Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Бензин осеннего розлива

Фото : 5 сентября 2006, 18:33

Бензин осеннего розлива

Около сорока автозаправочных станций Шымкента приостановили работу. Причина банальна: нет горючего и торговать нечем. Горожане столкнулись с очередями и ограничениями на «отпуск товара в одни руки». Особенно длинные вереницы машин в ожидании заправки там, где стоимость бензина на один-два тенге ниже. Платить за литр АИ-80 шестьдесят тенге может не каждый автовладелец.

Ситуация на рынке ГСМ один в один повторяет прошлогоднюю свистопляску цен. Стикеры с цифрами меняются по нескольку раз в день. Неизменно в сторону увеличения стоимости горючего. В ассоциации автозаправочных станций «Жанар жагар май» утверждают, что цена перевалила за прошлогодний максимум. Почти половина АЗС города, оставшись без горючего, временно приостановила работу.

На некоторых отпускают топливо только по договорам с предприятиями, ограничив каждое авто двадцатью литрами в день. Владельцы автозаправок рост цен и очереди объясняют дефицитом горючего. Они бьют тревогу: поставки на внутренний рынок резко сократились. На нефтеперерабатывающем же заводе любые вопросы «закрывают» ссылкой на постоянно растущие объемы производства продукции. В распространенном пресс-релизе сообщается, что во втором квартале 2006 года на Шымкентском НПЗ переработано 8,9 миллиона баррелей нефти (1,15 миллиона тонн) по сравнению с 7,19 миллиона баррелей (928 тысяч тонн) во втором квартале 2005 года. В первом квартале объем переработки составил 7,06 миллиона баррелей (911 тысяч тонн). В мае, учитывая предложение Правительства (в связи с остановкой Павлодарского НПЗ и проведением посевной кампании), Шымкентский НПЗ повысил среднесуточный объем переработки до 14,45 тысячи тонн (обычная средняя дневная норма переработки в первом полугодии 2006 года составляла 11,27 тысячи).

Цифры цифрами, но нельзя не замечать и ажиотаж вокруг торговли горючим.

— До последнего времени только ТОО «Нефтепродукты» отпускало ГСМ на автозаправки напрямую с раздаточного узла нефтеперерабатывающего завода, — говорит, председатель Ассоциации автозаправочных станций Кайыпбек Камбаров. — Так вот, летом отпуск снизился втрое, а то и вчетверо. Если раньше в среднем каждая АЗС получала ежедневно от восьми до десяти тонн горючего, то теперь — две. Отсюда острый дефицит. Теперь ситуация, на мой взгляд, вообще выходит из-под контроля. Думаю, это последствия решения, принятого 21 июля 2006 года на совещании с основными ресурсодержателями нефти и нефтепродуктов в Минэнерго: розничные цены на высокооктановые бензины формировать в зависимости от спроса и предложения на внутреннем рынке. Мы полагаем, что это решение не учитывает интересов владельцев почти четырех тысяч АЗС страны. В сущности, оно может привести к вытеснению множества мелких предприятий с рынка. Кроме того, ограничивает конкуренцию и ущемляет интересы физических и юридических лиц. Об этом мы написали министру энергетики и минеральных ресурсов Бактыкоже Измухамбетову. Пока же наши опасения оправдываются.

Дело в том, что 22 августа в ассоциации получили сообщение от ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» о том, что оно более не занимается закупкой сырой нефти, а в основном оказывает услуги по ее переработке нефтедобывающим компаниям, являющимся его клиентами. Им и принадлежат продукты нефтепереработки. По этой причине ТОО отказывается заключать с АЗС договоры на поставку нефтепродуктов.

Это означает, считают представители ассоциации, что единственный в последнее время стабильный поставщик нефтепродуктов на розничный рынок — «ПетроКазахстан Ойл Продактс» — более таковым не является. Около трехсот АЗС области остаются без горючего.

— Подобные действия порождают дефицит горючего на розничном рынке и приводят к спекуляции им, — продолжает Кайыпбек Камбаров. — Как следствие имеем рост цен. А последние зависят, в основном, от спроса и предложения, а не от вторичных факторов. Думается, выбранный способ стабилизации рынка ГСМ приведет к неконтролируемому росту цен. Добиться цели можно гораздо проще, обязав обеспечить прямые, без посредников, поставки ГСМ на АЗС в каждой области. Бесконтрольное же повышение стоимости литра горючего повлечет за собой более высокие цены и на другие товары и услуги. Между тем все усилия Президента и Правительства направлены на повышение уровня жизни казахстанцев и укрепление конкурентоспособности нашей экономики.

С последним утверждением руководителя ассоциации автоперевозчиков нельзя не согласиться. Первой реакцией на дефицит горючего уже стало повышение цен на проезд в общественном транспорте. С третьего сентября шымкентцы платят в автобусе и маршрутном такси на десять тенге больше. Как ни противились депутаты городского маслихата увеличению стоимости проезда, под давлением роста цен на ГСМ вынуждены были уступить.

Любовь Доброта

г. Шымкент


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии