Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Заключение о законности Постановления Правительства Республики Казахстан № 800 от 23 августа 2006 года «Вопросы некоторых республиканских предприятий Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан»

Фото : 11 сентября 2006, 18:24


Редакция, 08.09.2006

В нашей газете был напечатан материал о пресс-конференции, на которой сообщалось о фактической ликвидации крупнейшего научно-исследовательского института республики - Института металлургии и обогащения, которое последовало в результате Постановления Правительства РК № 800 от 23.08.2006 г.

Это решение правительства вызвало большой резонанс в печати и научной общественности. Ученые института на пресс-конференции отмечали юридическую несостоятельность постановления, причем судьба института в постановляющей части этого документа вовсе не была обозначена.

Ученые-металлурги подчеркивали, что надеются на президента Республики Казахстан, который не раз поправлял ошибки чиновников различного ранга. Отмечалось, что неуклюжие действия аппарата правительства создают условия для нового судебного разбирательства и дают возможность оспорить постановление в судебном порядке.

Теперь мы располагаем заключениями уважаемых ученых-юристов, активно работающих в области законодательства Республики Казахстан. Одно из них мы публикуем ниже, оно составлено доктором юридических наук, профессором Копабаевым О.К., доктором юридических наук, профессором Мауленовым К.С. и кандидатом юридических наук, доцентом Жайлиным Г.А.

Содержание Постановления Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2006 года «Вопросы некоторых республиканских предприятий Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан» позволяет сделать вывод о его незаконности.

Реорганизация любых юридических лиц, включая государственные предприятия, производится в соответствии с статьями 45, 46 ГК РК (Общая части). При слиянии юридических лиц в соответствии с п.1 статьи 46 ГК РК возникает одно юридическое лицо. Права и обязанности всех юридических лиц, подвергаемых слиянию, переходят к последнему в соответствии с передаточным актом.

В указанном же постановлении несколько юридических лиц реорганизуются и в результате также образуется несколько юридических лиц, такое слияние невозможно. Положение дочерней организации в соответствии со статьей 94 ГК РК имеет значение лишь для определения режима ответственности основной организации по обязательствам дочерней организации в соответствии с п.2 указанной статьи. Особенности реорганизации дочерних организаций в соответствии с общими нормами ГК РК не предусмотрены.

Также особенности положения дочерней организации проявляются при ведении бухгалтерского учета в соответствии с постановлением Национальной комиссии по бухгалтерскому учету от 14 ноября 1996 года № 4 «Об утверждении стандартов бухгалтерского учета» (с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов РК от 30.11.02 г. № 593).

Правовое положение дочерних государственных предприятий определяется статьями 46-50 Закона Республики Казахстан от 19 июня 1995 года № 2335 «О государственном предприятии». Нормы указанного закона не изменяют положения ГК РК (как и положено нормативному акту, имеющему меньшую юридическую силу), а лишь дополняют их.

В частности в соответствии со статьей 48 Закона РК «О государственном предприятии» определены цели создания дочерних предприятий. Дочерние государственные предприятия создаются в целях:

1) разукрупнения основного предприятия, в том числе в силу требований антимонопольного законодательства;

2) преобразования филиалов основного предприятия в самостоятельные юридические лица;

3) создания дополнительных и специализированных производств для повышения эффективности основного производства;

4) освобождения основного производства от несвойственных ему видов деятельности и функций.

Таким образом, создание нового центра (Центр наук о земле, металлургии и обогащения) взамен Центра химико-технологических исследований путем слияния основного предприятия и всех дочерних предприятий противоречит целям создания дочерних предприятий. Даже полное слияние лишь одного предприятия с основным предприятием не соответствует целям создания дочерних предприятий, указанных в приведенной статье.

Следует отметить формальный характер реорганизации. Это дает основание считать проведенную реорганизацию мнимым действием (по аналогии с нормой п.1 статьи 160 ГК РК). Ведь сохраняется основное направление деятельности реорганизуемого предприятия, не происходит изменения организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица. Наконец, практически все дочерние предприятия сохраняются с тем же наименованием. В данном случае речь должна идти не о реорганизации, а лишь о перерегистрации в связи с изменением фирменного наименования основного предприятия.

Следует отметить также, что в соответствии с п.2 статьи 50 Закона РК «О государственном предприятии» предусмотрено лишь преобразование дочернего предприятия, относящегося к республиканскому государственному предприятию, в обычное предприятие на праве хозяйственного ведения решением Правительства Республики Казахстан. Таким образом, безосновательное прекращение деятельности дочернего предприятия недопустимо.

Наши доводы усиливает также то, что статьей 45 Закона РК «О государственном предприятии» предусмотрено лишь преобразование государственного предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятия. Иная реорганизация (казенного предприятия в предприятие на праве хозяйственного ведения, реорганизация предприятия на праве хозяйственного ведения в предприятие на праве хозяйственного ведения недопустимы).

Причем в редакции данной статьи до 21.05.2002 года (в п.2) основанием для такой реорганизации являлось неэффективное использование государственной собственности предприятием на праве хозяйственного ведения. Несмотря на техническое исключение норм п.2 статьи 45 идеология подхода к реорганизации государственного предприятия не должна измениться. Уполномоченный орган, осуществляя реорганизацию, должен принимать лишь решения, направленные на повышение эффективности использования государственной собственности. В данном случае «реорганизации» не происходит.

Если бы на самом деле имелось бы неэффективное использование государственного имущества дочерним предприятием «Институт металлургии и обогащения», необходимо было ликвидировать его в установленном законодательством порядке. Или присоединить к основной организации только данное дочернее предприятие.

Рассматриваемое постановление Правительства РК незаконно вследствие несоблюдения ряда требований законодательства.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии