Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Система проведения тендеров требует совершенствования - взгляд из региона

Фото : 13 сентября 2006, 10:05

ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ. 13 сентября. КАЗИНФОРМ /Галина Скрипник/ - Под угрозой срыва оказались в этом году работы по развитию инженерных сетей в жамбылском городе Шу. Жилой массив «Жайсан», несмотря на уже наступившие сентябрьские дни, пока так и не подключен к теплотрассе. Сотни людей могут оказаться зимой в неотапливаемых квартирах. Генеральный подрядчик, шымкентская компания «Южкапстройсервис», не смог выполнить взятые на себя серьезные обязательства. Аналогичные ситуации в области неоднократно возникали и при строительстве других объектов, работы на которых остановлены также по вине выигравших тендер компаний. В чем причина подобных случаев - об этом размышляет директор департамента строительства акимата Жамбылской области Омирбек Жампозов:

- Работы по строительству и реконструкции сетей в городе Шу выполнялись компанией «Южкапстройсервис», которая предложила наименьшую сумму - 90,88 миллиона тенге. Это при том, что сама смета объекта составляла 100 миллионов тенге. Работы по подключению к теплосети жилых домов были начаты десятого июля. Однако велись с отставанием от графика, пятого сентября объект уже должен был быть сдан, но на 15 августа объем освоенных средств составлял всего восемь процентов от запланированного. Причина задержки в том, что руководители компании не позаботились своевременно о приобретении труб, лотков и других материалов. И заказчик объекта - отдел строительства акимата Шуского района - вынужден был в одностороннем порядке расторгнуть договор подрядных работ. Видимо, сказалось отсутствие опыта у компании, просчеты в финансах, либо что-то другое. Но выиграла она тендер потому, что предложила наименьшую цену. «Южкапстройсервис» уже успел получить аванс в размере 30-ти процентов от всей суммы. Для возвращения оплаченного аванса, а сумма составляет 27,2 миллиона тенге, материалы переданы в межрайонный областной экономический суд. Будем ждать его решения.

С начала этого года единым администратором бюджетных программ по объектам строительства является департамент строительства акимата Жамбылской области, который и проводит конкурсы (тендеры) по государственным закупкам товаров, работ и услуг. За восемь месяцев конкурсной комиссией департамента проведен 21 открытый тендер по различным объектам стоимостью от 1,3 миллиона тенге до 310 миллионов тенге, всего на общую сумму более двух миллиардов тенге. Разумеется, целью проводимых тендеров является эффективное и экономное использование государственных средств путем отбора из числа потенциальных поставщиков (подрядчиков) самых квалифицированных и добросовестных. Но на самом деле, как показывает практика, не всегда это удается. Более того, зачастую тендеры выигрывают неквалифицированные, недобросовестные и вновь образованные субъекты, которые предлагают необоснованно низкие цены.

Условия действующего Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» позволяют это, а именно, согласно статье 16 пункт 6, комиссия определяет выигравшую конкурсную заявку на основе самой низкой цены. Даже с учетом таких критериев, как цена конкурсной заявки, срок завершения работ или оказания услуг, квалификационные данные потенциального поставщика и так далее, всего десять пунктов, девять из которых не могут перевесить первый пункт - «самая низкая цена».

Департамент строительства акимата Жамбылской области как организатор конкурса и как структура, осуществляющая организационно-производственную деятельность в сфере строительства, исходя из практической деятельности, имеет свои соображения и предложения по поводу планируемого изменения Закона Республики Казахстан «О государственных закупках». В чем нам видятся недостатки действующего закона? В том, что роль конкурсной комиссии сведена до минимума при принятии решения о победителе тендера, ибо тендер может выиграть любой, кто заявит самую низкую цену (снижая стоимость работ или объекта до 30 процентов). Раз так, то зачем образовывать комиссию?

Во-вторых, проектно-сметная документация на конкретный объект проходит государственную экспертизу, следовательно, стоимость объекта не может быть снижена до 30 процентов, ибо заявитель такой низкой цены заведомо «заявляет» о снижении качества строительных работ, а то и полного провала строительства данного объекта. В этом случае мнимая экономия средств может обернуться для государства многократными потерями по принципу «скупой платит дважды».

В-третьих, предоплата победителю тендера до 30 процентов от стоимости объекта является большим риском для бюджета, если учесть, что победителем может оказаться недобросовестный и ненадежный (практика это подтверждает) подрядчик. Можно привести много фактов, имевших место в нашем регионе, когда поставщик или подрядчик, не отработав частично, а то и полностью сумму предоплаты, бросает работу, расторгая и не расторгая договор с заказчиком, а судебное разбирательство с ним не гарантирует возврата государственных средств.

К примеру, АО «Югхиммонтаж» из Шымкента в 2004 году выиграло тендер по объекту «Восстановление систем водоснабжения села Аккуль Таласского района». Сметная стоимость объекта - 183,5 миллиона тенге, тендерная сумма - 144,2 миллиона тенге, т.е. снижение стоимости на 22 процента. В результате строительные работы полностью провалены, допущены большие приписки в пределах 40 - 110 миллионов тенге, качество выполненных работ не подлежит оценке. В настоящее время возбуждено уголовное дело.

Жамбылское ТОО «Оспан и К» из села Кордай в 2004 году выиграло тендер по объекту «Строительство школы на 250 мест в селе Карга Батыра Меркенского района». Сметная стоимость объекта 146,9 миллиона тенге, тендерная сумма - 128,7 миллиона тенге, снижение стоимости на 18,2 миллиона тенге, или 14,2 процента. Подрядчику был выплачен авансовый платеж в размере 39 миллионов тенге. Однако, после невыполнения условий договорных обязательств со стороны подрядчика, договор был расторгнут. Имеется решение суда о возврате неосвоенных 27 миллионов тенге, которое не исполнено по сей день. Так же ТОО «Оспан и К» выиграло еще один тендер по объекту «Водоснабжение аула Тамабек Таласского района» со сметной стоимостью 62,9 миллиона тенге, тендерная сумма составляет 54 миллиона тенге, снижение стоимости - на 14,1 процента. Получив 30-процентный авансовый платеж в сумме 8,1 миллиона тенге, расторгнул договор с заказчиком. В результате объект был закончен другой подрядной организацией. Аванс также не возвращен.

Алматинское ТОО «Фирма Агрополив» в 2004 году выиграло тендер по объекту «Водозаборные сооружения и водопроводные сети в селе Кулан района Турара Рыскулова» со сметной стоимостью объекта 234,5 миллиона тенге при тендерной сумме в 220 миллионов тенге, т.е. снижение стоимости на 14,5 миллиона тенге. В результате вместо 36,6 километра водопроводных сетей построено 30,9 километра. По этой причине объект не принимается на баланс в коммунальную собственность. В настоящее время идет разбирательство.

Столичное ТОО «Достык» из Астаны в 2005 году выиграло тендер по объектам «Строительство противотуберкулезного диспансера на 40 коек в селе Кулан» сметной стоимостью 330 миллионов тенге, тендерная сумма - 264,8 миллиона тенге со снижением стоимости на 65,2 миллиона тенге, а также объект «Водоснабжение в селе Аккум Таласского района», сметная стоимость которого - 118,9 миллиона тенге, тендерная сумма 101,9 миллиона тенге, снижение стоимости на 17 миллионов тенге, или 14 процентов. Однако прокуратурой выявлены факты предоставления ТОО «Достык» ложных сведений о юридическом адресе товарищества, имеющейся материальной базе, доходах, а также неполной информации об имеющихся расчетных счетах и банках. В результате Жамбылским областным судом конкурс признан недействительным и отменен. В настоящее время объекты строятся другими подрядными организациями.

ТОО «ОМКО» из Усть-Каменогорска в 2005 году выиграло тендер на строительство 40-квартирного жилого дома со сметной стоимостью 172 миллиона тенге, снизив стоимость до 150 миллионов тенге, снижение стоимости составляло 22 миллиона тенге, или 14 процентов. Эта «строительная», с позволения сказать, организация «прославилась» на всю область тем, что неоднократно переносился срок сдачи объекта, в результате чего многоэтажный жилой дом пришлось достраивать всем миром.

Мы поддерживаем новый проект Закона «О государственных закупках», по которому конкурсная комиссия будет иметь возможность предварительно отбирать из числа потенциальных поставщиков или подрядчиков нескольких, кто на самом деле является реальным, потенциальным поставщиком или подрядчиком, и именно они будут конкурировать между собой.

Необходимо снизить планку демпинговой стоимости до минимума, а именно до 5 -10 процентов от стоимости объекта. Это не подвергает риску качество строительных работ или сводит риск до минимума. Необходимо сумму предоплаты снизить от 30 процентов до минимума, а именно до 5-10 процентов от стоимости объекта. Это уменьшает риск присвоения государственных средств недобросовестными поставщиками или подрядчиками, тем более, что нынче много строительных компаний и фирм, имеющих солидные оборотные средства, способных произвести оплату по факту освоения средств.

Каждый сегодня должен заниматься своим делом, в силу своих возможностей и финансового состояния. Думаю, что государство должно в законодательном порядке положить конец недобросовестным «ловкачам», желающим за счет государственных средств поправить свое финансовое положение.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии