Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Заложники доверия. В Казахстане никто не верит рекламе, но все на нее клюют

Фото : 14 сентября 2006, 14:04

Реклама, как выясняется, не только двигатель торговли, но и реальный предмет для судебного разбирательства. По крайней мере, в нашей стране. Только вот потребительская культура в Казахстане настолько низкая, что покупателю некачественного товара проще «понять» производителя и поверить ему еще разочек, а потом еще и еще, нежели отстоять свои права через суд. Хотя и в этой инстанции справедливость можно восстанавливать годами.

Художественный вымысел или наглая ложь?

Потребители разбились на две категории. К первой относятся те, кто игнорирует всякую рекламу, напрочь отвергая заверения рекламодателя в том, что чудодейственный сироп от кашля помогает от всех болячек, кроме разве что импотенции. Вторая группа решается стать для производителя бесплатным подопытным кроликом в надежде, что ожидания о наконец-то изобретенном пылесосе от компании LG Electronics, способном поднять с первого на второй этаж вазу с цветами, сбылись. Обе группы, так или иначе, товар апробируют на себе. Только если вторая категория сама доверяет блефу, то над первой психологически «работают» многочисленные родственники и друзья, гарантирующие, что данная зубная паста - на самом деле № 1 в мире. Потребитель должен помнить, что истинный продукт № 1 является таковым и без громких выкриков.

Президент Лиги потребителей Казахстана Светлана Савченко говорит, что казахстанский закон о рекламе исполняется в редких случаях. В идеале фильмы и передачи не должны прерываться 10-минутной рекламой, причем по нескольку раз. На самом же деле мы наблюдаем совершенно обратное. Были времена, когда телезрителю оставалось только догадываться, чем закончился художественный фильм. Видимо, из-за того, что реклама «съела» эфирное время, выделенное на кино. Но никаких извинений после такого вольного поведения телекомпаний не последовало.

Согласно казахстанскому законодательству в нашей стране реклама табачных изделий и алкогольных напитков запрещена. Многие производители продолжают завуалированно продвигать свой товар, негодный для рекламирования. Отсюда появились красочные ролики о кофе «Давыдов», питьевой воде «Парламент» и безалкогольном пиве. Подсознательно человек думает, что если есть пиво «без градусов» определенной марки, то, стало быть, есть и с градусами. И рекламодатель это знает.

Потребитель не обязан отличать добросовестную рекламу от недобросовестной, агрессивную от неагрессивной. Преподнести максимально достоверную информацию о своем товаре или услуге - задача производителя. В конце концов, реклама - двигатель именно его бизнеса. Но отсутствие элементарной потребительской культуры в Казахстане превратило взаимоотношения между обеими категориями в хаос.

Пресловутый импортный суперпылесос, рекламу которого благодаря вмешательству Лиги потребителей Казахстана сняли с телеэкранов, на самом деле не имеет какой-то особенной мощности, чтобы поднимать вазы. Рекламодатель при этом ссылался на художественный вымысел, который по закону не запрещен. Какая, собственно, здесь разница, ведь ожидания потребителя не оправдались. А цели рекламодателя достигнуты - некоторые люди пылесос все-таки приобрели.

Вот эта тонкая грань между художественным вымыслом и откровенной ложью напрочь отсутствует в казахстанском рекламном бизнесе.

- В Казахстане нет грамотных юристов-экспертов, которые, зная законодательство о рекламе, смогли бы доказать, что эта реклама добросовестная, а другая - призывает людей к совершению преступления и противоречит нормам права в Казахстане, - говорит Светлана Савченко. - Так было у нас с рекламой известного сока «Грацио», где воровство сока в магазине и дальнейшее оправдание воровки, в принципе, призывали потребителя к совершению преступления. А ведь кто-то мог эту рекламу понять и буквально.

Может быть, мы еще не шагнули на ту ступень правовой культуры, чтобы обращать внимание на недолжное исполнение производителем товаров и услуг своих обещаний. Во всем мире это делает государство. В развитых странах Запада за рекламой следят госэксперты, которые имеют полномочия запретить трансляцию того или иного ролика хотя бы за то, что он вводит потребителя в заблуждение.

Да и вообще за рубежом прежде чем запустить рекламу, проводится ее исследование на примере нескольких потребительских фокус-групп. Рекламодатель после этого точно знает, с чем его продукт ассоциируется, насколько реклама понятна и прочее. В Казахстане в этом необходимости нет, потому что потребитель неграмотен.

Близок локоток, да не укусишь

В то время как государство борется с самолечением людей, производители медикаментов широко рекламируют свой товар. Да, именно товар, поскольку лекарства в Казахстане теперь имеют такое название. Призыв купить новый противоаллергический препарат может в конечном итоге для кого-то из потребителей обернуться трагедией, поскольку в рекламе производитель не упоминает противопоказания, а ответственность с себя снимает, написав микроскопическим шрифтом в аннотации - рекомендуем обратиться к лечащему врачу.

Если возможности разрекламированного нового сотового телефона или шампуня для волос потребитель узнает сразу, то многие другие товары и услуги, которые преподносятся нашему неокрепшему потребительскому сознанию, могут разочаровать нас через годы. Это касается суперкремов от старения кожи или элитного жилья, подразумевающего высокое качество.

- Мы настояли на том, чтобы с нового года строительные компании имели право давать рекламу только тогда, когда будет построен цокольный этаж объекта, - рассказывает Светлана Савченко. - Будет и новое требование об обязательном наличии на счету застройщика 12 процентов от стоимости объекта. В какой-то мере это защитит потребителя от строительного произвола, но может сказаться и на стоимости квадратного метра. Зато мы будем иметь на рынке только надежные строительные компании.

Многие застройщики не имеют в собственности земельных участков. В практике лиги были случаи, когда людям продавали жилье в таких домах, а когда собственник земли расторгал договор со строительной компанией, человеку навязывалась услуга по оплате куска земли под домом, который потребителю, в принципе, не нужен. По такой схеме мучаются с оформлением своих жилищ целые многоквартирные дома.

Был случай, когда в многоквартирном доме после сдачи его в эксплуатацию выяснилось, что наличие горячей воды для этого объекта застройщиком не предусмотрено. Как так? А строительная компания в итоге сослалась на договор, где горячая вода не оговаривалась. Чаще такие ляпы встречаются в деятельности малоизвестных мелких компаний, предпочитающих давать рекламу через газеты для экономии средств. Потребитель клюет на низкую стоимость квадратного метра, а когда после покупки квартиры вынужден за свой счет делать в жилище ремонт, подводить воду, газ, электричество и телефон, цена квартиры взлетает настолько, что хвататься за голову уже поздно. То же самое касается и сроков сдачи домов в эксплуатацию.

9 ноября - Всемирный день качества. Лига потребителей Казахстана намерена собрать 300 лучших предпринимателей страны и членов Ассоциации безупречного бизнеса со всех регионов. Если у каждого субъекта рынка будет понятие об этическом кодексе, работать с ними будет легче. Тогда можно будет и выяснить, что такое качество по-казахстански и как отличить элитную квартиру от самой обычной.

Не верьте рекламе - посмотрите на результат

Настало время все-таки определиться, что делать, если на телеэкранах появилась реклама продвинутого крема против морщин, а потенциальной покупательнице - и хочется, и колется. Не верьте тому, что крем расхваливают соседки, коллеги по работе, близкие подруги. Посмотрите на результат, и станет понятно, действительно ли крем омолаживает.

Хотите похудеть? Нашли уникальный препарат? Прежде чем верить на слово рекламодателю, ознакомьтесь с сертификатом качества, который на базаре не продается.

Если потребитель не стремится обезопасить себя, надеясь на то, что рекламодатель - субъект с серьезными намерениями, можно потом горько пожалеть о неоправданном доверии. В условиях совершенно дикого и непредсказуемого рынка рекламодатель потом спишет ваше «непохудение» на физиологические особенности организма. Мол, мы вам говорили, употребляйте в пищу столько-то граммов этого продукта и только в это время, а вы, наверное, наши рекомендации не соблюдали. Как потом доказать, что все соблюдалось, да только производитель оказался лжецом и просто содрал с вас энную сумму на пустом месте?

Любая услуга, которую вы покупаете, должна закрепляться договором. В этом документе, гаранте защиты ваших интересов, можно и нужно продумать все до мелочей. Если это туристическая поездка, то в договоре должна быть дата вашего отъезда и приезда, указаны количество звезд отеля, номер забронированных «апартаментов», обязательные услуги отеля, наличие питания, экскурсий и прочее. Во многих случаях с такими дотошными потребителями предприниматель заключать договорные обязательства отказывается. Это первый знак, что вас хотели обмануть.

Защити себя сам!

По словам Светланы Савченко, Лига потребителей Казахстана пыталась объяснить государству, что беспредел с повсеместным нарушением прав потребителей пора останавливать. Комитет по техническому регулированию, например, утверждает, что потребитель сам несет ответственность за то, что он покупает. По утверждению чиновников, не нужно терять бдительности и перед тем, как покупать что-то, нужно требовать достоверную информацию, не стоит верить рекламе, а уж если поверили, то расхлебывайте сами.

Потребитель не обязан быть специалистом во всех сферах. А из той рекламы, которая преследует человека ежедневно, нельзя понять, что хотел производитель продукта донести до потребителя. Есть только красивые картинки и навязчивый призыв купить товар.

Во всем мире реклама носит информационный характер. Предприниматель в цивилизованном обществе понимает, что максимум достоверности - залог успеха. В Казахстане института обратной связи нет. Для восстановления справедливости есть только одна инстанция - суд. Но судиться годами из-за испорченной в химчистке шубы не имеет смысла. Да и крупные производители, боясь прецедентов, предпочитают вовремя откупиться.

Каждый из нас должен встать с дивана и осознать, что качество окружающего мира зависит только от него. Никакой чужой дядя ваших ущемленных прав не докажет. Проще защитить их.

Александра АЛЕХОВА, Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии