Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

За чистоту рядов судейских

Фото : 6 сентября 2006, 11:36

Принимаемые сегодня меры, направленные на существенное ограничение и искоренение в органах власти коррупции, закономерны и необходимы. Казахстан добился заметных успехов в построении государственности, экономике, демократических преобразованиях. Вместе с тем существенным препятствием на этом пути может стать коррупция. Но при наличии политической воли руководства страны, возможности государства обеспечить необходимое и достойное материальное содержание деятельности судов, других органов власти снизить уровень коррупции в стране до минимума можно и нужно.

Почему же до сих пор усилия по искоренению коррупции не дают ожидаемых результатов? Не потому ли, что в большей степени борются со следствием, а не с причиной, порождающей коррупцию?

Безусловно, выявление коррупционных правонарушений и привлечение виновных к строгой ответственности со стороны специальных и правоохранительных органов должно быть эффективнее. Но в погоне за показателями работа эта не должна превращаться в очередную кампанию. Необходимы системные, прозрачные меры с обеспечением строжайшего надзора прокуратуры и судебного контроля.

Самым строгим мерам уголовного наказания должны подвергаться как коррупционеры, так и лица, подкупающие государственных служащих. Любой, даже незначительный, проступок, связанный с коррупцией, должен стать предметом обсуждения и оценки соответствующих государственных органов и, по возможности, доведен до сведения общественности.

В первом полугодии к административной ответственности за коррупционные правонарушения привлечены 286 должностных лиц и служащих, к дисциплинарной — 1 703 служащих, признаны виновными и осуждены за коррупционные преступления 183 человека.

Следует не забывать также и о профилактической работе, направленной на исключение причин и условий, порождающих коррупцию. На это нацелена Государственная программа по борьбе с коррупцией на 2006—2010 годы, а также правительственные мероприятия, ориентированные на административное реформирование.

Большое значение вопросам борьбы с коррупцией придает Верховный суд.

Говоря о существовании данной проблемы в системе правосудия, следует заметить следующее. Судьи — часть нашего общества, к большому сожалению, они также совершают коррупционные правонарушения. Но наличие коррупции в судейской системе — явление недопустимое. Оно не только принижает авторитет правосудия, но и порождает недоверие к государственной власти в целом, становится существенным препятствием в становлении правового и демократического государства.

Поэтому свое видение вопросов противодействия коррупции в судейской системе я бы хотел изложить через призму проблем становления судебной ветви власти.

Достигло ли наше общество в своем развитии уровня и необходимости иметь сильную, авторитетную, неподкупную и независимую судебную власть? Да, конечно.

В то же время истинные роль и значение суда в правовом, демократическом государстве и жизни общества многими еще не поняты как следует, и немалая часть граждан относится к нему с недоверием, без должного уважения.

До сих пор часть общества, в том числе и некоторые представители органов государственной власти, воспринимают суд лишь как карательный орган и звено в правоохранительной системе государства. А некоторым независимый суд как самостоятельная ветвь власти вообще не нужен. Им удобно иметь суд, зависимый от всех, и служителей Фемиды, которых можно подкупить или устрашить.

Думаю, все это издержки времени. Рано или поздно необходимость независимой судебной власти признают все. Уже сегодня для ее становления сделано немало.

Выступая на IV съезде судей, Президент страны подчеркнул, что современная судебная система — одна из главных составляющих основ государства, один из рычагов демократического развития страны на пути социальной, экономической и политической модернизации. Именно от ее состояния зависит отношение граждан к государственной правовой политике, уровень доверия к власти со стороны общества. Поэтому логика развития правового государства объективно предполагает сильную и независимую судебную власть как реальную основу новой государственности.

Верховный суд для утверждения авторитета суда и исключения коррупции существенно повысил требования к чистоте судейского корпуса. Мы остро и принципиально реагируем на факты злоупотреблений со стороны судей, нарушения ими норм и правил судейской этики.

Сегодня предъявляются высокие требования к моральному облику судьи, принимаются самые строгие дисциплинарные меры — вплоть до освобождения от должности — не только за нарушение законности при осуществлении правосудия, но и за совершение поступка, противоречащего критериям судейского поведения. Закон о судах прямо указывает, что при выполнении своих конституционных обязанностей, а также во внеслужебных отношениях судья обязан неукоснительно соблюдать требования судейской этики и избегать всего того, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности и беспристрастности.

С целью профилактики коррупции в собственных рядах в Верховном суде проводится мониторинг судейских кадров. Создана информационная база данных «Суды и судьи Республики Казахстан», содержащая сведения о каждом судье, в том числе и о совершенных им правонарушениях и проступках. Образована служба внутренней безопасности с подразделениями в местных судах. В тесном взаимодействии с дисциплинарно-квалификационными коллегиями, комиссиями по судейской этике и руководителями судов проводится работа по профилактике, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений в судах.

Сегодня любой гражданин имеет возможность сообщить о фактах нарушения судьей закона через установленные во всех областных судах телефоны доверия. И, как показывает практика, граждане теперь чаще обращаются с жалобой на действия судьи не в государственные органы или к должностным лицам, а именно в комиссии по судебной этике.

Например, за первое полугодие в комиссии по судейской этике поступило 251 обращение. По десяти из них внесено судейское порицание, по одиннадцати направлены заключения председателям областных судов о возбуждении дисциплинарных производств. По итогам наших проверок с начала года по отрицательным основаниям — за невыполнение требований, предъявляемых к судье, — от должности судьи освобождены 23 человека, к иной дисциплинарной ответственности привлечены 83 судьи.

Нами выявлены факты, когда лица до назначения их на должность судьи привлекались к уголовной ответственности, а при прохождении процедуры отбора этот факт умышленно скрыли. Имелись случаи совершения судьями коррупционных преступлений и нарушений норм этики, несовместимой со статусом судьи.

Все это свидетельствует о том, что механизм отбора кадров имеет пробелы, хотя, как известно, процедура отбора претендентов на должность судьи достаточно сложна: кандидат должен сдать квалификационный экзамен, пройти стажировку, заручиться поддержкой пленарного заседания суда, получить положительную рекомендацию областного суда и пройти конкурсный отбор.

Анализ показал, что процедура изучения и оценки деловых и личностных качеств лиц, претендующих на судейскую работу, в некоторых случаях приняла формальный характер. Механизм отбора также не исключает возможного протекционизма и подкупа.

В этой связи нами предлагается внести ряд изменений в действующие нормативные правовые акты, с тем чтобы отбор претендентов проводился строго на конкурсной основе с соблюдением принципов прозрачности. Вся эта процедура должна быть под контролем судейского корпуса и широкой общественности. В будущем также более тщательно будет проводиться проверка данных о личности кандидата в судьи.

В полномочия структур внутренней безопасности Верховного суда входят проверка подлинности документов, представляемых кандидатами в судьи, реагирование на факты выдачи должностными лицами положительных характеристик уволенным с прежней работы по отрицательным мотивам.

Кандидат в судьи должен иметь положительную рекомендацию пленарного заседания суда той области, где он намерен работать. Нами поддержана практика Западно-Казахстанского областного суда, где сведения о кандидатах в судьи доводятся до широкой общественности через СМИ. Такая процедура как обязательная будет введена во всех регионах страны.

Верховным судом разработан законопроект о внесении изменений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». В нем определена целостная система мер по усилению требовательности к профессиональным качествам судьи, повышению его ответственности за соблюдение законности при отправлении правосудия и норм судейской этики. Предусматривается также создание судебного жюри при Верховном суде, призванного оценивать профессиональную пригодность судей.

По рекомендации жюри будут освобождаться от должности судьи, не обладающие достаточным уровнем знаний в области права, не стремящиеся к профессиональному совершенствованию.

В проекте также предлагается введение дополнительных оснований для дисциплинарной ответственности председателей судов, в том числе за неудовлетворительную организацию работы по противодействию коррупции. Разработаны нормы, предусматривающие в случае совершения судьями порочащих проступков лишение их всего пакета устанавливаемых законом социальных гарантий.

Важнейшие факторы успешности борьбы с коррупцией — публичность, прозрачность деятельности органов власти, наличие контроля со стороны общества. Главное отличие правосудия в демократическом государстве от деятельности других органов власти заключается именно в публичности судебного разбирательства. В соответствии с требованиями процессуальных законов судебные дела подлежат рассмотрению в открытом заседании. Поэтому вопросам развития транспарентного и открытого механизма функционирования судебной системы мы придаем большое значение.

Верховным судом приняты соответствующие нормативные постановления по этим вопросам. Создана и постоянно пополняется электронная база судебных решений на официальном сайте Верховного суда. Пользователи Интернета в любой точке мира могут ознакомиться с ней. На сегодня этот архив насчитывает уже более 110 тысяч судебных актов.

В Бостандыкском районном суде Алматы запущен пилотный проект SRS Femida по внедрению новой системы видеозаписи всех рассматриваемых процессов, осуществленный при финансовой поддержке миссии ЮСАИД. Система представляет собой несколько видеокамер и микрофонов, установленных по периметру помещения, они подключены к компьютеру, который в режиме реального времени записывает все, что происходит в зале заседания, запись копируется на CD-диск, который вместе с протоколом судебного заседания приобщается к материалам дела.

Внедрение современных информационных технологий, бесспорно, повысит гласность, законность, полноту судебного следствия, корректность участников процесса, возможность всесторонней проверки вышестоящим судом жалоб участников процесса. Внедрение такой системы в каждом суде потребует значительных затрат, но дело того стоит.

К значимым мерам по дальнейшему развитию судебной системы следует отнести введение с первого января 2007 года института осуществления уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей. Оно сыграет положительную роль в обеспечении состязательности сторон, улучшении качества предварительного расследования и судебного разбирательства. Кроме того, оно сможет существенно дисциплинировать органы предварительного следствия и ориентировать их на неукоснительное исполнение всех процессуальных норм.

Международные документы о статусе судей устанавливают, что «целью статуса судьи является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости, беспристрастности».

Таким образом, необходимое организационное, материальное и социальное обеспечение расценивается не просто как плата за работу служащего-судьи, а как важнейший факт признания государством и обществом его особого статуса — представителя судебной ветви государственной власти, где коррупция должна быть полностью исключена. Во всех развитых странах этот принцип соблюдается строжайшим образом, поскольку на нем строятся правовые и демократические основы государства.

Абдрашид ЖУКЕНОВ,

председатель коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Казахстан


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии