Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Почем нынче ученье?

Фото : 8 сентября 2006, 10:48

По данным казахстанской медицинской науки, начальную школу (сегодня 4 класса) оканчивают 30% ХРОНИЧЕСКИ больных учеников. А полную среднюю - уже 80-90%. Что ж это получается? Выходит, за обучение нужно расплачиваться здоровьем. Можно, конечно, побороться за честь педагогического мундира. Но тогда пусть уважаемые педагоги ответят, почему появилось в их педагогическом словаре понятие “здоровьесберегающие технологии”.

Проблема не нова. В 1904 году в царской России вышел указ “Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника”. Как видим, прошло 102 года, а проблема остается актуальной. Взгляды большинства казахстанских и зарубежных ученых на эту проблему совпадают. Ученые Института возрастной физиологии Российской Академии образования говорят о ней так.

Во-первых, удивительно живучи школьные факторы риска, хотя проблема возникла не сегодня - о школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году.

Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, сняв эту ответственность с родителей и общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Школа не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать многое.

В-третьих, сложившаяся система образования в России и Казахстане - это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Еще 130 лет назад Ушинский писал: “Нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе”. За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стали лучше соответствовать возможностям ребенка.

Исследователи того же Института возрастной физиологии обозначили школьные факторы риска:

- стрессовая тактика педагогических воздействий (постоянные микрострессы. Мало кто из родителей обращает внимание на плохой сон, аппетит ребенка, его плаксивость без причины);

- стресс ограниченного времени (это один из самых тяжелых стрессов, который накапливается в течение 2 недель без отдыха, а наши дети в таком состоянии живут годы);

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся (например, мы наших детей заставляем читать с секундомером, требуя при этом от них скорости чтения 120 слов в минуту, а восприятие информации возможно лишь при скорости не более 80-90 слов в минуту);

- интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;

- отсутствие системной комплексной работы по формированию понятий ценности здоровья и здорового образа жизни;

- низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников.

Как видим, хотя бы минимизировать влияние этих факторов по силам педагогам. Но тут придется остановиться на необходимости системной, комплексной работы.

О чем речь? Прежде всего о самом понятии “здоровьесберегающие технологии”. Опрос педагогов показал, что они вкладывают в содержание этого понятия все, что касается охраны здоровья в целом (добавили третий урок физкультуры в неделю; начали проводить утреннюю гигиеническую гимнастику - до занятий парты подогнали по росту). Все это важно. Но в данном случае речь идет о факторах риска в организации процесса предметного обучения.

Кстати, о третьем уроке физкультуры. Для многих учащихся школьная физкультура - единственная возможность профилактики гиподинамии. Но третий урок физкультуры при ориентации на среднего ученика у сильного вызывает чувство неудовлетворенности, а у слабого отбирает остатки здоровья.

Лично мне сейчас очень интересно, кого из медицинских работников - педиатров, гигиенистов, диетологов - пригласили педагоги-руководители на свои предшкольные форумы? Тогда и можно оценить, что и как изменится в нашей школе и станет ли она безопаснее для детей.

Валерий Хасин, доцент кафедры профилактической медицины и питания КазГМА


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии