Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Про белый пароход и курортный налог. Почему же мы все-таки едем на Иссык-Куль?

Фото : 8 сентября 2006, 16:50

Про белый пароход и курортный налог

Иссык-кульские пансионаты пустеют. Еще не мертвый сезон, и туристы торопятся поймать красивый загар и нырнуть в благодатные воды горной жемчужины Кыргызстана. Горизонт оживляет белый пароход, напоминающий айтматовский сюжет, рассекают озерную гладь катамараны, яхты и «бананы», местные коробейники на пляже предлагают неизменные шашлыки, кукурузу и пиво. И все же конец летнего рая близок: смелых белых чаек на прибрежном песочке уже значительно больше, чем загорелых отдыхающих, и куда свободнее прыгают в притихших парках прикормленные детьми белки.

Бархатный сезон заканчивается не только потому, что маленькие туристы пошли в школу. Погода портится, ночи стали холодными, и все чаще тучи приносят с гор прохладные дожди. Время подводить итоги — и тем, кто занимается туристским бизнесом, и тем, кто платил за их услуги.

Туроператоры, казахстанские и киргизстанские, подсчитывая прибыль, могут быть довольны. В алматинских туристических фирмах признают, что в этом году был небывалый наплыв желающих отдохнуть на Иссык-Куле. Такой ажиотаж в последний раз наблюдался в 1996 году, десять лет назад, когда еще не все могли себе позволить берег турецкий и Европу. А нынче, успокоенные заверениями чиновников Иссык-Кульской области о стабильной политической обстановке и полном отсутствии каких бы то ни было поборов, алматинцы и жители других городов республики ринулись в места традиционного еще с советских времен отдыха.

Сейчас этим и объясняют причины неприятных сюрпризов, происходивших с некоторыми обладателями путевок. В этом году не раз случалось, что, приезжая на зарезервированное турфирмами место, отдыхающие узнавали, что оно уже занято. В пансионатах ссылались на ошибки алматинских турфирм, а те в свою очередь обвиняли в недобросовестности киргизских партнеров. Инциденты разрешались, места находились в соседних отелях (только так теперь называются бывшие дома отдыха и пансионаты!), но начало отдыха оказывалось безнадежно испорченным.

Нам, трем женщинам и двум малышам, повезло: заказанный коттедж был свободен и условия казались относительно похожими на обещанные. Но без сюрпризов не обошлось.

Уже в дороге пришлось убедиться, что обещания не останавливать без весомых причин автомобили с казахстанскими номерами были лишь удачным рекламным трюком. Четырежды тормозили нашу машину гаишники соседней страны на трассе и в Чолпон-Ате. Одному показалось, что водитель неправильно пошел на обгон, другому захотелось проверить, не принимал ли он спиртного перед поездкой, третий удивил своей изобретательностью. Дав знак остановиться, он обвинил водителя в том, что тот... остановился в неположенном месте. Но попробовал бы он этого не сделать, был бы обвинен в непослушании! И каждый раз блюстители дорожного порядка прозрачно намекали, что им хватило бы ста, ну даже пятидесяти сомов для решения вопроса.

Следующий сюрприз ждал при заселении. Оказалось, что в стоимость путевки включено не все. Надо еще заплатить за каждого налог три процента от стоимости суток проживания. Как не удивиться: мало того что в самых средних по сервису киргизских пансионатах сутки стоят 20—30 долларов, что дороже турецких, где действительно все включено, так еще на месте обнаруживается некий курортный налог! Все законно, заверила дама на reception, согласно 182 статье Налогового кодекса республики Кыргызстан. А почему не предупредили, так это вопрос не к нам, а к турагентствам. Кстати, в нашей турфирме еще до поездки отказались назвать номер телефона пансионата, где мы хотели заранее выяснить детали отдыха.

Остальной сервис не отличался от того, каким он был десять и пять лет назад. Документы и деньги советуют брать с собой на пляж: сейфа нет, хлипкий замок откроет любой начинающий «медвежатник». И все другое на «честном слове»: и старенький душ, и чайник, который сам по себе вдруг включался, и телевизор, который, наоборот, сам по себе выключался. Интернет во временном компьютерном клубе нам долго не могли наладить, а телефон был всего один на весь пансионат. И по-прежнему на иссык-кульском побережье нет качественной сотовой связи. Так почему же мы все-таки едем в эти не очень гостеприимные места? Почему ежегодно оставляем в Кыргызстане два миллиона долларов, несмотря на то что открыли для себя Анталью, Лазурный берег и прочие приятные туристские «мекки»? Конечно, это традиция, привычка и дань исключительно чистой, целебной воде уникального озера. И всякий раз — надежда, что сервис улучшится, ведь столько средств оставляет в стране одна только наша республика.

Есть еще одна причина, о которой уже столько лет говорят со всех трибун: отсутствие необходимого количества раскрученных комфортных пансионатов на казахстанских водоемах, морях и озерах. Алаколь, Балхаш, Каспий, Арал и другие водные миры пока не приспособлены для отдыха и туризма.

Ольга МАЛАХОВА


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии