Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Конституция РК обеспечивает гармонизацию личных, государственных и общественных отношений (С. Бычкова, член Конституционного Совета РК, доктор юридических наук, профессор)

Фото : 30 августа 2006, 12:13

АСТАНА. 30 августа. КАЗИНФОРМ /Серик Кожкенов/ - Один из основных принципов государственной политики - приоритетность закона и, прежде всего, главного - Конституции. Ибо Основной закон страны гарантирует гражданам равные права и свободы, способствует повышению благополучия людей, обеспечивает их мирную жизнь.

Накануне одиннадцатой годовщины принятия Конституции Республики Казахстан корреспондент Казинформа встретился с членом Конституционного Совета РК, доктором юридических наук, профессором Светланой Бычковой и задал ей ряд вопросов о современных тенденциях развития конституционализма и роли Основного закона в укреплении казахстанской государственности.

- Светлана Федоровна, как известно, родиной мирового конституционализма принято считать Англию, где первым конституционным актом стала Великая хартия вольностей. Первая писаная Конституция - это Конституция США, действующая с многочисленными поправками и поныне. Какое место занимает Конституция Казахстана в глобальном процессе развития конституционализма?

-Наверное, многие знают, что Великая хартия вольностей - документ, принятый в 1215 году, ввел ограничения на власть монарха, наделил рядовых жителей страны законным правом на неприкосновенность. Именно в Хартии были впервые сформулированы основополагающие понятия свободы, демократии и конституционализма. Благодаря опережающим время идеям, заложенным в Великой хартии, она положила начало развитию законодательства о правах человека.

Конституция США 1787 года является одной из первых писаных Конституций, основанной на идеях французского Просвещения, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, а также на собственном историческом опыте. По ней живет и развивается более 200 лет одна из крупнейших стран мира. Именно эта стабильность, приверженность американцев созданным ими самими традициям заслуживает внимания и уважения.

Следует заметить, что для американцев Конституция - это больше, чем просто свод законов, она является своего рода государственным символом. В ней отражены все ценности общества, все приоритеты и формы этих приоритетов. Это особенно наглядно проявляется в Преамбуле, где записаны цели Конституции, и в Билле о правах. Весь документ в целом также отражает классические либеральные взгляды на индивидуальную свободу, равенство, собственность, представительную демократию.

Что касается особенностей Конституции Казахстана, то я обратила бы внимание на связь Основного закона с историческими аспектами развития конституционализма в нашей стране.

Развитие конституционализма предполагает реализацию положений Конституции в законах, иных нормативных правовых актах, а также в правоприменительной практике. В этой связи следует согласиться с политиками и юристами, считающими, что провозглашение в Конституции постулата о приоритете прав и свобод человека, безусловно, незыблемо, но необходимо учитывать, что многие принципы, на которых базируется западное общество, исходят из идеологии ценности личности как таковой. Для ментальности же нашего народа традиционным являлось общинное сознание, коллективизм. Эти качества следует учитывать при проведении дальнейших, основанных на Конституции преобразований, направленных на гармонизацию личных, государственных и общественных отношений.

- В последнее время много говорится о том, что действующая Конституция РК не исчерпала еще свой потенциал. Какие, на Ваш взгляд, нормы Основного закона пока не раскрыты?

- Действительно, одиннадцать лет - недостаточный период для построения провозглашенного в Конституции демократического, правового и социального государства. При этом ряд положений Основного закона актуализируется и реализуется по мере развития государства и формирования новых политических, экономических и социальных факторов. Так, например, в последнее время реализуются положения Конституции о присяжных заседателях, о выборности акимов местного звена. Однако пока не в полной мере реализованы конституционные нормы о местном самоуправлении, о государственном языке, о праве на квалифицированную юридическую помощь. Полный же анализ соответствующих проблем излагается в ежегодных Посланиях Конституционного Совета «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан».

- Светлана Федоровна, как известно, в рамках деятельности Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Казахстане ведется активная работа по расширению полномочий представительных органов. В частности, предлагается увеличить количество депутатов Парламента, расширить его контрольные функции, что требует внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию. Как Вы относитесь к этим инициативам?

- Я думаю, что полный и исчерпывающий ответ на этот вопрос дан Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в его выступлении на международной конференции в честь 10-летия Основного закона: «Кто из юристов скажет, является ли вопрос косметического ремонта самого Парламента в сторону увеличения или уменьшения его состава принципом демократии? Мы имели Верховный Совет СССР из 1500 человек, мы имели Верховный Совет Казахстана из 500 человек. Но это не принцип демократии. Вопрос - в качестве принимаемых законов, которое абсолютно обеспечивает наш Парламент. Первый Парламент - Верховный Совет, который работал четыре года, принял за три года 7 законов. Наши депутаты только на прошлой сессии качественных 78 законов приняли! … Вопрос демократии в том, чтобы предоставлять права людям, чтобы они избирали своих представителей на честных, открытых, транспарентных выборах. Вот в чем дело, и это самое главное! Это Конституция обеспечивает. Мы должны обеспечить это нашими законами и действиями. Или вопрос: избирать исполнительную власть или назначать - разве это принцип демократии? Это вопрос исполнения законов и Конституции, который также можно решать в рамках действующего Основного закона».

- Сегодня можно слышать мнения отдельных экспертов-аналитиков о целесообразности изменения формы государственного правления, предусматривающей переход от президентской к парламентско-президентской или чисто парламентской. Каково Ваше мнение?

- Вопрос, на мой взгляд, скорее, в том, как та или иная конструкция власти вписывается в контекст главных конституционных ценностей - пренебрегает ли она ими, или базируется на принципах верховенства Конституции и господства законов, демократии и разделения властей.

Следует учесть и факторы, специфические для конкретного государства. Наша многонациональная республика является унитарной, мы живем в пространстве, являющемся единым «организмом» по всем параметрам - экономическим, социальным, политическим, правовым. В таком государстве установление президентской формы правления является закономерным.

Кроме того, в переходные периоды развития государства сохранение его целостности и устойчивости требует сильной государственной власти. Так, демократия США преодолела Великую депрессию при помощи «Нового курса» Франклина Рузвельта, генерал де Голль вывел демократию Франции из острейшего кризиса весьма жесткими методами. В таких условиях только сильная государственная власть может заставить работать Конституцию и законы. Когда же в полной мере действуют Конституция и законы, тогда можно говорить о демократии как о состоявшемся и развивающемся процессе.

- Вопросы гарантий собственности являются базовыми для Конституции любого демократического и рыночного государства, и поэтому должны быть предметом особенно жестких правил и процедур законодательного регулирования. Как Вы считаете, принятые у нас в последнее время законодательные акты в полной мере соответствуют нормам Конституции? Были ли случаи, когда отдельные акты были признаны неконституционными?

- Действительно, вопросы права собственности занимают особое положение во взаимосвязанной системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Определяющее значение в правовом регулировании отношений собственности имеют положения статьи 6 Конституции, в пункте 1 которой сказано, что в Республике Казахстан государственная и частная собственность признаются и равным образом защищаются. Смысл этого положения раскрыт в постановлении КС от 3 ноября 1999 года, в котором сказано, что государство гарантирует равные возможности защиты и восстановления нарушенных прав субъектам обеих форм собственности. При этом все собственники в конкретных правоотношениях подчиняются одному и тому же правовому режиму как в публичной (налоги), так и в частной (договорные взаимоотношения) сферах.

Говоря о качестве законодательства в указанной области, следует учесть, что КС вправе рассматривать конституционность действующих законов или иных нормативных правовых актов только по обращениям судов.

В компетенцию Совета не входит также мониторинг действующего законодательства. Поэтому я могу говорить только о практике КС по рассмотрению соответствующих обращений относительно вопросов собственности. Так, например, Советом дано официальное толкование норм пункта 3 статьи 26 Конституции, определяющих процедуру и условия принудительного отчуждения имущества для государственных нужд. В постановлении от 1 июля 2005 года Совет указал на ряд недостатков в законодательных актах, которыми устанавливаются основания и порядок оценки и изъятия земельных участков.

В этой связи Правительству рекомендовано рассмотреть вопрос об инициировании внесения изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам права собственности в целях обеспечения единообразного понимания и употребления понятий «государственная нужда», «исключительные случаи» и «равноценное возмещение имущества», а также урегулирования процедур, в соответствии с которыми осуществляются оценка и изъятие земли для государственных нужд по основаниям, предусмотренным законом.

Конституционным Советом признан противоречащим пункту 1 статьи 14 и пункту 1 статьи 6 Конституции пункт 3 статьи 15 Закона РК от 14 июля 1997 года «О нотариате», устанавливавший обязательность прохождения аттестации только для частных нотариусов, тогда как государственные нотариусы подобной форме контроля не подлежали. КС усмотрел здесь нарушение конституционных принципов равенства всех перед законом, а также признания и равной защиты государственной и частной собственности.

- Не могли бы Вы кратко рассказать о работе, проделанной Конституционным Советом за последнее время?

- Конституционному Совету в этом году исполняется одиннадцать лет. За эти годы в Совет поступило 153 обращения, 117 из них принято к производству. Наибольший удельный вес занимают обращения об официальном толковании норм Основного закона. В конституционном производстве разрешаются вопросы, охватывающие практически все стороны жизни государства и общества. Итоговые решения Совета играют важную роль в конституционно-правовом развитии республики.

Вот несколько примеров. КС по обращению Главы государства рассмотрен на предмет соответствия Конституции принятый Парламентом Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросу обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека», который Постановлением Совета от 13 июля 2006 года признан не соответствующим Основному закону.

Кроме того, Постановлением КС от 14 апреля 2006 года дано официальное толкование пункта 4 статьи 75 Конституции РК. При этом Советом было дано разъяснение норм, относящихся к вопросам специализированных судов.

Как известно, председатель и члены Конституционного Совета активно участвуют в деятельности Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в РК и ее рабочих групп.

- Спасибо за интервью и с праздником - Днем Конституции!


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии