Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Дурят нашего брата, ох дурят, или Только пять способов поточно-конвейерного обмана

Фото : 4 сентября 2006, 12:33

Ежедневно практически каждый третий алматинец подвергается обману. Причем в качестве самой массовой когорты жуликов выступают не профессиональные аферисты, а продавцы так называемой организованной торговли.

Будет нам и молл

Сразу оговорюсь, что про базары и барахолки промолчим. Там - "дикий" рынок, а люди, которые привыкли отовариваться в подобных местах, уже давно знают уловки тамошних продавцов. Рассмотрим заведения, гордо причисляющие себя к организованно-цивилизованной торговле.

По своей структуре она движется к западным стандартам. Если в Европе супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры и прочие магазины современных форматов контролируют до 90 процентов, то в Казахстане - 20, а в Алматы и Астане - уже 60 процентов розницы.

Ее рост составляет от 8 до 12 процентов в год. Несмотря на это, спрос в Казахстане по-прежнему превышает предложение. Торговые сети, магазины-"одиночки" и супермаркеты лишь на 65-70 процентов покрывают растущие потребности казахстанцев. Поэтому в выходные и предпраздничные дни, а также в обеденное и вечернее время даже в "маркетах" образуются очереди.

В Алматы их сектор уже практически сформирован. Это - ЦУМ, три "Рамстора", "Силк Уэй" и "Силк Уэй Сити", "Сити Центр" и "Сити Плюс", два "Эльдорадо", сети "Грос", "Кэш энд Керри", "Пятерочка" и неимоверное количество мелких магазинов. Незанятой остается лишь ниша моллов - гигантских торгово-развлекательных центров. Но и здесь скоро появится первая ласточка: в сентябре в южной столице обещает открыться первый отечественный молл "Мега Центр".

Насколько же цивилизованно работает алматинская организованная торговля?

Способ № 1. "Скидки"

Часто многие крупные магазины объявляют о "грандиозных" предпраздничных и сезонных скидках, чтобы продать залежавшийся товар быстрее и обновить ассортимент. Однако есть целые группы товаров, цены на которые снижать просто-напросто невыгодно в силу того, что либо как раз на выходные и праздники приходится их основной объем продаж, либо их вообще невозможно продать ниже определенной планки без убытка. Но в нашей торговле умудряются объявлять скидки и на подобные товары!..

Конкретный пример из личной практики. Как-то в конце минувшей зимы приглядел я себе в одном из бутиков ЦУМа джинсы "made in USA" - мягкие, теплые, с начесом, но по цене целых 15 тысяч тенге. Примерил я их, покрасовался перед зеркалом, снял это 120-баксовое чудо, вернул продавщице, повздыхал в душе и ушел восвояси:

Однако примерно через месяц, уже весной, проходя мимо того же бутика, я увидел объявление о скидках на зимние товары и решил заглянуть. Но буквально те же самые джинсы, которые я мерил (запомнил их по нитке с внутренней стороны кармана), стоили: по-прежнему 15 тысяч тенге! А рядом на ценнике значилась "гордо" перечеркнутая цена: 18 тысяч тенге.

Не выдержал я, попытался пристыдить продавщиц, торгующих с такой "скидкой". Но куда там - ответом был презрительно-высокомерный пассаж: "Месяц назад вы видели похожие, но другие джинсы, которые мы уже распродали".

Вывод: скидки, в особенности на дорогостоящий товар, - приманка для лохов.

Способ № 2. "Угадай ценник"

Распространяется этот способ только на относительно недорогое продовольствие и напитки. Работает схема сложнее, чем "скидки", потому что требует товаров, как правило, намного больше. И "не хватает" уже не товаров, а: ценников!

"Теряются" они, как правило, на однотипные продукты. Стоят, например, перед тобой целые шеренги одинаковых по объему баночек шпрот или зеленого горошка. Ходишь, изучаешь ценники, выбираешь и убеждаешься, что разница в цене зависит только от производителя, причем она бывает чаще небольшая, от 5-10 до 30-50 тенге. Кладешь в корзину продукт подешевле, но на кассе после проверки штрих-кода непосредственно на банке тебе объявляют, что она стоит на 20 тенге дороже, чем ты прочитал на ценнике!..

Именно таким макаром был на днях обманут мой приятель, купивший в магазине бутылочку пива "Карлсберг" 0,33 л за 123 тенге, думая, что она стоит 115 тенге, как гласил ценник на полке. И только на кассе выяснилось, что цена на 8 тенге выше:

Ну что, скандалить из-за 10-20 тенге, когда тебе в спину дышит и топчется нетерпеливая очередь? Да 99 из 100 покупателей плюнут и не решатся на это, как мой "мягкотелый" приятель! А если и решатся, то в ответ получат невинное: "Извините, ценники перепутали".

Этот прием, пожалуй, самый распространенный в больших алматинских магазинах и применяется не только по праздникам, но и в будни.

Способ № 3.

"Купите новинку"

Вновь прибегну к примеру с пивом. Другой мой знакомый недавно в течение одних суток наблюдал четыре (!) разных цены нового в алматинской розничной сети пива "Хугарден" (также в бутылках 0,33 л), которое раньше подавалось в Алматы только на розлив в кафе и ресторанах.

В магазинчике бутилированный "Хугарден" был по 165, в супермаркете - по 140 тенге, в чем нет абсолютно ничего предосудительного. Вечером того же дня в другом круглосуточном супермаркете с двумя "Хугарденами" по 140 тенге в портфеле (оставленном, как положено, на входе) мой знакомый также увидел аналогичное пиво, но вовсе без ценника. На вопрос о его цене не смогли ответить ни продавщица, дефилирующая по залу, ни кассир (даже пробивка штрих-кода не дала результата). А приглашенный менеджер заявил, что "их" "Хугарден" стоит: 280 тенге, чему в нынешние времена также не стоит возмущаться, поскольку сегодня каждый (кроме монополистов) торгует по той цене, по какой ему заблагорассудится. Не согласен с ней - не покупай.

Но весь "прикол" в том, что на следующий день в том же супермаркете на все-таки появившемся ценнике того же "Хугардена" якобы по 280 тенге красовались: 155 тенге. А скольким покупателям его успели "впарить" по 280 - тайна за семью печатями.

Способ № 4.

"Без усушки и утруски"

Супермаркеты не только обсчитывают, но и обвешивают. При этом они широко пользуются опытом махинаций советского образца. Но если советские торгаши обманывали чаще государство, которому сдавали меньше выручки на основе нормативов усушки и утруски, то теперь продавцы и менеджеры, похоже, плюнули на эти нормативы вообще, обвешивая исключительно покупателей.

Например, усушке подвержены фрукты и овощи. Поступило в магазин, скажем, 30 кило бананов или репчатого лука, а через несколько дней они на пару-тройку килограммов усохли. При переучете минус всплывет, магазин в убытке. Поэтому такие продукты заранее фасуют в сеточки да пакетики и сразу наклеивают бирки с весом и стоимостью. А вы, уважаемый покупатель, заплатив за килограмм, несете домой через пару недель от силы 950-960 граммов продукта.

Кстати, расфасованные в супермаркетах товары зачастую оценивают не по нетто, а по брутто. То есть вы платите за вес УПАКОВКИ по цене САМОГО товара. Думается, именно поэтому большие магазины под флагом "культуры торговли" так любят сами фасовать дорогостоящие продукты (рыба, морепродукты, мясо, сыр и т.д.) Например, взвешивая кусочек семги или осетрины вместе с пенопластовой подложкой, которая весит 8-10 граммов, продавцы отпускают вам и это корытце по цене деликатеса. И если товар фасуется централизованно, что делают многие торговые сети, то обманутыми оказываются практически ВСЕ покупатели вкуснятины.

Способ № 5.

"Рассчитайся за соседа"

Часть стоимости покупок (или даже всю ее) одного человека могут приплюсовать к оплате другого. В этом случае кассир просто не сбрасывает с кассы-компьютера информацию о покупках предыдущего клиента и включает ее в оплату следующего.

Этот жульнический прием, как правило, применяется, если один покупатель берет, например, всего один пакет молока, бутылку пива или упаковку жвачки, а за ним расплачивается человек с битком набитой тележкой. Последний вряд ли заметит, как еще раз заплатил за уже проданный минуту назад товар. А обнаружив лишнюю строчку в чеке за пределами магазина, уже не сможет доказать "ошибку" кассира: может, вы уже выпили пиво или проглотили жвачку, которых якобы не брали!..

Более того, иногда в алматинских супермаркетах покупателю "вбивают" в чек дешевые товары, которые он брать не брал и брать не собирался. Ведь в супермаркетах и крупных торговых центрах люди, как правило, закупают продукты на несколько дней. Чеки выбиваются метровые, поэтому проверить их, не отходя от кассы и опять же не раздражая очередь, практически невозможно.

С миру по нитке -

торгашу "мерс"

Здесь на 20-30 тенге обсчитают, тут на 20-30 граммов обвесят, там дважды оплату за один и тот же товар возьмут, не охнув. Несмотря на смешные суммы жульничества в большинстве конкретных случаев, с учетом многотысячной армии алматинских покупателей и растущих масштабов "организованной" торговли (см. цифры в начале этих заметок) она крадет из наших карманов такие суммы, которых ей, родимой, хватает не только на масло да черную икру, но и на "мерсы" с виллами.

Я привел лишь пять достаточно распространенных приемов обмана, которые научился "просекать" на личном опыте и благодаря подсказкам знакомых. Убежден, что жульнический арсенал в наших магазинах гораздо шире. Узнаю о других способах - обязательно расскажу.

Что посоветовать покупателю, обман которого поставлен на поточно-конвейерную и, отдадим должное торгашам, изобретательную и учитывающую массовую психологию основу? Только одно: быть в супермаркетах не менее бдительным, чем на базаре!

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии