Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Казахстан является моделью для решения многих вопросов современности - Касымжомарт Токаев

Фото : 25 сентября 2006, 09:37

НЬЮ-ЙОРК. 25 сентября. КАЗИНФОРМ /Алия Алтынгазина/ - Как уже сообщалось, министр иностранных дел Республики Казахстан Касымжомарт Токаев принял участие в общеполитических дебатах 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

График визита был очень насыщенным. Глава внешнеполитического ведомства РК участвовал в Совещании высокого уровня по Программе действий для наименее развитых страны на 2001-2010 годы, Конференции высокого уровня по межрелигиозному диалогу и сотрудничеству за мир, ежегодной встрече организации «Clinton Global Initiative».

22 сентября Касымжомарт Токаев выступил с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН. Состоялись многочисленные двусторонние встречи министра с руководителями делегаций, главами национальных и международных организаций.

В перерыве между встречами Министр иностранных дел согласился ответить на вопросы корреспондента Казинформа.

- Касымжомарт Кемелевич, в чем, на Ваш взгляд, заключается особенность прошедших общеполитических дебатов сессии Генеральной Ассамблеи ООН? Считаете ли Вы, что последний ближневосточный конфликт способствовал обострению взаимоотношений в рамках международного сообщества? Как это отразилось на работе ООН?

- Прежде всего, хотелось бы сказать, что повестка дня сессии очень насыщена, более 150 вопросов. Если говорить об основных проблемах, то это вопросы развития, миростроительства, реформы Организации Объединенных Наций и проблемы международного терроризма.

Что касается последних событий в Ливане, то мы считаем, что направление международных сил в зону конфликта было правильным. С другой стороны, насколько своевременным оно было. Запоздалое решение Совета Безопасности привело к дополнительным жертвам. В связи с этим проблема реформирования Организации Объединенных Наций приобрела большую актуальность.

В целом, направление миротворческих сил в зону конфликта было единственно верным решением. Я провел встречу с заместителем Генерального Секретаря по вопросам миростроительства, в ходе которой обсудил вопрос возможного участия Казахстана в миротворческих операциях за рубежом. В нашей стране имеются хорошо подготовленные подразделения, участие которых в подобных мероприятиях очень важно для авторитета Казахстана в международном сообществе.

- Какова Ваша оценка текущего процесса реформирования Организации Объединенных Наций?

- Мы считаем, что реформа Совета Безопасности затягивается. Существуют различные точки зрения на реформу, порой они приобретают полярный характер. В основном вопрос сводится к тому, каким образом расширять количество членов СБ ООН, и кто должен войти к его состав на правах постоянных членов. Образована группа «Uniting for consensus», состоящая из стран, которые выступают против участия в Совете Безопасности Японии, Германии и Индии.

С другой стороны, затягивание процесса реформирования Совета Безопасности наносит вред самой ООН. До сих пор действует устав, который гласит, что целый ряд стран, потерпевших поражение во время Второй мировой войны, в частности, Германия, Италия, Япония, квалифицируются как «вражеские государства». По моему мнению, это анахронизм, поскольку ситуация за последние 60 лет коренным образом поменялась.

На повестке дня сейчас стоят такие важные вопросы, как развитие международного сотрудничества, объединение сил в борьбе против терроризма. В этих условиях необходимо поднять работу Организации Объединенных Наций на должный уровень. Показательно, что Кофи Аннан, выступая фактически с последним перед уходом в отставку заявлением на сессии ГА, был вынужден признать, что организация топталась на месте по целому ряду направлений. Это результат отсутствия политической воли, несогласованности действий, соперничества и конкуренции.

- Какую кандидатуру на пост Генерального секретаря ООН поддерживает Казахстан?

- Два года назад министр иностранных дел Таиланда, находясь в Казахстане и подписывая документ о присоединении к Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии, обратился с просьбой поддержать его кандидатуру. Мы тогда сделали соответствующее заявление, поскольку считали и считаем до сих пор, что следующим Генеральным секретарем должен быть представитель Азии. С тех пор произошло много событий, произошел переворот в Таиланде, на пост Генсека ООН выдвинул свою кандидатуру министр иностранных дел Южной Кореи Бан Ки-Мун. Мы полагаем, что это тоже достойная кандидатура. В настоящее время проводится индикативное голосование среди постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности. Вопрос находится в стадии обсуждения. Наша позиция остается неизменной: следующим Генеральным Секретарем должен быть представитель Азии.

- В своем выступлении Вы подтвердили твердую и решительную позицию Казахстана по вопросам ядерного разоружения и нераспространения оружия массового поражения. Какие инициативы были предложены республикой в этом приоритетном направлении?

- Наша позиция по вопросам ядерного разоружения и нераспространения общеизвестна. Казахстан своим примером показал, каким образом можно решать эти вопросы. В одностороннем порядке добровольно наша страна отказалась от ядерного арсенала, получив взамен гарантии со стороны постоянных членов Совета Безопасности. Эта модель, на мой взгляд, является наиболее оптимальной при решении вопросов, связанных с ядерными программами тех или иных государств. Об этом также заявил вице-президент США Ричард Чейни в ходе своего визита в Астане.

В целом, очень много двусмысленности вокруг ядерных программ и ядерной проблемы в целом. Мы знаем, что из-за бездействия и попустительства крупных держав в ядерный клуб фактически влились Индия и Пакистан. Другие страны являются «пороговыми», отсутствует общий подход к государствам, которые пытаются осуществлять военные программы и стать обладателями ядерного оружия. Поэтому ядерная программа Ирана, которая находится в повестке дня международного сообщества, является очень трудным вопросом.

В своем выступлении я выразил позицию Казахстана: все мирные ядерные программы должны быть транспарентными и находиться под строжайшим контролем МАГАТЭ. А это значит, что те страны, которые хотят иметь ядерную программу в мирных целях, должны предсказуемо и честно сотрудничать с основными международными институтами.

- Прозвучала ли реакция руководителей государственных и международных делегаций на создание Центрально-азиатской зоны, свободной от ядерного оружия?

- Реакция Организации Объединенных Наций положительная. Мы считаем, что это проявление политической воли, поскольку для разоружения и укрепления режима нераспространения нужно предпринимать конкретные действия. Пять государств региона приняли смелое решение и подписали Договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии. Со стороны Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Франции высказываются замечания в отношении статьи 12 этого Договора, которая гласит, что предыдущие соглашения остаются в силе. Это отношение к договору основано на сомнениях, которые, на мой взгляд, являются необоснованными. Но коль скоро они существуют, нужно проводить консультации для устранения этого препятствия. В связи с этим Казахстан, я говорил об этом в своем выступлении, заявляет о готовности продолжать консультации.

- Казахстан выдвинул свою кандидатуру на избрание в Экономический и Социальный Совет ООН. Какие преимущества несет в себе участие в этой структуре?

- Благодаря участию в этой структуре, мы сможем вносить свой вклад в обсуждение соответствующих проблем и принятие решений. Экономический и Социальный Совет ООН, по сути дела, является третьим по важности органом ООН, наряду с Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей. В настоящее время у нас есть все основания полагать, что Казахстан наберет необходимое количество голосов и будет избран членом ЭКОСОС.

- В рамках дебатов Вы провели многочисленные двусторонние встречи. Могли бы вы поделиться с читателями Казинформа содержанием переговоров.

- Действительно, было много проведено встреч. Я семь раз выступал перед различными аудиториями, в штаб-квартире ООН и за ее пределами, в частности, перед членами Национального комитета по вопросам американской внешней политики, на церемонии запуска «Глобальная инициатива Клинтона», перед членами «Азиатского общества», на совещании по вопросам Межрелигиозного диалога и толерантности в рамках Альянса Цивилизаций, на совещании министров иностранных дел азиатских стран и других мероприятиях.

Моя задача состояла в том, чтобы доказать всему миру, что Казахстан является моделью решения острейших проблем современности. В нашей стране проживают более 100 национальностей, представлены практически все религии и конфессии. Тем не менее, мы успешно решаем эти вопросы. Во-первых, создан уникальный институт - Ассамблея народов Казахстана. Во-вторых, мы делаем особый упор на образование. В-третьих, правильная экономическая политика с упором на решение социально-экономических проблем. В-четвертых, верховенство закона - все попытки каким-то образом разжечь рознь на межнациональной или межрелигиозной почве строжайшим образом, в соответствии с Конституцией, пресекаются правоохранительными органами.

Наряду с этим, по нашей инициативе был создан механизм мирного урегулирования споров и сотрудничества в области укрепления региональной безопасности и стабильности - Совещание по мерам доверия в Азии (СВМДА). Здесь к этому форуму проявляется большой интерес. Мы полагаем, что во время министерской встречи в 2008 году к СВМДА присоединятся еще несколько стран. То есть процесс набирает силу, и это является хорошей «визитной карточкой» Казахстана, подтверждением нашего стремления внести вклад в укрепление безопасности и сотрудничества в Азии.

- В ближайшие дни в Вашингтон с официальным визитом прибудет Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Какие темы будут обсуждаться главами двух государств?

- Можно без преувеличения сказать, что это будет исторический визит. Он имеет большое значение с точки зрения успешной реализации сбалансированной политики Казахстана. Приоритеты внешней политики Казахстана четко обозначены в Послании Президента народу Казахстана и в других выступлениях главы государства. Мы уделяем особое внимание отношениям с соседними странами: с Россией, Китаем, центрально-азиатскими республиками. В поле нашего зрения находятся государства Европейского Союза. Приоритетность сотрудничества с Соединенными Штатами Америки очевидна.

В настоящее время мы работаем над текстом совместной Декларации. В рамках визита будут подписаны и другие важные соглашения, связанные с экономическим сотрудничеством.

Хотелось бы обратить внимание на то, что американская сторона также уделяет предстоящему визиту особое внимание, в том числе с протокольной точки зрения. Перед визитом состоится моя встреча с Госсекретарем США Кондолизой Райс, с которой мы обсудим вопросы, связанные с организацией этого визита и, самое главное, с содержанием переговоров в Вашингтоне.

- Благодарю Вас.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии