Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Казахский космополитизм: существование в Нигде и Никогда

Фото : 18 сентября 2006, 10:58

Канат КАБДРАХМАНОВ

Когда попадаешь в мир космополитизма, охватывает радостное чувство, что попал в мир свободы! Что этот мир и есть культурность современного стиля, что космополитизм - будущее людей всего мира и как повезло - стать космополитом!

Ни один состоявшийся космополит никогда и никому не скажет, что мир космополитизма - мир бессердечный, холодный, безрадостный. Напротив, повстречав безопытного человека, будет всячески расхваливать космополитизм. Но именно дьявол умеет лучше других совращать души наивных людей.

Универсальность космополитизма - обман; действительными космополитами становятся только национальные выродки. Западный культурный человек, который наивному взгляду представляется настоящим космополитом, не является таковым ни на йоту. Для культурного западного человека на самом деле весь мир - родина, только совсем по другим, чем у наших космополитов, причинам. По причинам того, что ныне почти весь мир вестернизировался, и западного человека встречают в раскультурившейся незападной стране не только как единомышленника (кем он ни на капельку не является, а всегда был и остается традиционным британцем, французом, немцем…), но и как вестника местного "завтрашнего" дня, который уже ныне является чарующим "сегодня" Европы или Америки. А наш космополит становится "гражданином мира" по противоположной причине - сознательного отказа от своего культурного подданства!

Слоган космополитизма утверждает: "Космополиту весь мир - родина!" Стать гражданином мира - легче легкого, только откажись от национального!

Наши люди очень легко отказываются от национального. Кажется, по двум основным причинам.

Первая, на мой взгляд, в том, что мы не знаем определенно, что такое современное национальное. Знаем, что такое классическое национальное наших предков (казахов XVIII века), а что такое национальное казахов нашего времени, - не знаем, потому что в современном национальном так много вненационального (кино, телевидение, театр, литература, весь образ жизни), в котором национальное просто растворилось. Национальное теперь представляется остатками классического национального: домбровая музыка, остатки казахских обрядов. Но что могут одинокая домбра и пара-тройка обрядов против беснующихся шквалов международного масс-культа?

Вторая причина того, что мы легко отказываемся от национального в себе, в том, что вненациональное приходит к нам не только в форме масс-культа, но также и в виде разумно устроенных вещей - автомобилей, компьютеров, всякого рода потрясающе разумно устроенных предметов. Эти вещи настолько привлекательны своей разумностью устроения, что сверх воли убеждают всякого их пользователя в том, что западный стиль жизни, породивший эти вещи, - единственно разумный, единственно культурный стиль жизни. Ныне не церковные служители, а созданные на Западе вещи служат миссионерами западничества, теперь Западу не нужно тратить слов для рекрутирования себе слуг.

Казахский космополитизм неразборчив и безмыслен. Именно в форме космополитизации сознания людей происходит деэтнизация казахов. Это растворение сознания, исчезновение. Причем не только национального сознания, но и личностного. Ибо в космополитизме принципиально нет и не может быть культуры, там есть и может быть только информация о культуре. Иными словами, в космополитизме нет социальных, культурных оснований для существования понятий о Долге, Жизненном поручении, Ответственности, о реализации их, что в совокупности и есть культура человеческого существования. А без этих представлений и реализаций человека вообще не бывает. А бывают только человеческие организмы, имеющие срок телесного функционирования, инстинкты и хитрые разумы, выдумывающие духовные химеры.

Чувство свободы, которое охватывает всякого неофита космополитизма, нисколько не обманчивое. Только трудно разобраться, что эта свобода - свобода от человеческого. От обязанностей, выполнение которых только и превращает наши человеческие организмы в человеческие культурные и духовные системы.

Обязанности - наши крепи, которые надежно удерживают нас от того, чтобы мы при жизни не свалились в ад. Необходимо время, необходим жизненный опыт, чтобы разобраться в природе человеческих обязанностей, а когда тебе 16-17 лет, хочется свободы от обязанностей.

Космополитизм освобождает от обязанностей, это дьявольский искус и система. Ты как бы получаешь каникулы от обязанностей, но когда каникулы заканчиваются (а заканчиваются они непременно и всегда неожиданно), обнаруживается, что мир, в котором обитаешь, - это Пустота. Что там нет по-настоящему родных и близких, что жизнь протекает бессмысленно.

Мир очнувшегося от гипноза космополита - мир Нигде и Никогда. Нигде - потому что рядом нет людей, с кем хочется трудиться рука об руку, и Никогда - потому что вне труда, служения своему сообществу людей перестает существовать время, ибо человеческое время предназначено для измерения свершений, отмечания Начала, Середины и Концовки определенного человеческого свершения.

Эти строки могут показаться патетическими и соответственно несколько оторванными от жизни. Но я описал свой опыт. Я очень долго находился в пустоте космополитизма и мне понадобилось потратить уйму времени и усилий, чтобы оттуда выкарабкаться. Едва живым.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии