Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Казахстанские софтверные компании помогают государству строить «электронное правительство»

Фото : 28 августа 2006, 11:16

Сулейменов Еркин Рамазанович,

президент казахстанской ассоциации софтверных компаний (КАСК),

кандидат физико-математических наук

Сегодня руководством страны дано четкое направление на вхождение Казахстана в список наиболее конкурентных стран мира. В этой связи хотелось бы  отметить важную роль нарождающейся отечественной софтверной индустрии, роль которой для экономики страны, для развития интеллектуального потенциала трудно переоценить.   Который раз можно вспоминать опыт Индии и  дальновидной стратегии этого государства, создавшую крупнейшую в мире софтверную индустрию. Еще более впечатляющим может оказаться опыт Ирландии с населением в 4 миллиона человек, которая буквально за десятилетие стала одной из самых конкурентных стран Европы, во многом благодаря развитию индустрии программного обеспечения. Здесь государство не только дает налоговые льготы и преференции ИТ-компаниям, но и субсидирует создание новых рабочих мест, поощряет образовательные инициативы, ориентирует науку и образование на отрасль ИКТ.

Отрадно, что и в нашей стране многое делается для развития софтверной отрасли, однако главной движущей силой остается участие наших предприятий в государственных проектах, в работе с нацкомпаниями. Благодаря этому предприятия-разработчики повышают свой профессиональный уровень, усиливают свою конкурентоспособность.

Наши софтверные компании играют роль не только «рабочих лошадок» электронного правительства и автоматизации госструктур, но и своего рода мини-университетов, взращивающих профессиональные кадры у себя, в виду острой нехватки отраслевых специалистов, несовершенства соответствующих ВУЗовских   программ подготовки. Кроме того, имея тесные партнерские отношения с ведущими мировыми вендорами, казахстанские фирмы и предприятия зачастую являют собой лаборатории самых современных технологий, основанные на промышленных платформах, новых подходах к проектированию и разработке программного обеспечения, современном менеджменте и стандартах качества.

Имея опыт разработки информационных систем государственных ведомств, фирмы и предприятия - разработчики нацелены принимать активное участие в обсуждении методологических, концептуальных проблем «электронного правительства». Так, только членами казахстанской ассоциации софтверных компаний (КАСК), совместно с их зарубежными партнерами за последние два года было проведено порядка десяти различных конференций и семинаров, посвященных новейшим мировым технологиям построения крупных программных комплексов в государственном секторе.

Опираясь на полученный опыт, знания и анализ существующих проблем можно сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Само понятие «электронного правительства» в мире имеет множество трактовок, порой достаточно противоречивых. К тому же программные технологии, как и в целом ИТ-отрасль развиваются столь быстрыми темпами, что соответствующие программы и концепции нуждаются в регулярной корректировке в соответствии с доступностью новых технологических решений.

2. С точки зрения пользователей - «ЭП» это получение гражданами государственных услуг «Он-лайн». С точки зрения технологий «ЭП» это прежде всего построение мощной интеграционной инфраструктуры, которая бы позволяло рассматривать правительство как единый организм, а не разрозненную совокупность ведомственных систем. Внутри этой инфраструктуры (или интеграционной шины)   будут формироваться любые услуги, как отдельных ведомств, так и межведомственные- композитные услуги.  Доступ потребителей данных услуг осуществляется посредством технологии Web-порталов.

3. Основной проблемой реализации «электронных правительств» в различных странах мира, и мы не являемся исключением, является ведомственная обособленность, что приводит к так называемой «лоскутной» информатизации. Показательным примером является проблема создания центров обслуживания населения по принципу «одного окна» (ЦОН), когда для преодоления межведомственных противоречий пришлось информационные центры и системы двух ведомств объединять под крышей одного министерства. А ведь  сточки зрения новейших технологий интеграции компьютерных систем нет никакой надобности организовывать столь хлопотные перемещения. Задача государственных уполномоченных органов в области информатизации, опираясь на мировые технологии преодолеть отчужденность, порой доходящую до враждебности между ведомствами, между  фирмами, ради общего дела.

Важно отметить, что данные технологии - от Web-сервисов до интеграционной шины и процессной интеграции являются технологиями сегодняшнего дня, и наши государственные органы и софтверные компании уже работают с ними, готовы их применять и применяют. Например, в Администрации Президента, успешно реализован сложный интеграционный комплекс, в который входит система документооборота, система управления информационными ресурсами, система информационной безопасности, Web-сайты и другие системы, интегрированные на основе технологии сервисной шины (Enterprise Service Bus).  Доступ ко всем ресурсам системы осуществляется через единый Web-Портал, который является универсальным рабочим местом для работы с приложениями, информационным контентом, коллективной работы, дистанционным обучением, доступом к внешним ресурсам. При этом применяется жесткий контроль доступа к ресурсам, системы авторизации и аутентификации.

Радует, что руководящий проектом отдел информатизации администрации с самого начала осуществили ряд продуманных подготовительных мероприятий по поиску оптимальных решений, соответствующих самому современному мировому уровню. В результате данный интеграционный комплекс не имеет аналогов на всем евразийском пространстве, за исключением некоторых стран западной Европы. Такой системный подход, четкость целей, формализация требований, планирование и контроль задач- редкость для чиновников, отвечающих за информатизацию своих ведомств.

Стоит добавить, что все работы по данному проекту осуществляются отечественными специалистами как в самой администрации Президента, так и фирмами -подрядчиками.

Аналогичные интеграционные технологии применяются в ряде комитетов Министерства финансов .

И конечно же, масштабные работы в этом направлении готовится развернуть Агентство по информатизации и связи.

Следует отметить, что в реализации вышеупомянутых проектов активное участие принимают казахстанские софтверные компании, в том числе члены ассоциации КАСК.

Освоение и использование самых последних мировых достижений в разработке программных комплексов дает нам   возможность без особой оглядки на прошлый опыт других стран двигаться в ногу со временем и строить свое «электронное правительство», «электронные ведомства», «электронные акиматы» ориентируясь на день завтрашний.

С помощью государства, на основе проработанной программы создания и развития отечественной софтверной индустрии, наши компании могут и должны стать основными игроками на казахстанском рынке, а со временем будут готовы к конкурентной борьбе на внешних рынках программного обеспечения. Не будет лишней и определенная доля «патриотического протекционизма» в отношении казахстанских компаний, особенно на фоне активного проникновения на наш рынок разного рода зарубежных фирмочек, объявляющих себя крупными софтверными или консалтинговыми компаниями, воспринимающих Казахстан как «банановую республику», в жажде легкой наживы.

Решающую роль должны сыграть наши софтверные компании и в развитии казахстанского сектора сети Интернет - КАЗНЕТа.

По данной проблеме можно выделить две стороны вопроса.

Во-первых, продвинутый современный Интернет-проект требует профессиональной софтверной команды для его реализации и, что не менее важно, постоянной поддержки и развития портала или сайта.

Если раньше главным человеком был Web-дизайнер, то сегодня не обойтись без разработчиков на PHP, Java, AJAX , без специалистов по базам данных, по управлению контентом,  нужны интеллектуальные роботы для поиска и доставки информации, структуризации и формализации данных. Нужны хорошие журналисты, редакторы, дизайнеры интерфейсов и т.д.

Во-вторых, современный коммерческий Интернет - это ярмарка идей. А за хорошей идеей должен стоять хороший инвестор.

Казахстанские софтверные компании, особенно работающие в государственном секторе не всегда имеют достаточный уровень прибыли для инвестирования в Интернет-проекты. К тому же у них может не оказаться перспективных идей.

Обладатели же плодотворных идей зачастую не имеют за собой ни денег на реализацию, ни сильной софтверной команды. Так научные разработки, аналогичные тем, что легли в основу технологий Google, велись у нас еще 20 лет назад, но до сих пор не востребованы.

Между тем рынок Интернет-коммерции, электронных услуг в мире растет гигантскими темпами, о чем всем нам хорошо известно.

Тут как никогда возрастает роль инновационных, инвестиционных, венчурных, научных  фондов. Вот где должны встретиться интересы государства, капитала, софтверной индустрии и интеллектуальной элиты нашей страны. Главное, чтобы со стороны инвесторов были профессионально грамотные специалисты, способные понять и оценить перспективность идеи, уметь взглянуть немножко вперед для  позиционирования проекта в мировой конъюнктуре.

И вот когда наши софтверные компании и предприятия, вместе со своими заказчиками на основе разработок в государственном секторе будут иметь тиражируемые продукты и продаваемые  решения, когда отечественные  Интернет-проекты и коммерческие электронные услуги перейдут границу нашего государства, мы сможем с уверенностью считать себя конкурентоспособной страной.

           


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии