Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Больным вопросом для алматинских потребителей остается перерасчет за отопление

Фото : 21 сентября 2006, 19:51

Анна ПАВЛОВА

 

Два-три дня нет горячей или холодной воды, отключили свет, не вовремя подключили отопление, при этом услуги коммунальных служб были оплачены по полному счету. Это повод для обращения в суд

- С жалобами на коммунальные службы к нам обращаются 2-3 раза в неделю, - рассказывает юрист Алматинского областного общества защиты прав потребителей Аркадий Рубцов. - Но далеко не все потребители коммунальных услуг доходят до суда, поскольку лишь половина из них может предоставить необходимые документы. Если доказательств хватает, то мы отправляем досудебную претензию. Толку от нее, как правило, немного: даже если монополист знает, что он не прав, добровольно возмещать ничего не собирается.

И тогда остается последнее средство - суд. К сожалению, лишь 1-2 процента от общего количества обратившихся в общество защиты прав потребителей могут надеяться на положительное решение их дел.

Больным вопросом для алматинских потребителей остается перерасчет за отопление, который согласно Публичному договору услугодатель, если действительно были сбои в работе, должен проводить один раз в год, не позже 1 июля. В течение ряда лет доказать необходимость такого перерасчета было очень сложно - не было четкой методики. Однако в этом году ее наконец-то разработали и приняли, и сейчас АО «Алматытеплокоммунэнерго», которое обеспечивает теплом примерно 30 процентов Алматы, вернуло жителям города около 8 миллионов тенге. Хотя каждый потребитель может самостоятельно потребовать от монополиста сделать перерасчет.

- Одной из составляющих перерасчета, - поясняет Аркадий Рубцов, - является тот факт, что люди живут в разных домах: кирпичных, каркасно-камышитовых, железобетонных. У каждого дома есть своя теплоемкость - то есть, сколько тепла он потребляет и как быстро расходует. Другая составляющая - период отопления. Если дом подключают позже, чем установлено постановлением акима, или, наоборот, весной отключают раньше, то за эти дни можно вернуть деньги. Еще один повод для того, чтобы сделать перерасчет, - температурная составляющая. Согласно строительным нормам и правилам есть такое понятие как среднегодовая температура, которая заложена в климатологическом СНиПе. Однако на протяжении нескольких последних лет температура зимой выше, чем указано в документах, а в тариф закладывается сумма из расчета самой холодной зимы. Поэтому и тепла по температурному графику расходуется намного меньше, чем положено. Но тут надо учитывать и право поставщика, поскольку все дома потребляют разное количество тепловой энергии.

Получается, что каждый дом требует индивидуального расчета. Как следствие, доказать в суде необходимость перерасчета было достаточно сложно. Ведь компания не может отдавать деньги жителям «экономичных» домов, не имея права доначислять жильцам «неэкономичных».

По словам Аркадия Рубцова, для того чтобы решить эту проблему, некоторые жители многоквартирных домов в Алматы стали ставить приборы учета тепла. Но практика показывает, что как только люди получают квитанции, в которых указано, сколько именно тепла они реально потребляют, этот прибор начинает вдруг ломаться. Оно и понятно: потребители не готовы платить такие суммы даже посезонно, ведь иногда стоимость отопления доходит до 11 тысяч тенге в месяц. И жители, особенно «неэкономичных» домов, потребляющих много тепла, приходят к выводу, что по тарифу платить все же дешевле.

Несмотря на все судебные трудности, необходимость перерасчета АООЗПП все же удавалось доказать. С жалобой на АПК обратились жители сразу целого дома, всего 86 человек. В итоге суд решил, что АПК за 2001-2002 гг. должно вернуть потребителям по 73 тенге за один квадратный метр. В целом на одну квартиру пришлось в среднем по 5-6 тысяч тенге. Это немного, но если учесть, что подобных домов в Алматы сотни, то сумма за несделанный перерасчет у монополиста остается немаленькая.

АО «Алматыинтергаз» тоже попало в черный список, особенно много жалоб поступает от жителей частных домов, где стоят газовые счетчики. Век службы этих приборов невелик, и когда приходит время их замены, в ТОО «Алматинские газовые сети» поступают весьма своеобразно. Прибор снимается в присутствии хозяина дома, кладется в специальный ящик, который затем пломбируется. А вот акт визуального осмотра счетчика не составляется, и когда он поступает на экспертизу в ТОО «Газконтрольприбор», вдруг выясняется, что пломба с внутренней стороны счетчика почему-то снята и это якобы доказательство того, что в его работу пытались вмешаться. Никакие доводы потребителя монополистом при этом не учитываются, а просто предлагается выплатить штраф, который доходит до 50 тысяч тенге. В этом случае юристы АООЗПП советуют владельцам домов требовать составление акта с полной описью снимаемого счетчика, чтобы потом избежать проблем.

Вообще население Алматы за последнее время стало более активно отстаивать свои права. Коммунальщиков, которые еще 5-7 лет назад были неподсудны, начали наказывать. Есть надежда, что если люди будут чаще отстаивать свои права, обращаясь в суд, то и монополисты станут возвращать деньги за некачественно оказанные услуги.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии