Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Эффективный государственный менеджмент — залог успеха реформ

Фото : 16 сентября 2006, 13:48

Эффективный государственный менеджмент — залог успеха реформ

Первого сентября после двухмесячного перерыва приступил к работе высший законодательный орган страны. Выступая на открытии третьей сессии Парламента третьего созыва, Президент Нурсултан Назарбаев в целом оценил итоги предыдущей его работы как весьма позитивные. Главным достижением, конечно же, стало принятие целого ряда важнейших законодательных актов для страны. Всю предыдущую сессию Парламент работал в конструктивном русле, законотворческому процессу удалось придать нужную динамику, обратив особое внимание на приоритетные направления государственного развития.

Важным явилось принятие законов, призванных обеспечить скорейшее вступление Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. И могу с уверенностью заявить, что депутаты подошли к решению этой задачи со всей ответственностью. Только для успешной реализации Послания Главы государства народу республики парламентарии тщательно и в то же время оперативно рассмотрели и приняли 16 законодательных актов, которые сегодня составляют правовую базу проводимых экономических реформ.

Как известно, основная часть выступления Президента РК на открытии сессии была посвящена новому этапу реформ в системе государственного управления. И это, конечно же, не случайно. Мы одними из первых среди стран СНГ приняли адресный Закон «О государственной службе», четко определивший статус госслужащего и обеспечивший его правовую и социальную защиту. Нужно признать, что этот закон до сих пор является одной из прогрессивных моделей для многих наших соседей. Мы первыми ввели в действие Закон «О борьбе с коррупцией» и объявили о начале широкомасштабной антикоррупционной кампании. Сегодня же благодаря инициативе Главы государства мы приступили к новой фазе административных реформ, которые позволят создать высокоэффективный, компактный, транспарентный и дебюрократизированный государственный аппарат. Ведь сегодня совершенно очевидно, что именно от состояния механизма управления государством и профессионализма чиновников, их дееспособности и инициативности, приверженности избранному страной курсу во многом зависит ход экономических реформ, продвижение по пути демократизации общества, становление правового и социального государства.

Мировой опыт показывает, что экономические реформы, политическая либерализация и государственное управление — процессы взаимозависимые и взаимообусловленные. Поэтому отставание реформ в системе госуправления от перемен в общественном устройстве страны, от бурно развивающихся принципиально новых экономических и политических отношений может стать преградой на пути преобразования Казахстана в экономически развитое, социально и политически стабильное демократическое государство.

Для нас же на данном этапе очень важно сохранить ритм достигнутого прогресса — и в экономике, и в социальной сфере, и в политике, и в расширении демократии. Необходимо постоянно «сверять часы» с общим ходом мирового развития, учитывать особенности нашего динамично развивающегося общества при решении практических задач, стоящих перед страной. Модернизация государственного управления и проведение политических реформ, несомненно, будут способствовать консолидации казахстанского общества, росту авторитета и престижа республики на мировой арене.

Административная реформа нужна прежде всего для налаживания доверительных взаимоотношений между государством и гражданами, госорганами и всеми общественными структурами. Необходимо добиться разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и экономической свободой.

Это наступательная социальная идеология успешности страны, каждого казахстанца, идеология национального прогресса, при которой процветание государства воспринимается в неразрывной связи с защитой интересов народа.

В основе административной реформы лежат взаимоотношения между публичной властью и бизнесом, многие из которых требуют их упорядоченности, открытости исполнительных структур, прозрачности и регламентированности процесса подготовки и принятия управленческих решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц.

Не секрет, что сегодня существует противоборство публичных и частных интересов. Ресурсы часто используются нерационально, на местах уровень обслуживания населения остается довольно низким. Наблюдается некоторый разрыв между потребностями современного казахстанского общества и существующим уровнем эффективности функционирования системы госуправления.

Для решения данной проблемы прежде всего необходимо реформировать исполнительные органы. Их структуру следует логично и рационально устроить, а госаппарат должен стать работающим инструментом реализации экономической политики руководства страны.

Государству необходима современная отлаженная машина исполнительной власти, способная эффективно управлять экономикой, решать все наболевшие проблемы общества. Как писал один из известных политических деятелей прошлого столетия, «никогда ни одно правительство не совершит ни одной работы, не только репрессивной, но и созидательной, если не будет иметь в своих руках совершенный аппарат исполнительной власти».

В этой связи Глава государства предложил конкретные меры по реформированию системы исполнительной власти. При этом основными векторами нововведений были названы повышение профессионализма государственных служащих, внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам, упорядочение и повышение эффективности системы госуправления.

Общеизвестно, что административный персонал является ключевым стратегическим ресурсом для достижения целей государственной политики и обеспечения качественных услуг. Практика показывает, что, несмотря на нормы Закона «О государственной службе», правовая защита госслужащих от необоснованных увольнений и субъективизма со стороны руководства остается одной из главных проблем, влияющих на кадровую стабильность в аппарате. Поэтому, согласно предлагаемым реформам, в ближайшее время будет предпринят ряд мер по повышению устойчивости в госорганах. Прежде всего это введение в центральных министерствах высшей административной должности статс-секретаря, который будет иметь определенную независимость по отношению к первому руководителю органа. Следует отметить, что данная практика очень успешно показала себя во многих развитых европейских странах. Думается, что статс-секретари станут стержнем константной работы госорганов вне зависимости от конъюнктурных и кадровых изменений.

Абсолютно правильным является то, что большое внимание будет уделено именно социальной защите государственных служащих. Безусловно, проблема низкой заработной платы госслужащих приобрела особую актуальность в связи с наблюдающимся существенным экономическим подъемом в стране. Устойчивый рост доходов населения, занятого в частном секторе, напрямую способствует оттоку квалифицированных кадров из государственных органов в различные частные структуры. В этих условиях госслужба становится потенциально неконкурентоспособной.

Поэтому увеличение заработной платы государственных служащих с привязкой ее к конкретным результатам труда — это довольно эффективный прием, который позволит приостановить текучесть кадров и повысит заинтересованность сотрудников в повышении качества предоставляемых услуг. Думаю, многие согласятся с тем, что человек, избравший для себя карьеру государственного служащего, честно и добросовестно исполняющий свои обязанности, вправе рассчитывать на то, что его усилия, опыт, интеллект будут востребованы и по достоинству оценены.

Логика же сокращения штата госслужащих направлена на формирование оптимального по составу государственного аппарата, состоящего из современных менеджеров, и будет реализовываться по принципу «лучше меньше, да лучше».

Все эти меры призваны повысить привлекательность и конкурентоспособность государственной службы, стимулировать приток перспективных кадров, специалистов новой формации, которые будут нести полную ответственность за удовлетворение запросов населения.

Принципиальным нововведением является и «электронизация» центральных исполнительных органов. Применение передовых методов сбора, обработки и анализа информации позволит использовать ее при принятии государственных решений. Выстроив систему обратной связи с основными потребителями государственных услуг и переводя часть функций в сферу виртуальных коммуникаций, Правительство сможет значительно повысить эффективность своей деятельности.

Еще раз акцентирую внимание на том, что все вышеперечисленные меры и сама идея административной реформы направлены на борьбу с коррупцией и сокращение административных барьеров. Что касается коррупции, то уже сегодня мы можем наблюдать результаты активных антикоррупционных действий со стороны государства, в итоге немало чиновников справедливо понесли наказание. Однако общеизвестно, что даже в самых развитых демократических странах реальным процессам политической и деловой жизни часто сопутствует коррупция. Ни одному государству, как показывают история и современная практика, не удалось полностью решить эту проблему.

Но, тем не менее, борьбу с коррупцией нам необходимо продолжать твердо, настойчиво и продуманно. В конечном счете на государственной службе должны работать профессионалы, для которых единственным критерием деятельности является закон.

Полагаю, не случайно Глава государства озвучил данные вопросы на открытии сессии Парламента, убежден, что для нас, депутатов, это означает, что впереди предстоит сложная и кропотливая работа в построении законодательной платформы предстоящих изменений.

В настоящее время в портфеле Мажилиса Парламента находится 133 законопроекта, из них 77 инициированы Правительством, 56 — депутатами. Среди них такие важнейшие законодательные акты, как республиканский бюджет на 2007 год, Трудовой кодекс, Экологический кодекс, законопроекты «О естественных и государственных монополиях», «О местном самоуправлении», по вопросам дальнейшего разграничения полномочий между уровнями государственного управления и межбюджетных отношений, выборов в Казахстане, совершенствования налогообложения, лицензирования и многие другие. Все они в той или иной степени затрагивают вопросы государственного управления. И от того, насколько слаженно и конструктивно проведет законотворческую работу депутатский корпус, будет зависеть качество проводимых реформ. Ведь, как известно, любая политика государства, будь то экономическая, социальная или административная, проводится посредством законов.

Учитывая наработанный опыт, уверен, депутаты подойдут к законодательному оформлению нового типа государственного управления со всем своим профессионализмом и чувством ответственности.

Выступление Главы государства на открытии третьей сессии Парламента, безусловно, дало мощный импульс нашей законотворческой деятельности. По сути, оно является программным документом, который во многом будет определять вектор работы высшего законодательного органа на ближайшую перспективу.

Сергей ДЬЯЧЕНКО,

заместитель председателя Мажилиса Парламента РК


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии