Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Закон «О госзакупках» в очередной раз переписан

Фото : 12 сентября 2006, 09:11

№ 36 (300) от 11.09.2006
Наталья БУЕНКО, Астана

В Минфине снова изобретают велосипед. Набивший оскомину своими закавыками Закон «О госзакупках» в очередной раз переписан. И все бы хорошо. Но при кажущейся на первый взгляд «правильности» одна статья нового документа упростит возможность набивать карманы «откатами» на тендерах.

Сколько надо «отстегнуть», дабы победить в конкурсе, давно является секретом полишинеля. Как правило, это 10-20 процентов от суммы тендера. Но для победы надо убрать с пути конкурентов. В ход идут различные приемы, о которых нет смысла здесь говорить. А теперь представьте, насколько облегчается задача, если принимает участие один-единственный участник. Или, говоря чиновничьим языком, проводится закуп из одного источника. Все лавры - победителю.

Раньше для применения этой нормы было необходимо, как минимум, дважды провести конкурс, и если он признавался несостоявшимся, разрешалось с согласия уполномоченного органа провести закуп из одного источника. Теперь достаточно один раз «провалить» тендер, и смело закупайте в одиночку! Более того, и согласовывать свои действия с Комитетом финконтроля и госзакупок Минфина не надо. Что из этого выйдет, можно только предполагать. Напомню лишь нашумевшую историю с Минобороны, когда с разрешения (!) уполномоченного органа они закупили неликвидное медицинское оборудование для Главного военного госпиталя на 3,6 миллиона евро. А теперь убирают даже этот сдерживающий барьер. Создается впечатление, что Комитет финконтроля просто снимает со своих плеч тяжелую ношу в виде ответственности за принятое решение.

- Это решать парламентариям, мы только предлагаем. Мы сейчас в каком-то двойственном положении. Как уполномоченный орган занимаемся контролем и одновременно сами являемся объектом контроля, раз даем согласование на закуп из одного источника, - пояснил председатель Комитета финконтроля и госзакупок Минфина РК Ануарбек Султангазин, отвечая на вопрос «Мегаполиса». - Есть разные разговоры. Я не скажу, что у нас коррупция, но предпосылки об этом говорят. Поэтому, я считаю, что за нами должен остаться только контроль.

- Но тогда каждый второй тендер будут признавать несостоявшимся и проводить закуп из одного источника!

- Опасения определенные есть. Но в регионах это дело везде принимают на ура.

Кроме того, проект закона предусматривает еще два случая, когда можно приобретать товары и услуги у одного поставщика. В первую очередь это касается научных разработок, дабы не прерывать технологический процесс. И до подведения итогов прошедшего конкурса, если в данных товарах есть острая необходимость. Например, бензин для «скорой помощи».

Как поясняют разработчики, новшества направлены на оптимизацию процесса госзакупок. Якобы именно из-за его нынешнего несовершенства администраторы бюджетных программ не могут вовремя освоить выделенные бюджетные средства. Сейчас тендеры начинают проводить не ранее февраля нового финансового года. Благодаря поправкам объявлять конкурсы можно будет сразу после принятия очередного бюджета страны. Как правило, это происходит до начала декабря. После чего, правда, надо еще составить план госзакупок. Впрочем, эта норма тоже вызывает сомнения. Если нерадивые чиновники по полгода не могут раскачаться и начать проводить тендеры, то их не спасет даже такое послабление.

К явным сильным сторонам нововведений можно с уверенностью отнести лишь возможность проводить аудио- и видеосъемку во время вскрытия конкурсной документации. Однако и здесь при желании можно найти лазейку, ведь нередко закон у нас превращается в дышло…

Вместе с тем впервые появилась статья о проведении электронных закупок. Для этого специально создадут своего рода реестр информации о товарах, работах, услугах с указанием стоимости, а также данных о поставщиках и заказчиках. Однако это новшество явно заработает не сразу.

- Необходимо, чтобы был удостоверяющий центр, - подчеркнул Ануарбек Султангазин. - Это орган, который будет удостоверять электронную подпись, чтобы не было махинаций. Кроме того, надо получить доступ к данным налоговых органов, что у поставщика нет задолженности по налогам. А также к базе данных регистрационных служб Минюста.

И потом, пока еще никто и словом не обмолвился о защите базы данных и той же электронной подписи. Что будет, если ее взломают? О таких вещах надо думать заранее, а не тогда, когда гром грянет. Остается надеяться, что эти моменты не обойдут стороной народные избранники. По словам руководителя финконтроля и госзакупок, законопроект планируется внести в парламент до конца сентября.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии