Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Административная реформа: менеджер на смену бюрократу

Фото : 22 сентября 2006, 17:01

Административная реформа: менеджер на смену бюрократу

АСТАНА. 22 сентября. КАЗИНФОРМ /Серик Кожкенов/ - Как известно, Глава государства в своем выступлении на открытии третьей сессии Парламента РК указал на необходимость проведения административной реформы в стране, направленной на совершенствование системы госуправления и повышение эффективности работы государственных служащих.

Так уж сложилось, что во все времена проведение административной реформы связано со значительными рисками и испытывает значительное внутреннее сопротивление. Сложность ситуации заключается в том, что государство должно реформировать собственные управленческие структуры.

Хотя, безусловно, и в обществе, и во властных структурах всецело разделяют необходимость заявленной цели - создание сильного и эффективного государственного аппарата, отвечающего амбициозным планам РК по вхождению в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Реформа, по замыслу ее организаторов, должна включать в себя формирование оптимальной структуры органов исполнительной власти, жесткое распределение функций между ними, четкую координацию взаимосвязей между различными государственными ведомствами. Иными словами, предполагается создать идеально выстроенную и эффективно работающую управленческую систему.

Насколько это реально и какова должна быть последовательность намеченной реформы? Какие результаты следует ожидать от ее осуществления? На эти и другие вопросы корреспондента Казинформа отвечает главный эксперт алматинского Центра функциональных исследований и правовой экспертизы Даулет Жумаханов.

Главная проблема, по мнению эксперта, заключается не в чиновниках, какими бы волокитчиками и бюрократами они ни были, а в характере самой системы, степени ее соответствия нынешним реалиям.

«Современная бюрократическая система управления имеет существенные недостатки - тенденция подмены общественного интереса корпоративными интересами чиновничества, бюрократизм, формализм и карьеризм. Следует также отметить игнорирование интересов потребителя, затратный характер, отчуждение граждан от органов управления и медленную адаптацию к быстро меняющейся внешней среде и потребностям общества» - считает эксперт.

Традиционные бюрократические методы государственного управления, подавляющие предпринимательскую инициативу, ограничивающие свободу выбора, способствующие дублированию ненужных услуг и при этом никак не нацеленные на экономию государственных средств, должны быть заменены на систему нового государственного менеджмента. Именно на это, по мнению эксперта, направлена административная реформа в Казахстане.

Сегодня все чаще говорят о переходе от «государственного администрирования» к «государственному менеджменту», т.е. делается акцент больше на управленческих функциях, а не представительских.

Это подразумевает, что госструктуры должны быть более гибкими и эффективно выполнять все свои функции. Если любая частная структура сразу приступает к делу: время - деньги, то чиновник сначала анализирует, советуется, потом ждет команды сверху. «Поэтому чиновникам госорганов необходимо дать больше самостоятельности и возможности проявить инициативу, при этом не снимая с них высокий уровень ответственности», - считает эксперт.

Продолжим сравнение: коммерческие организации чутко прислушиваются к запросам клиента, быстро реагируют на его требования. В противном случае они разоряются. Основной же части государственных учреждений и организаций это не грозит. Например, местные органы власти являются монополистами в предоставлении отдельных видов государственных услуг, которые никем более не обеспечиваются. Такое положение, как известно, ведет к затягиванию решения вопроса и создает предпосылки для коррупционных проявлений.

Наряду с этим, по мнению эксперта, нужно поднимать эффективность деятельности государственных служащих. «Каждый работник частного сектора стимулируется в проявлении новаторства, служащего улучшению результатов его работы, а, следовательно, и прибыли. Поэтому в бизнесе люди предъявляют высокие требования друг к другу. В государственной же сфере акцент ставится на снижении затрат, а не на улучшении качества услуг», - считает эксперт.

Поэтому, по его мнению, конечный результат должен стать главным критерием оценки деятельности государственных органов. Для этого в практику работы министерств, ведомств и акиматов всех уровней следует ввести жесткую систему государственных стандартов оказания услуг населению.

Важным сегментом административной реформы должна стать оптимальная внутренняя структура госаппарата с небольшим количеством иерархических уровней. Такой подход противоречит традиционной бюрократической структуре с множеством вертикальных ступеней, считает эксперт.

Именно на снижение количества промежуточных звеньев госаппарата, по мнению эксперта, и направлена работа Агентства РК по делам государственной службы. По имеющимся данным, в министерствах вместо имеющихся 8 уровней управления будет только 5, при этом соответственно планируется сократить примерно на 30% количество государственных служащих. А высвободившиеся деньги будут направлены на увеличение заработной платы оставшихся чиновников, с обеспечением гибкой системы стимулирования их работы за счет создания премиальных фондов в размере 20% от фонда оплаты труда. По замыслу реформаторов, эти премии будут дифференцированными, в отличие от тех, которые сегодня получают госслужащие как надбавку к заработной плате - по два оклада.

Для реализации этих мер, уже сейчас, как известно, объявлен мораторий на прием в государственные органы. Он позволит естественным путем сократить число чиновников, количество которых достигло 100 тыс. человек. Планомерная оптимизация госаппарата позволит сохранить преемственность и одновременно безболезненно избавиться от балласта чиновничества, считает эксперт.

Другим важным направлением повышения эффективности работы госорганов является более активное внедрение в практику процедуры ротации кадров, когда молодые специалисты, получившие образование за рубежом, будут направляться в регионы, для того, чтобы набраться практического опыта. А наиболее перспективные госслужащие из областей будут проходить «обкатку» в центральных органах. Такая взаимозаменяемость кадров создаст здоровую конкуренцию и в целом сбалансирует общий состав госслужащих. Эти меры уже осуществляются в рамках реализации административной реформы, говорит эксперт.

Благодаря совокупности этих мер по оптимизации госаппарата и повышению его конкурентоспособности, на смену бюрократической зависимости и иерархической подчиненности должен прийти принцип ответственности за выполнение функций, возложенных на государственные структуры. «В связи с этим на первый план выходят организационная гибкость, управление инновациями, децентрализация, значительная свобода действий госслужащих», - считает эксперт.

В конечном итоге должен быть найден баланс между централизованным управлением и свободой действий на местах. В целом, в рамках административной реформы, следует изменить структуры управления в госорганах, придав им большую мобильность и способность к адаптации, а также заменить бюрократические методы новыми механизмами управления с использованием опыта развивающихся рыночных структур.

Это означает, что в работу госсектора все шире следует внедрять - конкуренцию, контрактную систему, тендеры, рентабельность, маркетинг и т.д., а также эффективные методы менеджмента - тотальный контроль за качеством, рейтинговые оценки работы, тактическое и стратегическое управление и др. В результате население получит большую свободу выбора, а государственные служащие будут иметь стимул для повышения качества оказываемых услуг.

В конечном итоге административная реформа сможет достичь главных результатов - совершенствования системы государственного управления и повышения эффективности работы государственных служащих.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии