Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Изменилась программа подготовки водителей (Ирина Лукьянина, Департамент дорожной полиции МВД Республики Казахстан)

Фото : 16 сентября 2006, 15:04

Ирина Лукьянина

Департамент дорожной полиции МВД Республики Казахстан

Признайтесь: когда рядом с вами на дороге появляется машина с буквой «У» в красном треугольнике, по коже пробегают мурашки. Никогда не знаешь, что выкинет новичок в следующую секунду.

С начала года по вине водителей транспортных средств, стаж которых за рулем составляет до 1-го года зарегистрировано 396 дорожно-транспортных происшествий. В результате таких ДТП по вине вчерашних выпускников автошкол погибло 88 человек (это почти в половину больше, чем за аналогичный период прошлого года) и 558 - получили травмы различной степени тяжести.

Основные причины таких ДТП - это отсутствие культуры вождения, пренебрежение Правилами дорожного движения и слабая подготовка водителей.

Одной из основных причин слабой подготовки водителей и культуры их вождения являлось отсутствие единых учебных программ по подготовке и переподготовке водительских кадров различных категорий, при этом обучение кандидатов в водители транспортных средств производилось по программам, содержание которых уже не отвечало требованиям сегодняшнего дня.

В связи с изменениями, внесенными в Закон Республики Казахстан «О безопасности дорожного движения» 10 января 2006 года, Министерство внутренних дел уполномочено определять порядок подготовки водителей транспортных средств. Ранее этими вопросами занималось Министерство образования и науки. МВД при согласовании с другими заинтересованными государственными органами проделана большая работа по разработке новых Программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, предусматривающих увеличение сроков обучения. В июле т.г. Министром внутренних дел подписан Приказ, утверждающий Правила и Программы подготовки водителей транспортных средств, который в настоящее время вступил в законную силу.

В чем отличие?

В частности, в данной программе предусмотрено увеличение количества часов обучения практическому вождению автомобиля на 30 процентов по сравнению с прежними нормами. Так, например, для подготовки водителей распространенной категории «В» количество часов по практической части увеличено с 30 до 40 часов. Много это или мало? Для сравнения приведу таблицу с данными по количеству часов для подготовки водителей категории «В» в некоторых странах Европы.

Количество часов для подготовки водителей категории "В" в некоторых странах Европы

Страна

Всего часов

Теория

Практика

часы

%

часы

%

Казахстан (действ.)

220

190

86,4

30

13,6

Казахстан (нов.)

268

222

82,8

40

17,2

Литва

240

210

87,5

30

12,5

Россия

238

206

86,6

32

13,4

Эстония

194

184

94,8

10

5,2

Латвия

136

112

82,4

24

17,6

Чехия

83

45

54,2

38

45,8

Польша

80

60

75,0

20

25,0

Норвегия

68

38

55,9

30

44,1

Венгрия

60

30

50,0

30

50,0

Финляндия

50

20

40,0

30

60,0

Швейцария

50

20

40,0

30

60,0

Германия

49

24

49,0

25

51,0

40 часов вождения, по мнению руководства Департамента дорожной полиции МВД РК, вполне достаточно, чтобы дать первоначальные навыки управления автомобилем. Настоящий опыт все равно приходит к водителю только после того, как он проедет 100 тыс. км. А на это требуется от трех до пяти лет. В автошколах закладываются лишь некие основы умения, а развить их зависит от самого водителя, его качеств, способностей. Ведь такие страны, как Германия, Финляндия, страны Балтии отличаются развитой автомобилизацией и низким уровнем аварийности, хотя количество часов на обучение у них в несколько раз меньше, чем у нас.

В учебном процессе произошли и качественные изменения. Отныне курсантам предстоит изучать ряд новых тем и вопросов. Разделы тематических планов по предметам «Основы управления транспортным средством и безопасность движения», «Вождение автомобиля» дополнены темами «Действия водителя в штатных и нештатных режимах движения» и «Совершенствования навыков вождения автомобиля в различных условиях дорожной обстановки».

Известно, что количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях может существенно уменьшиться, если пострадавшие в первые минуты после ДТП получили первичную медицинскую помощь. Поэтому увеличено количество часов на такой предмет как «Оказание первой медицинской помощи». Так для подготовки водителей категории «В» по данному предмету предусмотрено 8 часов теоретических и 16 часов практических занятий.

Как видно из приведенной выше таблицы, увеличилось и общее количество часов для подготовки водителей категории «В» с 220 до 268. Продолжительность же учебного времени не должна превышать в рабочие дни - 4 часов, в предвыходные и выходные дни - 6 часов. Обычно в автошколах занятия проходят через день, т.е в среднем 3-4 раза в неделю. Таким образом, на обучение категории «В» автошколам потребуется 3,5-4,5 месяца.

Коснулись нововведения и подготовки водителей автобусов. Ранее, чтобы получить категорию «Д» (право управления автобусами), необходимо было иметь категории «ВС» и водительский стаж. Сегодня такая возможность осуществить свою переподготовку у водителей осталась, только существенно увеличилось количество учебных часов. В новой Программе предусмотрены возможности обучаться категории «Д», имея категорию «С» и не имея водительского стажа. Также сейчас можно пройти переподготовку с категории «В» на «Д». Стала возможным получить сразу категорию «Д», не имея вообще водительской категории. Так, например, количество часов для подготовки водителей категории «Д» распределены следующим образом: для неимеющих водительской категории - 804 часа, в том числе 135 часов практического вождения (исходя из того, что в день курсантам нельзя обучаться более 4 часов, а в выходные 6-ти часов и из графика 4 занятия в неделю, то обучающим придется грызть «гранит науки» 7-8 месяцев) ; для водителей категории «В» - 296 (вождение-24) часов; для водителей категории «С», имеющим водительский стаж - 234 (16), не имеющим такового - 346 (50) часов. Кроме того, теперь у водителей автобусов, имеющих только категорию «Д», появилась возможность осуществить переподготовку на категорию «В» или «С» (общее количество часов по каждой категории - 75).

На сегодняшний день, подготовка и переподготовка водительских кадров осуществляется организациями и предприятиями с различной формой собственности, имеющими разрешение на занятие данным видом деятельности, которая в соответствии с законодательством Республики Казахстан не лицензируется. Контроль за качеством подготовки водительских кадров и соответствием учебной организации предъявляемым требованиям для подготовки водителей, производится дорожной полицией органов внутренних дел. На территории республики подразделениями дорожной полиции зарегистрировано 935 учебных организаций, занимающихся подготовкой и переподготовкой водительских кадров. Из них за текущий год проверено 878 организаций, т.е. 94 %, при этом приостановлена деятельность 65 учебных организаций до устранения выявленных недостатков, по качеству подготовки водителей и соответствию учебной организации предъявляемым требованиям. Ежегодно указанными организациями подготавливается до 280 тысяч водителей различных категорий.

В США обязательное посещение автошколы - только для подростков 15--18 лет, чтобы получить временные (с большим числом ограничений) права на вождение автомобиля и для пожилых людей (старше 80 лет). Для людей в полностью дееспособном возрасте - тем, кто уже старше 18 но и еще однако моложе 80 лет - и при нормальном сравнительно общем их физическом состоянии никаких автошкол для получения самого массового типа водительских прав и вообще не требуется. Ответить на вопросы ( простейшего выбора наиболее подходящего по ситуации из нескольких альтернативных ответов) теста письменного - проставить то есть требуется на бланке предложенном галочки в подходящих к тому по смыслу местах - и сдать несложный экзамен на вождение. Абсолютное большинство населения Америки проходит эти испытания с первого захода без каких-либо трудностей.

В Финляндии в 1990 году было введено двухстадийное обучение водителей-новичков. В состав обучения включили, в частности, курс вождения в темное время суток и курс вождения на скользкой дороге. Водительское удостоверение, получаемое после сдачи первой стадии обучения, является временным. Постоянное водительское удостоверение может быть получено только после сдачи второй стадии обучения.

В Литве же с 1 апреля прошлого года теоретический курс в автошколах стал короче в 2-3 раза (было 502 часа, сейчас 240), зато удлинился и ужесточился экзамен по практическому вождению. Так, сдавая экзамен на категорию "В", литовским курсантам придется прослушать 60-часовой теоретический курс, на категорию "С" - 50-часовой. Вместо принятых ранее 5 категорий ТС, в Литве введены 7 основных и 7 дополнительных - всего 14 категорий. Обладателей старых водительских прав это не пугает. В процессе обмена документов им засчитываются имеющаяся и более низкая категория. Например, если человек ездил по категории "В", ему дополнительно засчитывается категория В1, если у него категория "С" - плюс "С1". Чтобы проще было разобраться в категориях, на водительских правах будут обозначены графические изображения соответствующего ТС.

К экзаменам на низшие категории в Литве теперь можно готовиться самостоятельно. То же относится и к категории "В", если у будущего водителя среднее образование. Но ему придется прослушать краткий курс по вождению. Самостоятельно можно готовиться к экзамену и в том случае, если возникла необходимость получить более низкую категорию, например из категории "В" перейти на категорию "А". При сдаче экзаменов на категории "А", "В" и "С" будущим водителям предстоит отвечать на 35 вопросов при лимите в 2 ошибки.

Интересна и такая особенность. Экзамен на вождение сдается на автомобиле с механической коробкой передач. Если человек все же сдает его на машине с автоматической коробкой передач, это должно быть отражено в водительских правах и впредь ему будет позволено эксплуатировать автомобили только с коробкой-"автоматом". При желании пересесть на машину с механической коробкой передач придется пересдавать экзамен по вождению.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии