Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Проклятый квартирный вопрос

Фото : 25 сентября 2006, 14:12

Виктор КОВТУНОВСКИЙ 

Сатана в обличии профессора Воланда утверждал, что нравы народонаселения портит не он, а “квартирный вопрос”. Бытовая неустроенность и впрямь порождает всякую гнусность и чертовщину. Другой вопрос: кто порождает бытовую неустроенность?

Перемены, перетряхнувшие до основания Советский Союз, на так называемом жилищно-коммунальном хозяйстве почти никак не отразились. То есть формально жилье стало нашим, а коммунальные предприятия - частными, но суть осталась прежней. Как не водилось порядка, так его и нет. На вопрос “Кто виноват?” вразумительного ответа не было тогда, не находится его и 20 лет спустя. Власти корят коммунальщиков и жильцов, жильцы ругают власть и коммунальщиков, а коммунальщики попрекают жильцов и власть. Все понемногу правы.

Начальники прежних домоуправлений вполне успешно мимикрировали в председателей КСК. Если раньше обращались в государственные органы с надеждой на то, что одного нерадивого домоуправа заменят другим, менее нерадивым, то теперь снять “суверенного” председателя КСК акимат не имеет права. Влияние властей на КСК основывается отнюдь не на законе. Если председатель КСК не посылает чиновника куда подальше, то только по одной простой причине: боится проверки своей финансово-хозяйственной деятельности.

Формально жильцы могут сами заменить заворовавшегося председателя. Однако на деле сменить его - все равно, что совершить оранжевую революцию в одном, отдельно взятом доме. Председатель алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр Своик, досконально изучивший проблемы отечественного ЖКХ, метко подметил, что многие наши кооперативы собственников квартир в миниатюре копируют существующий режим. Каждый председатель КСК - маленький Назарбаев. Его вроде бы никто не выбирал, а по бумагам у него не меньше, чем 91 процент. При желании можно собрать множество свидетельств от жильцов, не участвовавших в собраниях и за председателя не голосовавших. Но опротестовать результаты выборов в КСК ничуть не проще, чем выборы президента страны.

От плохой работы жилищных служб страдают все, вне зависимости от достатка и политической ориентации. Дворы в элитных районах замусорены не меньше рабочих окраин. По уровню тарифов мы успешно догоняем полусотню самых развитых государств, однако тротуары шампунем у нас почему-то не моют. В том, что акиматы потакают монополистам, утверждая дутые, ничем не обоснованные цены на их услуги, мы видим лишь сговор и коррупцию. Так оно и есть. Монополисты и курирующие их чиновники умеют находить взаимопонимание. Но дело не только во взятках.

Сейчас завышенные тарифы позволяют коммунальщикам закрывать глаза на злостных неплательщиков, количество которых доходит до четверти населения. То есть за тех, кто не может или не хочет платить, рассчитываются добропорядочные граждане. Теперь представьте себе ситуацию, что оплата коммунальных услуг опустится до уровня реальных затрат. Кто в этом случае будет платить за неимущих? Отключить их от отопления, канализации и воды практически невозможно. Остается одно - выселять. Однако никакая полиция не возьмется за выселения сотен тысяч граждан. Все города могут стать одним пылающим “Шаныраком”.

Рыночные отношения никак не хотят идти в наши дворы и подъезды. Государство пытается, насколько возможно, дистанцироваться от “бытовых” проблем, мол, жилье - ваша частная собственность, сами с ней и разбирайтесь. Но если юридически дотошно разобраться в вопросах квартировладения, то выяснится, что дома на самом деле ничьи. Жильцы не владеют ни крышей, ни подвалом, ни трубами, ни лестницами, ни даже стенами своих квартир. По большому счету, нашей частной собственностью является только воздух между полом и потолком. Дома и прилегающие к ним территории остаются бесхозными.

Между тем и местная власть и правительство нет-нет да и задумываются над проклятым квартирным вопросом. Одни предлагают вернуться к прежним домоуправлениям, другие считают целесообразным раздробить кооперативы собственников квартир с тем, чтобы один дом составлял один кондоминиум. Считается, что 7000 малюсеньких назарбаевых наведут порядок лучше, чем 300 маленьких. Вместе с тем дать гарантии, что в результате таких реформ вырастет качество услуг, а не объемы воровства, никто не может.

Если исходить из мирового опыта и законов рынка, то нашим домам необходимо найти одного, но реального собственника. Хозяина, который и будет следить за сохранностью и надлежащим состоянием своего имущества. Каждый собственник в этом кровно заинтересован, поскольку от состояния дома и его окрестностей напрямую зависит уровень взимаемой им арендной платы. Стало быть, дело встало за тем, чтобы каким-то образом выкупить все квартиры у нынешних владельцев, а затем снова продать их, но уже всем домом в одни рачительные руки. Однако проведение подобной реформы потребует, как минимум, одной гражданской войны и двух-трех разного цвета революций.

А пока поиски путей вывода ЖКХ из постсоветского состояния сродни изобретению “вечного двигателя”. Всякая модель поскрипит-поскрипит да и останавливается. Изобретатели чешут “репу” и предлагают новую “уникальную” конструкцию.

Эпоха, №37 от 22 сентября 2006 г.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии