Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Граница. Поезд. Пассажир…

Фото : 8 сентября 2006, 19:19

№ 35 (299) от 04.09.2006
Владимир СЕВЕРНЫЙ, Алматы

Потрясающая мысль - железный порядок на железнодорожной магистрали, оказывается, можно навести лишь при одном условии: если в качестве проводников нанять на работу жителей какого-нибудь дальнего континента. Скажем, африканцев. К тому же и тех использовать недолго - максимум полгода, чтобы не наступило привыкание к местному менталитету. Затем увольнять и принимать на работу новых иностранцев. Иначе никакого толку в борьбе с зайцами в отечественных поездах дальнего следования не будет. Сколько нашего проводника ни уговаривай и ни наказывай за содеянное, он как сажал левых пассажиров и брал с них за проезд определенную мзду, так и будет сажать, несмотря ни на что. Такую мысль как-то на совещании в правительстве высказал премьер-министр Даниал Ахметов. С тех пор и времени прошло немало, и воды утекло немерено. Естественно, иностранцев проводниками не нанимают, полагая, что Даниал Ахметов на совещании всего лишь пошутил и это не команда к действию и не приказ. Но в связи с этим у чиновников высокого полета до сих пор в ходу осталась «железная отмазка» за существующий ныне железнодорожный бардак: мол, раз в поездах отсутствуют «негры», значит, и порядок наводить там просто некому. Отправляясь в очередной отпуск за пределы Казахстана, отчасти убедился, что в высказывании премьер-министра по поводу методов наведения порядка на железной дороге что-то рациональное все же есть…

Билеты на поезд Алматы - Новосибирск приобретал со скрипом. За две недели свободных мест не было и в помине ни туда ни обратно. В кассе говорят: «Летний сезон, чему удивляетесь, на все направления с билетами острый дефицит. Внесем вас в лист ожидания. Может, кто-нибудь снимет бронь, и, возможно, тогда вам повезет». Предлагаю девушке бутылку коньяка, коробку конфет. Минут через пять она сообщает, что некий пассажир «только что отказался от поездки» и три места в купе я могу выкупить прямо сейчас. Значит, я везучий. Радуюсь. А в день отправления поезда узнаю, что билеты можно приобрести прямо на вокзале и не в кассе, а с рук. «Пять тысяч тенге сверху, и я легко решаю все ваши проблемы», - говорит мне незнакомец на перроне. Я отказываюсь, он растворяется в толпе искать другого клиента. Почему с билетами острый дефицит, становится понятно без лишних слов. Железная мафия бессмертна.

Контра и банда

Никогда бы не подумал, что купе в мягком вагоне может быть таким жестким. Спальные полки времен «Очакова и покоренья Крыма» - деревянные, как в вагонах общего класса. Вместо кондиционера - открытое окно. Дверь не закрывается, окна в саже. На полках тюки с джинсами, какие-то коробки, свертки, пакеты. На вопрос «Чье добро?» проводник отвечает не моргнув глазом: «Не волнуйтесь, не ваше. Лежит себе и пусть лежит, хлеба не просит и никому не мешает». (Ладно, думаю, пусть лежит, посмотрю, что с «левым товаром» произойдет на границе и как на «бесхозный» груз отреагируют пограничники и даст ли на его вывоз свое добро таможня.)

- Приготовьте на проверку билеты и деньги за постель, - громо-гласно объявляет проводник.

- Позвольте, какие деньги?! По новым правилам плата за постель входит в стоимость билета.

- Да вы что?! - как бы удивляется проводник. - Ну тогда можете не платить, раз знаете. И тут же идет к тем пассажирам, кто по ряду причин об этом нововведении не знает. Как сказал бы в таком случае пресловутый Остап Бендер: «Ловкость рук и никакого мошенства».

На границе собаки ходят хмуро

За два часа до подхода поезда к государственной границе проводник запустил по вагону ведомость, в которую каждый пассажир должен был собственноручно вписать свою фамилию, имя, отчество и указать данные паспорта. Гражданам Казахстана предлагалось еще одна формальность - заполнить миграционную карточку. Первым в купе постучался таможенник и затараторил.

- Что везете? Предъявите вещи к досмотру. Это чьи тюки на полке? Ваши?!

- Нет, не мои. Наверное, ваши.

- Мои?!!

Таможенник окинул странным взглядом купе, потоптался на месте и молча вышел в коридор. Через минуту на пороге купе появился пограничник с ведомостью, в которой перечислены все пассажиры поименно.

- Прошу документы на проверку. Поднимите голову вверх. Та-а-к, так, т-аа-к… Что-то не похожи на себя. Куда путь держите? А этот молодой человек на верхней полке с вами?

- Нет. Нас трое: я, сын и супруга. Мы в отпуск едем.

- А я сам по себе, - отзывается человек на верхней полке.

- Тогда спускайся вниз и готовь чемодан к досмотру.

Парень пытается возразить: мол, таможенники уже были, вещи проверяли, даже собака чемоданы обнюхивала. Ничего запрещенного не обнаружено, так зачем еще перед пограничниками выворачивать наизнанку свои карманы?

Лучше бы он этого не говорил. Пограничник крепко обиделся, покраснел как синьор-помидор и в отместку за неучтивое отношение к своей важной персоне заставил пассажира вскрывать абсолютно все: даже запечатанные в фирменную упаковку конфеты и духи.

- Это подарок маме. Пожалуйста, разрешите не рвать упаковку, - умоляет пассажир.

- Вскрывай, я тебе говорю, - сердится пограничник.

Что на это сказать? Здесь, на границе, человек в зеленой фуражке бог и царь. Так что если не хотите нажить головную боль - сидите и молчите в тряпочку, а на вопросы отвечайте по военному «так точно» или «никак нет».

Бескрайняя степь - одна большая мусорная свалка

Согласно инструкции для проводников вагон два раза в день должен быть подвергнут влажной уборке. Туалеты моются по мере необходимости, но не реже четырех раз в день. Проводник обязан поддерживать наличие в кипятильнике горячей воды и поить чаем пассажиров не менее трех раз в день (с 8.00 до 10.00, с 15.00 до 17.00 и с 20.00 до 22.00), а в фирменных поездах и спальных вагонах по желанию пассажира в любое время суток. К тому же он обязан сам застилать спальные места еще до посадки, поднимать и опускать верхние полки, а за полчаса до прибытия убирать (самому!) постельные принадлежности и предупреждать каждого пассажира о приближении его станции. Это теория. На практике все оказалось гораздо проще. После пересечения казахстано-российской границы проводники зашевелились и попытались навести в вагоне порядок. Мусора в тамбуре накопилось столько, что невозможно было пройти. Закончив орудовать веником и трясти половик, проводник открыл дверь и под перестук вагонных колес спихнул все собранное барахло за борт. Стеклянные бутылки с грохотом посыпались на рельсы. Следом ухнули в пустоту арбузные корки, бумага, рыбья чешуя, консервные банки… Видел бы это действо министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков или министр транспорта и коммуникаций Аскар Мамин. Но они в поездах наверняка давно уже не ездят, все больше летают…


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии