Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Перемен у фискальных «берегов» нет. Профицит умудрился вырасти до 88,4 млрд. тенге

Фото : 11 сентября 2006, 18:20

Тулеген АСКАРОВ, 08.09.2006

Готовя традиционный ежемесячный материал на тему исполнения бюджета, автор этих строк предвкушал нечто подобное тому, что испытывали когда-то мореплаватели, рассматривая в свои подзорные трубы берега неведомых им новых земель.

Еще бы - ведь с 1 июля, как заявили правительство и Нацбанк, бюджетная система перешла на новые принципы формирования и использования средств Национального фонда. А потому при подготовке заметки по итогам исполнения бюджета по состоянию на 1 августа текущего года можно было ожидать открытия в этой журналистской теме новых финансовых «берегов», на которые обрушивались могучим «прибоем» миллиардные суммы гарантированных трансфертов из Нацфонда.

Увы, в реальности все оказалось совершенно иначе.

Судя по данным Минфина о состоянии бюджетов всех уровней на 1 августа и деньгах Нацфонда, никаких особых перемен у фискальных «берегов» не наблюдалось. В отчете о поступлениях и использовании Нацфонда на эту дату в строке «гарантированные трансферты» значился прочерк.

Аналогичный прочерк значился и напротив позиции «целевые трансферты». Это означает, что за июль в бюджет из Нацфонда ничего не перечислялось, хотя поступления в него уже шли по новой схеме, то есть зачислялись все прямые налоги от нефтяных предприятий, за исключением тех налогов, платежи по которым идут в местные бюджеты.

Видимо, по этой же причине Минфин не стал представлять и данные по консолидированному бюджету в целом, хотя соответствующая позиция на его web-сайте была до тех пор, пока ее на днях не убрали оттуда по неизвестной причине. А всего на 1 августа в Нацфонде было денег на 1 трлн. 363 млрд. тенге, причем поступления текущего года составили 283,2 млрд. тенге (немногим более $2 млрд. по нынешнему курсу). При этом от нефтяных компаний в Нацфонд поступило 248,3 млрд. тенге.

Но, хотя с 1 июля бюджет перешел на ненефтяную схему, перестав получать налоги от нефтяного сектора, хуже ему от этого не стало и никакого дефицита в нем не возникло! Более того, случилось очередное чудо: бюджетный профицит каким-то непостижимым образом умудрился вырасти с 66 млрд. тенге на начало июля до 88,4 млрд. тенге на 1 августа! В целом же по государственному бюджету (он включает республиканский и местный уровни) на эту дату доходы были исполнены в сумме 1 трлн. 424,8 млрд. тенге, а затраты - 1 трлн. 261,2 млрд. тенге.

По республиканскому бюджету профицит на начало августа составлял 30,8 млрд. тенге против 15,1 млрд. тенге на1 июля. По доходам он был исполнен на 1 трлн. 166,3 млрд. тенге, а по затратам - на 1 трлн. 59,5 млрд. тенге. Трансферты в него поступали, но, скорее всего, это были изъятия из местных бюджетов регионов-доноров. Таковых набралось на 79 млрд. тенге, тогда как из республиканского бюджета ушло трансфертов на 298,5 млрд. тенге.

Каким-то особым движением в сторону высокотехнологичного развития республиканский бюджет по-прежнему не отличался. На первом месте в росписи расходов правительства так и идут социальная помощь и социальное обеспечение (225,6 млрд. тенге), затем следуют общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность (80 млрд. тенге), транспорт и коммуникации (75,6 млрд. тенге).

Для сравнения: на промышленность вместе с архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью было выделено всего 0,7 млрд. тенге! На какие деньги в таком случае власти строят амбициозные здания в Астане, которые удивили даже японского премьера, остается только гадать.

По местным бюджетам за июль профицит тоже вырос - с 46,5 млрд. тенге до 53,2 млрд. тенге на 1 августа, при доходах 601,8 млрд. тенге и затратах 544,8 млрд. При этом трансфертов из центра регионы получили на 264 млрд. тенге, перечислив в обратном направлении 80,6 млрд. тенге. Главные статьи расходов местных властей все те же - образование (149,3 млрд.) и здравоохранение (100,6 млрд.).

Нетрудно прикинуть, что на эти две статьи приходится почти половина расходов местных властей. Но это в целом. Столица, например, может позволить себе тратить на образование и здравоохранение всего лишь шестую часть затрат своего бюджета, зато на жилищно-коммунальное хозяйство там направлена почти треть бюджета - 31,6% от всех затрат, или 18,8 млрд. тенге. Для сравнения: в Алматы на эти цели было потрачено около 8 млрд. тенге (при том что жителей в южной столице больше в 2,5 раза!), а в Атырауской области - 2,4 млрд. тенге.

Еще одно сравнение - на культуру, спорт, туризм и информационное пространство из республиканского бюджета за 7 месяцев было отпущено 17,7 млрд. тенге, то есть меньше, чем потрачено в столице на уборку улиц и прочие коммунальные цели. Ну а поскольку такие расходы Астана может позволить себе только за счет официальных трансфертов из центра, которых она получила на 33,9 млрд. тенге (при изъятиях в 6,9 млрд. тенге), то легко предположить, что чистота столицы в конечном итоге обеспечивается за счет снижения культурного уровня населения «остальной» страны, падения конкурентоспособности туристической отрасли и отечественных СМИ.

Некоторым утешением для алматинцев в этом году является заметное увеличение поступающих в южную столицу трансфертов из центра - за 7 месяцев они составили 24,8 млрд. тенге при изъятиях почти в 38 млрд. тенге. Благодарить за это нужно, конечно же, не центральные власти, а предстоящие Азиатские игры. Тем не менее по расходам на спорт, туризм, культуру и информационное пространство Алматы заметно отстает от Астаны - они составили соответственно 1,9 и 3 млрд. тенге.

То же самое относится и к энергетике: в столице на развитие топливно-энергетического хозяйства потратили 6,6 млрд. тенге, тогда как в Алматы - всего 0,6 млрд. тенге, то есть в 11 раз меньше. Правда, по транспорту и коммуникациям справедливость восторжествовала - на эти цели в южной столице израсходовали 20,6 млрд. тенге против 9,8 млрд. тенге в Астане и 1,3 млрд. тенге в Атырауской области.

Атырауская область, кстати, получила трансфертов на 5,2 млрд. тенге, тогда как изъятия из местного бюджета составили 20,8 млрд. тенге. Между тем профицит местного бюджета нефтяной житницы на 1 августа составил 1,2 млрд. тенге против 7,3 млрд. тенге у Астаны, и это ясно указывает на то, что столица просто не успевает тратить деньги, получаемые от правительства в виде трансфертов.

У Алматы, кстати, профицит местного бюджета составил всего 1 млрд. тенге.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии