Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Экономические реформы в Казахстане позволяют перейти от «стратегии сохранения» к «стратегии взлета» - российский эксперт

Фото : 21 сентября 2006, 16:46

МОСКВА. 21 сентября. КАЗИНФОРМ /Арнур Рахымбеков/ - Как сообщал Каизинформ, в среду в Москве состоялась научно-практическая конференция, посвященная обсуждению Стратегии вхождения Казахстана в число 50-и конкурентоспособных стран мира. На пленарном заседании представительного ученого форума выступил заместитель декана исторического факультета МГУ им. Ломоносова, доцент кафедры ближнего зарубежья Алексей Власов. Казинформ приводит выступление российского эксперта.

Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира - проблема актуальная не только для стран центральноазиатского региона, но и для России. В политических, социальных, экономических аспектах развития двух евразийских партнеров есть много общего. Параллельность процессов реформирования политической и экономической сферы определяет близость моделей развития РК и РФ. Именно поэтому важно проанализировать сходные тенденции развития двух стран и использовать позитивный пример своего ближайшего соседа и союзника.

У руководства Казахстана есть богатый опыт формулирования стратегических задач, достижение которых является реальным свидетельством выхода государства и общества на качественно новый уровень развития. В своем недавнем выступлении перед парламентариями президент РК Нурсултан Назарбаев отметил: «За годы независимости мы достигли признанных всеми результатов в государственном строительстве, бурном социально-экономическом росте, межэтническом и межконфессиональном согласии, вошли в качестве полноправного члена в международное сообщество.

На этой основе мы приступили к выполнению главной цели - вхождению Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира»

Замечу, что перед казахстанским обществом поставлен целый ряд стратегических задач, как, например, председательство в ОБСЕ в 2009 году - как доказательство того, что процессы демократизации казахстанского общества будут по достоинству оценены европейским сообществом. Вхождение в мировой VIP-клуб по показателям добычи и переработки нефти - показатель новой стратегической роли Казахстана в системе мировой энергетической безопасности, которая трактуется теперь не только с точки зрения потребителей энергоносителей, но и с позиции стран-производителей нефти и газа. Но все же, процесс вхождения в число 50-ти конкурентоспособных государств мира - это своего рода философия казахстанской модернизации, поскольку параметры, по которым оценивается конкурентоспособность, носят всеобъемлющий характер. Речь идет не только о показателях роста экономики, но и о параметрах качественного роста, в том числе и уровня жизни населения. Как отмечал в своем выступлении перед студентами Евразийского университета Нурсултан Назарбаев: «Программа вхождения Казахстана в число 50-и наиболее конкурентоспособных государств - документ, определяющий основные направления системной модернизации казахстанского общества».

Наиболее острая проблема, стоящая на пути модернизации постсоветских обществ - это сохранение экстенсивных методов развития экономики и социальной сферы. Много говорится о выборе моделей опережающего развития, но до сих пор прорыв на новый технологический уровень еще не осуществлен. Есть только предпосылки к решению этой задачи. Экономические успехи РК и РФ в значительной мере основаны на благоприятной конъюнктуре на мировом рынке энергоносителей. Но поступающие в казну нефтедоллары - это только стартовая база для модернизации, а не свидетельство полного благополучия.

Где же средство, позволяющее совершить переход от количественных параметров успеха, к их качественному наполнению. Вспоминается прошедший недавно на широких экранах всего мира фильм «Кочевник». Ключевая фигура киноэпоса не герой-воин или правитель, а мудрый учитель будущих собирателей земли казахской, без которого сила, воля и ум просто не смогли бы найти достойного применения не на славу молодца, а на пользу и благо всего народа!

Так и 250 лет спустя, важнейшим аспектом конкурентоспособности является создание новой образовательной модели, позволяющей перейти в начале XXI века к «экономике знаний». Образовательная сфера в конкурентоспособном обществе перестает быть простым элементом социальной сферы, а становится инструментом, через который осуществляются инвестиции в будущее страны. Прорыв на качественно новый технологический уровень невозможен без создания в стране адекватной научной и образовательной базы. Это - еще одна общая проблема для России и Казахстана. Как совместить процесс глобализации в этой сфере с сохранениями традиций и особенностей национальных школ, которые на протяжении десятилетий обеспечивали процесс воспроизводства элит общества?

Стартовые условия для проведения реформ образования в Казахстане оцениваются неоднозначно. С одной стороны, сохраняются базовые основы старой советской школы с точки зрения методик преподавания и уровня подготовки учительских кадров. В этом есть свои безусловные плюсы и свои минусы. Россия и Казахстан миновали этап «утечки» наиболее талантливых кадров в науке и образовании за пределы страны, либо в другие сферы общественной деятельности. Однако «золотой фонд» преподавательских кадров по-прежнему немногочислен, поэтому чрезвычайно актуален вопрос подготовки высококвалифицированных педагогов высшей и средней школы, способных творчески соединить позитивные стороны советского фундаментального образования с новыми технологиями обучения, зафиксированными «Болонским процессом».

С другой стороны, в советскую эпоху Казахстан не относился к числу республик с многопрофильной образовательной системой, цикл подготовки специалистов по многим направлениям необходимо было создавать с нулевой отметки. Реформы образования 90-х годов проводились в условиях, когда стоял вопрос о выживании целых отраслей экономики. Государство, не имея возможности реализовывать стратегические программы, было вынуждено действовать ситуативно, адаптируя образовательные структуры РК к условиям рыночной экономики.

С конца 90-х годов годы пути образовательных реформ в России и Казахстане начали расходиться. Благодаря, возможно, большим, чем у Казахстана, экономическим ресурсам Россия хотя и дала известный простор рынку образовательных услуг и развитию частных учебных заведений, но в своей образовательной политике сделала упор преимущественно на сохранение государственного и бесплатного высшего образования. Казахстан же предпочел гораздо более либеральную стратегию в этой сфере. Ключевыми моментами качественно нового этапа реформ в Казахстане стали, во-первых, переход к новой системе формирования студенческого контингента, и, во-вторых, разгосударствление и приватизация большинства высших учебных заведений.

В то же время характерная черта образовательных реформ в Казахстане, как на уровне высшей, так и на уровне средней школы, — это наличие определенной последовательности и взаимосвязанности между этапами преобразований. В России первоначальная концепция реформы и по структурной, и по содержательной составляющей, претерпела изменения столь значительные, что в настоящий момент речь может идти не о частных поправках и улучшениях, а, по сути дела, о принципиально иной стратегии преобразований.

В Казахстане важнейшими чертами реформы стали: ориентированность на западные стандарты образования; формирование рынка образовательных услуг; переход на финансирование не объектов, а субъектов образовательного процесса; противодействие коррупционному механизму в системе высшей школы. Главным, системообразующим принципом реформы был объявлен переход от модели "образование для всех" к модели "образование по выбору". Идеология реформы была сформулирована предельно ясно — интегрировать образовательную систему Казахстана в мировое образовательное пространство.

Одним из механизмов реализации образовательной реформы стало создание международной президентской стипендии «Болашак». Если использовать исторические аналогии, то Нурсултан Назарбаев отталкивался от позитивного опыта петровских преобразований. Модернизация государства и общества, построение независимого государства невозможны без подготовки слоя квалифицированных управленцев. Отсутствие достаточных ресурсов для решения этой задачи на национальной почве стимулировало открытие программы обучения наиболее одаренных казахстанских студентов в лучших университетах мира.

Для достижения этой цели государство было готово пойти на существенные расходы. Достаточно сказать, что в год за каждого «болашаковца» государственный бюджет выплачивал от 2500 до 6000 долларов. Конечно, существовала опасность, что значительная часть студентов предпочтет обрести новое, более благоустроенное место жительства. Тем не менее, за все годы существования программы «Болашак» невозвращенцев были единицы — менее четырех процентов от общего числа. Для условного сравнения - «птенцы образовательного гнезда петрова» были гораздо меньшими патриотами в своем выборе. Сегодня, по мнению госчиновников, программа «Болашак» - бренд успеха и карьеры, причем не только внутри страны, но и за пределами Казахстана. За период с 1994 по 2004 год более 800 «болашаковцев» получили дипломы в иностранных вузах. Большинство из них выбирали в качестве страны обучения Россию, США, Великобританию и Канаду. Среди российских вузов приоритетный интерес для казахстанской молодежи представляют МГУ, МГТУ, МАИ.

Но программа «Болашак» не в состоянии решить проблемы развития внутренней образовательной инфраструктуры. Следовательно, еще одна задача - это поддержка и формирование корпуса элитных вузов, образцов для развития национальных образовательных стандартов. При этом речь идет не о накоплении абстрактных знаний, а о востребованности выпускников казахстанских вузов на рынке труда.

Выполнение этой программы невозможно через чисто бюрократические мероприятия. Прежде всего, по словам Нурсултана Назарбаева, Казахстану требуются «элитные университеты, являющиеся мощными образовательными, исследовательскими и научно-производственными комплексами, тесно связанными с индустрией». Речь идет о создании в Астане и Алматы новых образовательных структур международного уровня, которые будут использовать опыт ведущих зарубежных образовательных учреждений, в том числе и российских вузов. Новые учебные заведения должны стать центрами развития инновационных образовательных технологий, «локомотивами» в процессе формирования новой технической и гуманитарной элиты общества.

Среди высших учебных заведений, дипломы которых котируются на рынке труда, можно назвать Казахстанско-Британский Технический Университет, KIMEP (институт экономики, менеджмента и коммерции), которые входят в Европейскую ассоциацию высших учебных заведений. Большим спросом пользуются среди рекрутинговых агентств выпускники Национального университета имени Аль-Фараби (бывший КазГУ), Казахского национального технического университета имени К. Сатпаева (бывший «Политех»), Алматинского института энергетики и связи.

Действует новая Академия государственного управления при Президенте РК, объединившая тройку элитных учебных заведений — дипломатическую и судебную академии, а также Академию государственной службы. Учеба в течение всей жизни становится законом для чиновника, насущной необходимостью для успеха в любом деле. Причем, согласно утвержденным Указом Президента правилам, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих являются основными формами их дополнительного профессионального образования. Впервые поступившие на государственную службу теперь в обязательном порядке должны будут обучаться на курсах в Академии государственного управления или в региональных центрах обучения.

Государство стимулирует подготовку специалистов в тех областях, которые остро нуждаются в квалифицированных кадрах. В России 18 века это были военные специалисты и кораблестроители, в РК претенденты на президентскую стипендию отдают предпочтение таким направлениям, как государственное управление, медицина, государственная политика, инженерные науки в нефтегазовой сфере и в сфере информационных технологий.

К началу XXI столетия успешные экономические реформы в Казахстане позволяют перейти от «стратегии сохранения» к «стратегии взлета». Для создания научной базы высокого уровня предполагается поэтапная модернизация системы средней и высшей школы через повышение качества предоставляемых образовательных услуг; формирование системы переподготовки кадров для обеспечения реализации индустриально-инновационного развития; интеграция в международное образовательное пространство. В экономике не бывает чудес - именно интеллект, знание и образование являются ее двигателем в наше время. Без развития потенциала знаний невозможен прибыльный бизнес. Важнейшим фактором формирования новой экономики становится человек, обладающий знаниями, интеллектом, информацией.

Но сам по себе интеллект не является товаром, он становится таковым, приобретая форму квалификации и профессионализма. Высшая школа и производит товар под названием квалификация. Реальные перемены требуют общего движения вперед. Формирование в Казахстане экономики знаний должно создать прочный фундамент для достижения этой цели, поскольку образованные и грамотные люди - это и есть главный «золотой запас» общества в XXI веке.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии