Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

«Электронный чиновник» взяток не берет

Фото : 30 августа 2006, 10:50

Борьбе с коррупцией в Казахстане как процессу, замедляющему развитие страны, уделяется особое внимание. Для решения проблемы взяточничества в государственных структурах страны на высшем уровне рассматриваются и претворяются в жизнь радикальные способы борьбы с существующей проблемой, принимаются целенаправленные, планомерные и системные меры по ее искоренению. Особенно актуальным этот вопрос стал для Казахстана в свете одной из главных задач — войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В Послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев сделал акцент на взаимосвязи внедрения «электронного правительства» с повышением эффективности деятельности государственных органов, снижением коррупции и административных барьеров.

О том, что коррупция является поистине планетарной проблемой, с которой можно и нужно бороться, в последнее время говорят часто. Согласно последним оценкам Всемирного банка, сделки «коррупционной промышленности» во всем мире достигают приблизительно триллиона американских долларов. Тем жутче представляется эта цифра, когда осознаешь, к чему приводят коррупционные действия чиновников. Как правило, к повышению стоимости товаров и услуг, связанному с затратами на взятки; увеличению государственного долга в результате принятия экономически неэффективных или нецелесообразных проектов; снижению экономического имиджа страны и стандартов вследствие поставок низкокачественных товаров; неэффективному или нецелевому расходованию бюджетных средств; необходимости дополнительных ресурсов на усиление контрольных и надзорных функций государства… Это далеко не весь перечень.

Коррупция — главное препятствие для экономического роста наций, она, как некий налог на иностранные и внутренние инвестиции, уменьшает способность страны к развитию и тормозит социальное формирование, а также оказывает негативное влияние на глобальную безопасность. Благодаря инициативе Президента Нурсултана Назарбаева в стране большое внимание уделяется решению проблемы мздоимства. Наше государство вошло в число стран, вставших на путь поиска и реализации радикальных способов и методов борьбы с коррупцией. В 1998 году в Казахстане принят Закон «О борьбе с коррупцией», действуют мероприятия в соответствии с госпрограммами борьбы с коррупцией на 1998—2000, 2000—2005 и 2006—2010 годы. Ведется работа по созданию условий, предотвращающих случаи взяточничества, при этом немаловажная роль отводится органам финансового контроля.

Опыт показывает, что результативность борьбы с коррупцией напрямую зависит от прозрачности процесса участия граждан в управлении страной, от того, насколько эффективно право голоса граждан, а также продвижения реформ, связанных с прозрачностью в государственных учреждениях, о чем неоднократно говорит Глава государства.

В 2005 году Президент в своем Послании народу Казахстана сказал: «Необходимо ускорить формирование «электронного правительства» для улучшения качества и сокращения сроков предоставления государственными органами услуг гражданам и организациям. Ключ к реформе исполнительной власти — реализация комплекса мер по совершенствованию государственной службы».

В этой связи внедрение «электронного правительства» рассматривается как эффективная мера в борьбе с коррупцией, что Глава государства особо подчеркнул в своем Послании народу в 2006 году: «Государство со своей стороны обязано устранить законодательные, административные и бюрократические преграды на пути деловой инициативы… Специальный акцент хочу сделать на необходимости скорейшего внедрения системы «электронного правительства». Это повысит эффективность деятельности государственных органов, приведет к снижению коррупции и административных барьеров. Эти сферы должны стать прозрачными и открытыми для конкуренции, а население должно почувствовать улучшение качества предоставляемых услуг и снижение цен. Планы на этот счет имеются, и необходимо их решительно выполнять».

Эффективность борьбы с коррупцией в нашей стране достигается также путем изучения и устранения причин и благоприятной для взяточничества среды. Принципиальными условиями для успеха в этом вопросе в Казахстане являются политическая воля, формирование эффективных институтов надзора за исполнением закона и участие общества в лице граждан, частного сектора, средств массовой информации и различных неправительственных организаций.

Суть создания «электронного правительства» состоит в использовании виртуального пространства для совершенствования моделей оказания услуг и повышения эффективности функционирования органов власти и государственных учреждений. При этом основополагающий принцип «электронного правительства» заключается в том, что оно должно быть доступно каждому субъекту общества в любой момент времени и из любого места дислокации. Многие страны добились определенного прогресса в области формирования «электронного правительства», хотя темпы развития и качество предоставляемых услуг изменяются в самых широких пределах: от публикации самой общей правительственной информации до подачи налоговых деклараций и платежей в бюджет. В то же время эти страны объединяет общее понимание того, что реализация «электронного правительства» является одной из актуальных на сегодня внутриполитических задач.

Мы стремимся к приведению государственного управления в целостную систему с информационно-коммуникативными технологиями. А создание таковой обеспечит доступ к ней наших граждан и организаций, открытость и доступность информации. Появится реальная возможность осуществления диалога граждан с «электронным правительством». И диалог этот, в отличие от существующего, бюрократического, исключит прямой контакт граждан с представителями государственных структур. В свою очередь, бесконтактный вариант получения разрешительных документов является одним из способов борьбы с коррупцией. На пути к достижению этой цели, для искоренения коррупционных правонарушений, бюрократизма, волокиты и иных административных барьеров при оказании госуслуг населению в рамках госпрограммы формирования «электронного правительства» в РК на 2005—2007 годы нами активно проводится работа по упрощению процедуры получения разрешительных документов и лицензий посредством создания информационной автоматизированной системы.

В скором времени это позволит реализовать выдачу разрешений на использование радиочастотного спектра, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. Равно как выдачу различных лицензий на предоставление услуг местной, междугородной, сотовой, телефонной связи. При этом схема оформления получения документов проста. Гражданину или представителю юридического лица необходимо будет открыть портал «электронного правительства»: при этом происходит процесс авторизации, заполняются необходимые поля, осуществляются платежи на получение того или иного разрешительного документа. Без какого-либо участия чиновника.

Как утверждает председатель правления автономной некоммерческой организации «Центр компетенции по «электронному правительству» Владимир Дрожжинов, госуправление так станет более эффективным, прозрачным. А главное — ориентированным на граждан. Одним из универсальных рычагов госуправления российский эксперт называет открытое правительство. Это и есть одна из целей создания «электронного правительства» у нас в стране.

На начальных стадиях процесс ограничивается, как правило, обеспечением доступа граждан к общественно-значимой информации Правительства, а также предоставлением возможности голосовать по тем или иным его решениям. Эволюция дела расширяет возможности обоих сторон и выливается в то, что у граждан появляется возможность самостоятельно выбирать любой подходящий для них уровень участия в «электронной демократии». В наиболее продвинутых странах эти уровни охватывают большой диапазон аспектов, касающихся жизни граждан: от доступа к информации, находящейся в Правительстве, до возможности голосовать по тем или иным проблемам.

Использование правительствами всех уровней широкого спектра возможностей для перехода к новым формам управления и новым принципам взаимодействия со своими гражданами, в ходе которых значительно сокращается уровень коррупции, стало реальным благодаря широкому распространению информационных технологий, в первую очередь Интернета.

Целью госпрограммы формирования «электронного правительства» в РК является улучшение качества и эффективности государственных услуг и доступа к ним — с большим акцентом на антикоррупционные мероприятия и дебюрократизацию. На нынешнем этапе в рамках программы активно ведутся работы по переходу от ведомственной ориентации деятельности государства к ориентации на нужды и задачи граждан и бизнес-структур, подразумевающие стандартизацию и формализацию бизнес-процессов на уровне государства в целом и отдельных ведомств. Для формирования и реализации электронных услуг Агентством по информатизации и связи создаются и развиваются ведомственные информационные системы, которые будут связаны путем развития интегрированных информационных систем и регламентации межведомственного взаимодействия.

Как известно, формирование электронных услуг госорганов осуществляется на основе функционального анализа регламентов оказания таковых и осуществления административных процессов. Работа выполняется в рамках проведения реинжиниринга госуслуг. В соответствии с единой архитектурой «электронного правительства», госорганы — поставщики электронных услуг, а АИС развивает базовые компоненты (портал www.e.gov.kz, единая транспортная среда, удостоверяющий центр и электронный документооборот). Развитие инфраструктуры запланировано в четыре этапа:

первый, до конца 2006 года, — информационный. Это публикация и распространение информации через web-портал «электронного правительства» (www.e.gov.kz). В рамках первого этапа на web-сайтах госорганов граждане смогут получать необходимую статичную информацию.

Второй этап, 2006—2007 годы, — интерактивный. Он подразумевает предоставление услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином. Последний, в свою очередь, получит возможность получения справок, подачи электронных форм, электронное лицензирование, государственные закупки, заполнение деклараций.

В рамках третьего этапа, транзакционного, который будет длиться с 2007 года по 2009-й, запланировано взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых операций при введении платежного шлюза, а также возможность осуществления платежей (налоги, сборы, платежи).

И четвертый этап, с 2010 года и далее, — формирование информационного общества, при котором электронные услуги будут преобладать над бумажными и охватывать весь жизненный цикл человека.

Уже сейчас мировой опыт показывает, что внедрение концепции «электронного правительства» дает гражданам доступ к высококачественным услугам госорганов и одновременно уменьшает стоимость этих услуг. В целом, стандартизация планирования и создания, а также унификация государственных автоматизированных систем, упрощение, сокращение числа и унификация бизнес-процессов государственных предприятий (управленческих и операционных деловых процессов) обеспечивают обслуживание граждан безотносительно к тому, как они вступают в контакт с государственными учреждениями (по телефону, лично или через web-портал/сайт, или другим способом); снижают расходы и упрощают взаимодействие частного бизнеса с Правительством; сокращают правительственные операционные расходы; открывают доступ к государственным учреждениям людям с ограниченными физическими возможностями; повышают прозрачность и ответственность Правительства; расширяют степень участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной, что в конечном результате неизбежно приведет и к сокращению уровня коррумпированности.

Аскар Жумагалиев,

председатель Агентства РК по информатизации и связи


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии