Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Ямщик, не УГОНи! Десятка самых «востребованных» машин Казахстана

Фото : 28 сентября 2006, 12:11

Возможно, и на эти машины когда-нибудь позарятся угонщики

Криминальный автобизнес в стране развивается в геометрической прогрессии с автомобилизацией населения. Причем стало модно угнанный транспорт вывозить за пределы Казахстана, чтобы избежать уголовной ответственности. А размытость границ и обособленность наших ближайших, особенно южных, соседей только подчеркивают явную незаинтересованность вести межгосударственный розыск угнанных авто.

Самые угоняемые

Несмотря на низкую рыночную стоимость, чаще всего в поле зрения угонщиков попадают авто российского производства. «Жигули» - самые лакомые машины для воров не только потому, что их легко «вскрывать», но и из-за повышенной популярности, малой вероятности дотошного розыска хозяином и легкости переделки.

Следом за «россиянами» идут «немцы» - «мерседесы», «фольксвагены», БМW, «опели», «ауди» всех модификаций. Третье место - за «японцами». Велик риск однажды распрощаться со своим железным конем для владельцев «тойот», «мазд», «ниссанов» и «субару».

Годы выпуска часто угоняемых иномарок варьируются с 1991-го до 1998-го. Старые «Жигули» преступникам нужны меньше. Советские «семерки», «99-е», «15-е» и «десятки» обычно помоложе своих зарубежных собратьев - с 2001 года производства и выше.

Регионы-лидеры

Автомобильные преступления делятся на два вида - кражи и угоны. Угонов, как правило, всегда больше. Потому как в этом случае злоумышленник не собирается прихватизировать себе чужую машину. Его цель - лишь покататься на ней. Поэтому и раскрываемость угонов гораздо выше. Краж совершается меньше, но шанс, что автомобиль вернется к своему истинному хозяину, - 40 процентов.

Регионами-лидерами по угонам являются Алматы, Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Актюбинская, Южно-Казахстанская и Павлодарская области. Хотя автоворы орудуют по всей стране, причем они мобильны и становятся из года в год все профессиональнее. В каждой области есть свой рейтинг самых воруемых машин, потому как это зависит от экономического благосостояния жителей. Чем город богаче, тем дороже угнанный и украденный транспорт.

Факты в цифрах

За последние 5 лет в Казахстане зарегистрировано 2246 краж и 7818 угонов автомобилей. Статистика - вещь упрямая. Она свидетельствует о росте преступлений этих видов и снижении их раскрываемости. До положительного финала доходит 75-80 процентов угонов, тогда как краж - только 45-50. Удельный вес краж и угонов автомобилей в структуре имущественных преступлений составляет 3,7 процента.

В 2003 году больше всего автомобилей было украдено в Карагандинской области - 99, всего по стране - 386, из них не найдено - 177. В 2004 году лидером был тот же регион, общий рост краж вырос до 412 преступлений за год, не были раскрыты 222. В прошлом году Карагандинскую область по кражам догнал Алматы - 76, а за год своих машин лишились почти 500 человек, из которых 231 найдены не были.

Что касается угонов автотранспорта, то в 2003 году все рекорды по стране побила ВКО - 218. Всего по республике было угнано 1406 машин, не раскрыто всего 198 преступлений. В 2004 году угонов больше всего было опять же в ВКО - 257, а по стране - 1788, причем нераскрытыми остались 385 случаев. Несмотря на большее количество угонов, по сравнению с прошлым годом было меньше нераскрытых преступлений - 2051 против 363.

За 8 месяцев 2006 года было совершено 289 краж и 1461 угон, из которых остались нераскрытыми 157 и 252 преступления соответственно.

Найти и обезвредить

Криминальный автобизнес перестал быть делом злоумышленников, действующих в одиночку. В последнее время машины воруют преступные группы, у которых четко отработана система краж и реализации. Автоворы стали весьма дерзкими, имеют сообщников в других странах. По данным Интерпола, около 40 процентов авто, похищенных в странах Западной Европы, реализуются в СНГ. Это, как правило, очень дорогие машины, оборудованные самыми современными противоугонными системами. Если раньше автомобили воровали чаще по ночам, то сейчас угонщики действуют и днем.

Часть угонщиков не решается похитить авто под сигнализацией. Но для профессиональных автоворов вскрыть самую лучшую охранную систему железного коня - дело чести. Перед тем, как украсть дорогостоящую иномарку, преступники изучают образ жизни потенциальной жертвы и противоугонную систему его машины. А через связи в автосервисах, на мойках, автостоянках, в автомагазинах, мастерских и фирмах-установщицах охранных систем автоворы покупают всевозможные дубликаты ключей, коды, пароли. Иными словами, с совершенствованием систем охраны авто совершенствуются и сами угонщики. Поэтому сегодня для профессионального автовора не составит труда вскрыть и угнать любой автомобиль.

Больше всего «Жигулей» украли у жителей пригородов и сел. Остальной транспорт «исчезает», как правило, с глухих улочек и дворов - 70 процентов. 25 процентов - из неохраняемых гаражей. Остальные 5 процентов краж и угонов приходятся на платные автостоянки и объекты автосервиса. Были прецеденты, когда машины угонялись персоналом автостоянок или при их содействии.

90 процентов угнанного в Казахстане транспорта, конечно, не имело противоугонных систем. Поскольку охранные автосистемы - удовольствие не из дешевых, ими пользуются либо хозяева с хорошим достатком, либо владельцы очень дорогого транспорта. Но еще не факт, что фирма-установщица сигнализации водителю-чайнику поставит все как нужно или не подменит хорошую «противоугонку» на кустарную. Поэтому внимательность в этом деле должна быть предельной.

Немаловажной причиной роста краж и угонов полицейские считают повышенный спрос населения на хорошие иномарки за незначительную цену, поэтому многие группировки автоворов работают исключительно «на заказ».

Профилактика краж и угонов

Еще в 2002 году в службе дорожной полиции были созданы оперативно-розыскные подразделения, которые занимаются не только раскрываемостью преступлений, но и их профилактикой.

Министерством внутренних дел была разработана Программа по противодействию кражам чужого имущества на 2006-2008 годы. В рамках ее реализации предполагается внедрение новых, более эффективных методов надзора, упорядочение существующей заградительной системы «Рубеж», модернизация и оснащение постов техническими средствами автоматизированного наблюдения типа «Поток» и «Сова», современными спутниковыми средствами связи.

В республике ежеквартально проводятся спецоперации «Автомобиль», «Капкан», «Разбой на автодорогах», осуществлена паспортизация всех автодорог республиканского значения.

Органы внутренних дел стран-участниц СНГ проводят совместные мероприятия оперативного характера, направленные на перекрытие каналов перегона украденных машин в соседние государства.

В феврале 2006 года при взаимодействии подразделения криминальной полиции ДВД СКО и департамента уголовного розыска МВД РФ была обезврежена группировка, которая промышляла воровством иномарок на территории России, Беларуси, а затем продаже их в Казахстане. У преступников изъяли «Фольксваген Туарег», «Митсубиси Монтеро-Спорт» и БМW-525.

Александра АЛЕХОВА, Алматы

Благодарим за содействие в подготовке материала департамент дорожной полиции и комитет криминальной полиции МВД РК.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии