Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Защита прав как главный принцип (Р. Тусупбеков, Генеральный прокурор Республики Казахстан)

Фото : 30 августа 2006, 11:09

В палитре существующих мнений о том, каким должен быть Основной закон, всегда выделяю пусть и шутливую, но весьма меткую формулировку Ежи Леца: «Конституция государства не должна нарушать конституцию граждан».

Именно социальное самочувствие конкретного индивида, те права, свободы и возможности, которыми он обладает, и есть ключевой критерий для оценки эффективности конституционных норм и вытекающих из нее законов. Конституция, как правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, в равной степени может стать основой экономического подъема, роста материального и культурного уровня населения, но может и затормозить развитие страны, закрыть дорогу для творческой инициативы личности, спровоцировать правовой хаос и конфликты между ветвями власти.

Примеров тому вполне достаточно и из истории нашей республики. Вспомним идеологизированные конституции советского периода, провозглашавшие высшей целью построение коммунистического общества и утверждавшие классовый подход к различным слоям населения. Под этими конституционно закрепленными лозунгами и установками был уничтожен класс собственников, всячески подавлялось инакомыслие, строились лагеря для политзаключенных, в обществе сеялась ложь.

Вспомним относительно недавнюю Конституцию 1993 года, принятую как компромисс в условиях еще сохранявшего свое инерционное влияние социализма, жесткой конкуренции программ дальнейшего развития, конфронтации парламентской и исполнительной власти.

Компромиссный вариант конституционных норм так и не привел к ожидаемому разрешению общественных противоречий, а, напротив, лишь усилил их, особенно в вопросах государственности и гражданства.

Сложившаяся в середине 90-х годов ситуация была по-настоящему взрывоопасна и объективно требовала целостного и тщательно выверенного конституционно-правового решения по всем аспектам государственного строительства.

В этот сложнейший для Казахстана период и была разработана новая Конституция, одобренная впоследствии на всенародном референдуме и закрепившая концепцию президентской республики. Именно Конституция 1995 года сбила градус напряжения в обществе, установив принципиально новый расклад общественных отношений и взаимодействия властей, коренным образом изменив порядок формирования судебной власти, провозгласив приоритет экономической свободы, идеологического и политического многообразия.

В отличие от размытых и утопических целей советских конституций в Основном законе 1995 года высшей ценностью были провозглашены человек, его права и свободы. В государственном устройстве Казахстана впервые утвердился принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Произошло становление и дальнейшее совершенствование института демократических выборов, начался процесс создания «третьего сектора»: неправительственных организаций и общественных объединений.

Все эти конституционные новации стимулировали развитие законодательства и реализацию реформ с позиций защиты конституционных прав граждан, укрепления межнационального согласия, развития предпринимательской активности населения и повышения благосостояния казахстанцев.

Вместе с тем было бы наивно полагать, что с принятием данной Конституции мы разом освободили государство и общество от всего наносного и ненужного. Это далеко не так. Наследие прошлого до сих пор проявляет себя в правовом нигилизме, неприятии правовых норм государства отдельными его субъектами, неготовности и нежелании части граждан соблюдать предписания закона. И есть много желающих воспользоваться живучестью советских стереотипов поведения для огульной критики Конституции, громких заявлений о ее несовершенстве и недостаточном регулятивном потенциале.

Но состоятельна ли подобная аргументация, если учесть, что правовая культура, равно как и традиции демократии, экономической свободы нарабатываются только практикой применения конституционных норм. Они априори не могут быть внедрены в общество лишь посредством издания правового акта или управленческой инструкции.

Собственно, по этой причине Конституция 1995 года и предусмотрела наличие во властной иерархии специального государственного органа, нацеленного на обеспечение стабильности правового пространства и оперативное реагирование на любые отклонения от установленных норм и правил.

Место такой государственной структуры Конституция отвела прокуратуре, закрепив за ней право осуществления высшего надзора за точным и единообразным применением законов, указов Главы государства, иных нормативно-правовых актов, в том числе и судебных.

Надо заметить, что данная конституционная норма входит в число наиболее критикуемых со стороны тех, кого не устраивает действующий Основной закон, кто с завидным упорством настаивает на его переписывании под копирку пресловутых западных стандартов.

В этом революционном настрое на создание новой «демократической» Конституции без упоминания в ней о высшем надзорном органе отчетливо просматривается желание ослабить контрольную функцию государства с целью создания зон, свободных от закона. Других объяснений не вижу.

Прокурорский надзор не противоречит принципам демократии. Напротив, в силу своей независимости от ветвей власти прокуратура обеспечивает достаточно объективный и полный вневедомственный надзор за применением законов в различных сферах государственной и общественной жизни, что является условием стабильности права и важнейшей гарантией защиты главных демократических ценностей — прав, свобод и законных интересов гражданина. Прокурор не принимает распорядительных решений по возникшему правовому конфликту. Основное его правомочие — выявить нарушение закона, дать его правовую оценку, восстановить нарушенное право граждан и поставить вопрос об ответственности.

Прокурор не расследует конкретные преступления. Дознание и следствие отделены от прокуратуры еще одиннадцать лет назад с целью создания законодательных условий для объективного надзора за законностью следственных действий.

После 1995 года и принятия действующей Конституции прокуратура тоже изменилась. Приоритеты в деятельности прокуратуры сместились в сторону защиты прав и законных интересов граждан, свободы предпринимательства и других конституционных ценностей. За одиннадцать прошедших лет прокуратура обеспечивает эффективную защиту конституционных прав граждан не только в социально-экономической сфере. Она стала наступательно осуществлять надзор за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов и спецслужб. Нередко именно в этой сфере допускаются ограничения и нарушаются основные конституционные права граждан — на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки и другие.

С изложенных позиций все досужие разговоры о карательной миссии прокуратуры — от лукавого. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие данные — за первое полугодие текущего года по протестам прокуроров отменено и изменено более 28 тысяч незаконных правовых актов. По мерам прокурорского реагирования к различным видам ответственности привлечено около 32 тысяч человек, в доход государства взыскано более восьми миллиардов тенге, защищены конституционные права 158 тысяч граждан.

В Конституции Республики Казахстан статус прокуратуры определен как единой централизованной и независимой от других государственных органов системы, подотчетной только Президенту страны.

Еще одной особенностью казахстанской прокуратуры является то, что на нее возложена функция надзора «за конституционностью законов» путем предоставления права опротестовывать законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие Конституции и законам государства.

В этом одно из основных проявлений предназначения прокуратуры Казахстана как специального государственного органа, обладающего специальными полномочиями и осуществляющего от имени государства и на основании Конституции высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента и иных нормативных правовых актов на территории страны. Наличие независимого прокурорского надзора создает условия для эффективной консолидации усилий государственных органов, преодоления узковедомственных интересов, их несоответствия требованиям и законным интересам общества и государства.

Органы прокуратуры Казахстана становятся важной опорой органов государственной и, прежде всего, президентской власти в ее усилиях по преодолению преступности и распространению правового нигилизма в обществе, повышению авторитета законов.

Вместе с тем Казахстан не стоит на месте, и в период формирования новых общественных отношений, связанных с развитием рыночной экономики, закономерно динамичное изменение и структуры власти. В результате наполнения конкретным содержанием системы «сдержек и противовесов» резко увеличивается количество законов и иных нормативных правовых актов, их динамичное развитие на новой основе.

Прокуратура, как и любой государственно-правовой институт переходного периода, не является чем-то застывшим. Она развивается вместе со всей государственной системой.

Как дальше будет развиваться прокуратура, зависит от того, как в целом будет изменяться правовая система Казахстана.

Решая вопрос о месте прокуратуры в системе государственно-правовых институтов, необходимо в первую очередь исходить из общей концепции национальной государственности, правовой системы республики, закрепленной в нашей Конституции, и лежащих в ее основе принципов.

Руководство страны ведет последовательную политику, направленную на развитие демократических начал государственной жизни. Вместе с тем проводимые реформы не сопровождаются революционными изменениями системы государственных органов. Все это дает возможность для оптимальной и эффективной деятельности существующих государственных институтов, призванных обеспечивать безопасность граждан, общества и государства.

Утверждение Республики Казахстан демократическим, правовым и социальным государством, сила и авторитет единой государственной власти, эффективность президентской формы правления в значительной мере обеспечиваются действенным прокурорским надзором.

Рашид ТУСУПБЕКОВ,

Генеральный прокурор Республики Казахстан


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии