Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Коррупция в Казахстане и России: уровень влияния на экономику и общество

Фото : 8 сентября 2006, 19:21

№ 35 (299) от 04.09.2006
Сергей КОЗЛОВ

Под таким названием прошла на днях международная конференция в Москве, организованная Ассоциацией независимых экспертов по коррупции. Сравнение российской и казахстанской коррупции на первый взгляд несколько неожиданно. Однако параметры этого явления, распространения и влияния на общество обеих стран вполне сопоставимы. Такое мнение превалировало на конференции. Казахстан обогнал Россию в реформировании, к примеру, банковской сферы, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики. Однако это не избавило республику, как считают члены ассоциации, от издержек роста, одним из которых является широко распространённая коррупция.

Валовой объём (масштаб) коррупции в России оценивается независимыми экспертами приблизительно в 319 млрд долларов в год. Это - по данным 2005 года. Для сравнения: в 2002 году те же эксперты оценивали её масштаб приблизительно в 33,5 млрд долл. Речь идёт о деньгах, вращающихся в теневом обороте. Есть и другие оценки, согласно которым россияне ежегодно расходуют только на взятки более 30 млрд долларов США, то есть почти половину госбюджета своей страны.

Если же соотнести объёмы экономик Казахстана и России, как и численность населения, то примерное соотношение будет 1 к 10, в такой же пропорции можно говорить и о масштабах коррупции в этих странах. Хотя, надо заметить, если один россиянин тратит в год на взятки около 129 долларов, то и среднестатистический казахстанец в этом отношении нисколько не отстаёт…

По мнению экспертов фонда «Транспаренси-Казахстан», в бытовую коррупцию в России вовлечено не менее половины активного населения страны. В Казахстане количество жителей, вовлечённых именно в такую коррупцию, несколько выше исходя из нашего, более «восточного» менталитета.

Хотя наибольшее распространение у нас получил такой вид коррупции, как «административная», или, проще говоря, вымогательства госчиновников у бизнесменов, «захват государства» или, иначе, теневое влияние бизнеса на власть, и «захват экономики», то есть теневой контроль власти над бизнесом.

Первое место по уровню коррумпированности в России, по данным последних исследований, занимают медицинские учреждения и высшие учебные заведения (исследования проводились по заказу Всемирного банка фондом «Информатика для демократии» (ИНДЕМ). Неоднократно высказывалось мнение, что только из-за коррупции бесплатное образование в России практически прекратило своё существование.

В Казахстане же ситуация несколько иная, поскольку страна является гораздо более «частной» по сравнению со своим северным соседом. Высшее образование в республике давно негосударственное, поэтому здесь трудно говорить о коррупции в общепринятом понимании этого слова: как об использовании власти, государственных полномочий в собственных корыстных интересах или о сращивании власти с организованной преступностью.

В 2005 году фонд «Транспаренси Интернэшнл» провёл своего рода ранжирование различных сфер (структур) по степени коррумпированности по некоторым странам (включая Казахстан и Россию). Лидерами по убывающей траектории стали: политические партии, парламенты и иные законодательные органы, правоохранительная и судебная система, бизнес, налоговые органы.

Казахстанцы, согласно этим исследованиям, ставят на первое место по коррумпированности правоохранительные органы, суд, учреждения исполнительной власти. Благодаря тому, что в стране давно реформирована система жилищно-коммунального хозяйства, поборы со стороны сотрудников КСК не влияют на коррупционную статистику, поскольку не являются коррупцией в полном понимании этого слова.

На конференции прозвучало любопытное уточнение. Казахстанское законодательство понятие «коррупция» трактует несколько иначе, нежели международное. Субъекты и объекты коррупционных преступлений в международном понимании рассматриваются гораздо шире, чем в местных законах. Кроме того, Казахстан до сих пор не ратифицировал и не присоединился ни к одной международной антикоррупционной конвенции в области борьбы со взяткодательством, отмыванием капиталов и пр., что не позволяет этим документам напрямую действовать на территории страны и во многом нивелирует эффективность предпринимаемых усилий по снижению уровня коррупции.

В прошлом году Казахстан поделил в индексе восприятия коррупции фонда «Транспаренси Интернэшнл» 107-110 место с Гондурасом, Белоруссией, Украиной, в числе 158 государств, подвергнувшихся исследованиям. Россия удостоилась «почётного» 128-го места. Это означает, что и Казахстан, и Россия находятся в числе наиболее коррумпированных государств мира. Это, несмотря на то, что РФ, в отличие от других стран СНГ, гораздо тщательнее и не спеша разрабатывала законопроект «О противодействии коррупции». В то же время Казахстан одним из первых в СНГ (ещё в 1998 году) принял Закон «О борьбе с коррупцией», а в мае 2005 года указом президента Н. Назарбаева был утверждён Кодекс чести государственных служащих РК (Правила служебной этики государственных служащих).

Здесь уместно выделить нашу, чисто казахстанскую особенность, отмеченную экспертами: у нас есть достаточно развитое антикоррупционное законодательство, есть органы (правда, неспециализированные), которым поручено бороться с этим видом преступлений, и всё это относительно неплохо уживается с коррупцией, носящей уже системный характер, повсеместно существующей как бы в рамках этого законодательства. Факт парадоксальный, но факт.

Но помимо своей специфики Казахстан всё же имеет схожих особенностей с Россией гораздо больше, чем различий. Например, в обеих странах достаточно распространены такие явления, как непотизм (кумовство, раздача постов и льгот родственникам) и кронизм (устойчивые дружеские отношения между высшими должностными лицами государства). Причём они являются для этих стран характерными, но, быть может, в разной степени. По классификации ООН оба явления подпадают под определение «мягкая коррупция». Сейчас в обеих странах наблюдается развитие коррупционных процессов, которые характеризуются как «захват бизнеса», или, проще говоря, рейдерство.

Самое большое отличие России от Казахстана в рассматриваемом контексте: она смогла избежать разрушения системы государственных органов, призванных бороться не только с коррупцией, но и с общеуголовной преступностью.

В Казахстане же полномочного и эффективного органа по борьбе с коррупцией не существует. Прокуратура с 1995 года (после принятия действующей Конституции) отделена от следствия и выполняет только надзор за ним, причём на явно ненадлежащем уровне. В самой прокурорской среде всё меньше и меньше остаётся сотрудников, имевших хоть какой-либо опыт расследования уголовных дел, так что качественно выполнять надзорные функции за следствием и дознанием прокуратура не в состоянии.

Предварительное следствие в прокуратуру так и не вернули. КНБ (КГБ) никогда профессионально не занимался расследованием уголовных дел, поскольку во все времена выполнял совсем другие функции, как и сейчас (вопросы национальной безопасности, политического сыска и пр.). Система МВД сама сильно коррумпирована, поэтому главной её проблемой является самоочищение, создание внутренних механизмов борьбы с оборотнями…

Относительно новый, подчинённый непосредственно президенту орган - Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) - также действует недостаточно эффективно. Основная причина этого - кадровая. Даже Нурсултан Назарбаев сказал недавно о поступлении многочисленных жалоб на его имя на коррупционные действия самих финансовых полицейских.

Таким образом, отсутствие полномочного специализированного, действующего на основе закона государственного антикоррупционного органа является серьёзным препятствием в достижении цели: снижении уровня коррупции в Казахстане.

Естественно, коррупция негативно влияет на национальную экономику, заранее ставя в неравное положение коррумпированных и честных предпринимателей (местных или иностранных), подрывая конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках, как особо отметили участники конференции.

По оценкам АНЭК, коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг в Казахстане почти на 50%, от чего страдает всё население страны. И в связи с бурным ростом в республике строительного и нефтяного бизнеса эта цифра постоянно повышается, порождая запредельные цены и высокий уровень инфляции.

В то же время эксперты FIAS, консультативной службы по иностранным инвестициям (совместная структура Международной финансовой корпорации и Всемирного банка) назвали беды российской экономики в следующем порядке: запутанность и сложность процесса уплаты налогов, коррупция, инфляция. А специалисты фонда «Транспаренси-Казахстан» и АНЭК поставили коррупцию и инфляцию в Казахстане на первые места.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии