Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Рыцарь с «камнями» за пазухой: Быстрое развитие рынка технологий сочетается с компьютерной безграмотностью и монополизированным IT-рынком

Фото : 21 сентября 2006, 19:56

Сакен БЕЛЬГИБАЕВ

Ежегодно в Казахстане продается более 280 тысяч компьютеров. Но с компьютером «на ты» сегодня всего 12 процентов граждан, с Интернетом - 5 процентов. Каждый IT-специалист - на вес золота. К 2010 году правительству поставлена задача познакомить с компьютером каждого пятого казахстанца. Окупят ли себя искусственные попытки обучить компьютерной грамотности несколько миллионов человек, которым эти знания негде приложить?

Пьеру Брансвику Российская академия естественных наук присвоила звание Рыцаря наук и искусств. Руководитель девяти крупных компаний, он приехал в Алматы в качестве представителя корпорации Advanced Micro Devices (AMD). АМD - главный и единственный конкурент корпорации Intel в области создания «камней», так специалисты называют микропроцессоры. На казахстанском рынке концерн пока не претендует на роль монополиста. Алматинский визит вице-президента компании AMD Брансвика - это первый жест внимания к Казахстану со стороны IT-концерна. В этом году компания AMD планирует получить прибыль в размере более 7 миллиардов долларов. Возможно, поэтому представители казахстанского министерства образования встретили делегацию от компании AMD очень радушно.

В Казахстан компанию привлекли темпы роста отечественного рынка. По словам ее вице-президента, AMD собирается развивать казахстанский рынок высоких технологий.

- Каждый год в Казахстане продается более 280 тысяч компьютеров. Ваш рынок растет активно, и мы решили стать его участниками, - признается Пьер. - Мы не стремимся к появлению новых дистрибьюторов. Сейчас нас интересует развитие IT-рынка и повышение компьютерной грамотности в Казахстане. Мы хотим вместе с вашим правительством провести несколько крупных мероприятий. Возможно, выделим на образование людей определенные средства.

Сейчас у компании AMD есть только один дистрибьютор в СНГ, который также работает на рынках Восточной Европы, Ирландии и Египта. Intel в отличие от AMD в Казахстане работает уже давно.

- Некоторые считают, что появление компании AMD в Казахстане вызовет изменения на фондовом рынке, - говорит директор по развитию бизнеса казахстанской компании New Age Technologies Павел Федетов. - Но с акциями ничего не произойдет. Казахстанские производители не могут активно конкурировать с AMD и Intel, так как производят нематериальный товар: компьютерные программы, различный софт. Изменения появятся на рынке техники и в кадровой сфере. Сейчас в Казахстане острый кадровый голод. Не специалисты борются за вакансию, а компании борются за профессионалов. После окончания программ по повышению компьютерной грамотности, специалистов в IT-отрасли станет больше.

- Развитие IT-рынка создаст дополнительные рабочие места, - уверен член Казахстанской ассоциации IT-компаний Александр Евсюков. - Вот тогда у людей появится потребность в знании компьютера и они начнут самообучение. Это куда лучше искусственных попыток обучить компьютерной грамотности несколько миллионов человек, которым их знания не пригодятся. Ведь на селе их просто негде применять.

Между тем республиканская программа по компьютеризации школ, которая действует уже шестой год, и приказ из министерства образования об обеспечении полной компьютерной грамотности, изданный три года назад, оказались провальными. По признанию главы этого ведомства Бырганым Айтимовой, в прошлом году 12 процентов выпускников школ и почти 70 процентов учителей были вообще незнакомы с компьютером. Проверка, проведенная в марте этого года, показала, что за минувший год ничего не изменилось. В одном только Шымкенте с компьютером незнакома половина преподавателей точных наук.

- Цели компании AMD совпадают с целями правительства, - считает Павел Федетов. - Этот игрок очень заинтересован в развитии местного рынка. Для собственного роста концерну нужна конкуренция, нужны новые сильные компании. А наши чиновники обязаны к 2010 году научить работать с компьютером каждого пятого казахстанца.

К концу этого года в республике начнет работу электронное правительство. Но для этого надо ликвидировать компьютерную безграмотность.

Пока же в Казахстане всего 12 процентов граждан умеют работать на компьютере и всего 5 процентов пользуются Интернетом. Для того чтобы увеличить число «продвинутых» пользователей до 20 процентов, принята госпрограмма по снижению информационного неравенства.

У компании же AMD стратегия более глобальна и носит название «2015». Ее цель - обеспечить к 2015 году половину населения Земли компьютерами, подключенными к Глобальной сети. Именно на основе этой программы концерн AMD будет сотрудничать с Казахстаном.

Две недели назад Агентство по информатизации и связи заключило с Казахстанской ассоциацией IT-компаний «Хартию о стимулировании повышения компьютерной грамотности путем предоставления льготной компьютерной техники». В начале сентября корпорация Microsoft открыла в нашей стране проект «National PC», нацеленный на сокращение информационного неравенства. Microsoft выделила на этот проект 100 тысяч долларов. Эксперты концерна будут определять результативность по числу домашних компьютеров у казахстанцев. Такая же программа действует в других странах мира.

Но Казахстан нуждается совсем в других подходах, уверен Пьер Брансвик.

- Конечно, у AMD есть несколько стандартных схем развития рынка, - говорит Пьер. - Но в вашем случае мы не хотим ограничиваться их копированием. Надо разработать специальную, более подходящую для Казахстана программу сотрудничества. И дело не только в наличии домашних ПК. Доступ к новейшим технологиям должен быть даже у тех людей, которые не могут позволить себе персональный компьютер.

По словам Пьера Брансвика, работу надо начать с демонополизации IT-рынка.

- Меня беспокоит, что в вашей стране в тендерах обычно участвует только одна компания, - говорит Пьер. - Чтобы это не было незаконно, компания создает несколько дочерних фирм, которые и участвуют в тендере. Побеждает та «дочка», которая предлагает более приемлемую цену. В итоге на рынке реально присутствует лишь один игрок, а покупатели все равно получают продукты по несколько завышенным ценам. Это лишает рынок конкурентоспособности, а клиентов - права выбора продукции.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии