Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Лизинг: будущее станет дешевле

Фото : 25 сентября 2006, 15:44

№ 38 (302) от 24.09.2006
Сергей ТУНИК, Алматы

Рано или поздно ломается все: от любимой игрушки до автомобиля. Но если ребенок может легко переключиться на другую забаву, то у серьезных людей в случае поломки транспорта, оборудования или другой техники могут начаться немалые проблемы.

Согласно различным данным, изношенность основных средств составляет в среднем по Казахстану от 50 до 70 процентов. Требуется либо полная ее замена, либо модернизация. А ежегодная потребность в обновлении приближается к полутора триллионам тенге. В разных отраслях экономики эти цифры разные, но в сельском хозяйстве - самые печальные. Поэтому говорить на этом фоне о какой-либо конкуренции накануне вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию - опрометчиво.

Справка «Мегаполиса»

В Европе доля лизинга в инвестиции в основной капитал составляет 23 процента. В России - 5-8, в Казахстане - 2-3…

Между тем обычная и достаточно удобная для всего цивилизованного мира финансовая услуга - лизинг - получила в Казахстане прописку чуть более пяти лет назад. Формула ее проста: предприятие получает необходимую технику в долгосрочную аренду с последующим выкупом ее. При любых вариантах аренда все равно обходится дороже. Но далеко не сразу отечественные предприниматели поняли выгоды этой формы сотрудничества с лизинговыми компаниями.

По мнению руководителя компании «Leasing group» Тимура ТАИПОВА, лизинговый рынок в Казахстане достаточно большой. И далеко не все ниши в нем пока заняты, однако с 2000 года за клиентами уже приходится бегать, привлекать новыми инструментами, льготами и большим выбором.

- Тимур Алчинович, казахстанские предприниматели наконец-то поняли выгоды лизинга?

- Они поняли, что жить сегодняшним днем и полагаться на случай глупо: бизнес пришел к такой фазе развития, когда решения надо принимать с учетом завтрашних реалий. Если бизнесмен понимает, что сегодня мощности его предприятия уже не справляются с заказами, то лизинг - это выход из положения.

- И примеры у вас есть?..

- В январе этого года к нам обратилась одна строительная компания, у которой был и свой парк техники, хоть и «убитый», и субподрядных контрактов на большие объемы много. И сроки очень приличные. Значит, надо срочно обновить парк, потому что техника уже сыплется и на ее ремонт уже требуются большие деньги. Но двумя КамАЗами и двумя бульдозерами здесь не обойтись… Конечно, мы изучили состояние компании, провели анализ ее юридической и финансовой состоятельности. Поняли: клиент - нормальный. Сумма проекта - 200 тысяч долларов - достаточно вменяемая. И тогда мы сказали им: ребята, вы тянете на большее. Поэтому мы можем выставить вам лимит на 500 тысяч, который будет действовать в течение полугода. И мы без лишних экспертиз сможем вас финансировать.

- А когда завершили этот проект…

… - этот клиент опять обратился к нам!.. Они взяли КамАЗы, погрузчики, экскаваторы… Все у них тогда получилось… И сегодня мы видим, что у этой компании все идет нормально.

- А в цифрах это можно отобразить?

- Давайте возьмем самый востребованный автомобиль - КамАЗ-15-тонник. В тенге он стоит пять с «копейками» миллионов. Окупаемость - ну в зависимости от объема работ - полтора-два года. Вот и считайте, как на этом заработать можно. Аренда в этом случае дороже «вылезла» бы. Экономические преимущества очевидны! По деньгам - минимум на 15 процентов. К тому же тут ты - хозяин этой техники, у тебя есть возможности досрочно погасить оплату за нее. Можешь продать, если она тебе больше не нужна. Еще и с прибылью останешься…

- А насколько высока конкуренция на лизинговом рынке Казахстана?

- Хм… Этот вид деятельности у нас не лицензируется. Даже вы можете этим заниматься. Но это достаточно капиталоемкий бизнес, требующий серьезных финансовых ресурсов. Поэтому чаще всего лизинговые компании либо работают «под банками», либо являются их дочерними структурами, хотя де-юре - неаффилированные. Без финансовой подпитки такие компании существовать будут с трудом. Поэтому конкуренция здесь м-м-м… своеобразная.

- Тимур Алчинович, вы же сами сказали, что рынок большой!

- Места хватает всем, но конкуренция есть. И она растет.

- А что, у всех компаний «продуктовая линейка» выглядит одинаково?

- По сути - да. Конкурировать можно по размеру авансового платежа, по срокам выплат, по процентной ставке. Вот три основных параметра.

- И вот среди этих «трех сосен» и идет конкуренция?

- Демпинг здесь применить трудно, но мы кое-что придумали. Все время снижать процентную ставку в ущерб доходности - это не выход. Такая погоня к успеху не приведет. Потому что стоимость техники не уменьшается. А на «выходе» прибыль у нас сокращается…

- Стоп. Банки-то тоже уменьшают ставки процентов по кредитам!

- Но и лизинговые компании уровень своей маржи постоянно снижают! Раньше было 4-5 процентов годовых. Сейчас - 2-3!..

- А если наращивать объемы, то…

…- объемы доходности все равно не увеличиваются…

- Значит, надо предлагать какие-то новые формы, приглашать иностранных инвесторов, искать нестандартные схемы!

- Акционеров не интересуют наши проблемы. Им нужен результат. И как ты его получишь - никого не интересует. Так мы пришли к форме рассрочки по выплате, потому что выжить на рынке, предлагая стандартные пакеты услуг - нереально. А мы работаем с малым и средним бизнесом, хотя все наши конкуренты тоже это декларируют. Но мы придумали вот что: передаем в лизинг технику и предоставляем рассрочку не только по оплате аванса, но и отсрочку выплаты основного долга. При этом проценты на оставшуюся часть аванса мы не начисляем. И не только потому, что учитываем сезонность работ по некоторым проектам, но и другие факторы. Мы учитываем варианты в развитии, которые потом приведут этого клиента к нам опять!

- С какими компаниями вы предпочитаете работать?

- Мы поняли запросы и потребности малого и среднего предпринимательства. Понимаем, что сегодня этот еще «малый бизнес» завтра может стать средним, а если повезет - и большим. И если сегодня он станет нашим клиентом, то послезавтра он опять к нам придет. С таким начинающим бизнесом не каждая лизинговая компания станет связываться. А мы решили, что с такими малыми формами надо начинать работать уже сегодня. Понятно: если таким предпринимателям мы сможем помочь встать на ноги сегодня - завтра они помогут тебе обогнать конкурентов. Хотя деньги изначально там небольшие, а риски - огромные. Но надо выращивать себе постоянного клиента, развивать бизнес вместе с ним…

- Голь на выдумку хитра?

- Рисков слишком много… При работе с молодыми или только созданными компаниями приходится применять новые схемы, принимать нестандартные решения, иногда рискованные.

- А риски в вашем секторе высокие? Были случаи, когда лизинговые компании «горели» из-за недобросовестности клиентов?

- Для нас пока - тьфу-тьфу-тьфу - это не проблема, может, потому что мы молодая компания. Но такая проблема, не спорю, существует. Она возникает примерно после двух-двух с половиной лет работы. Проблемные проекты составляют от двух до четырех процентов от общего портфеля у любой компании. Это терпимо, если текущий портфель «весит» 50 и больше миллионов долларов. Хотя и эти два процента - это, конечно, проблемы…

- Но вы же диверсифицируете свои риски?

- Во-первых: у нас разработана система риск-менеджмента. Во-вторых: мы предлагаем своим клиентам разные виды услуг, в том числе - факторинг, имеющий разнообразные, но достаточно простые и понятные схемы. У нас стандартный набор услуг, который позволяет избегать лишних рисков - по тому же факторингу. Но это длинная история и очень разнообразная схема. Она возбуждает финансовые органы, хотя достаточно простая и понятная…


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии