаются личные неимущественные права и прежде всего - право автора на имя. Это нарушение проявляется в том, что практически все отечественные телеканалы, показывая клипы, не указывают в титрах авторов произведения.

- Может, как раз из-за этого неверно заполняется рапортичка?

- Вот-вот. А требовать в первую очередь исполнения этого права должно авторское общество как представитель интересов авторов. И вообще, если бы оно было более инициативно в выполнении своих прямых полномочий, которыми их наделили казахстанские авторы, то такое явление, как пиратство, не подрывало бы нашу экономику.

- Но насколько я знаю, в Казахстане ведь есть антипиратская ассоциация, занимающаяся этим вопросом?

- Есть. Я возглавлял ее в течение полутора лет и знаю о проблеме не понаслышке. Мне пришлось столкнуться с таким фактом, что Казахстанское авторское общество, получается, потворствует развитию пиратства в стране. Дело в том, что помимо прав авторов есть еще права исполнителей и производителей фонограмм, которые называются смежными. А происходит вот что!

Приходит в авторское общество какой-нибудь товарищ и просит разрешить выпуск сборника, в котором произведения в исполнении какого-нибудь известного казахстанского или зарубежного певца. За такое разрешение Казахстанское авторское общество требует плату в размере около 10 центов за кассету или 14 центов за диск. Получается мизерная сумма за тысячный тираж - соответственно 100 и 140 долларов. Авторское общество довольно тем, что получило вознаграждение для авторов песен этого исполнителя. Доволен продавец, который за копейки получил разрешение на выпуск сборника.

А как же сам артист? Ведь у него никто права на выпуск этого сомнительного сборника не спросил, и конечно же, ему не выплатят вознаграждение. И это один из способов развития пиратства. Будучи руководителем антипиратской ассоциации, я предлагал, как, к примеру, сделали в России, заключить соответствующее соглашение между двумя этими структурами, чтобы не было недоразумений. Но, увы!

- Какой же в итоге выход из сложившейся ситуации? Например, композитор Адиль Жамбакиев, как и многие авторы болеющий этой проблемой, предлагает придать авторскому обществу статус государственного учреждения.

- Это - полнейший абсурд! На самом деле, один из действенных вариантов - замена руководства авторского общества, неэффективно управляющего правами авторов, на более инициативное. Конечно, можно создать еще одно общество, но, как говорится, хрен редьки не слаще.

Автор: Беседовала Мира САДЫКОВА г. Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии