Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В Астане на прошлой неделе прошла «большая стирка» нормативно-правовой базы

Фото : 28 сентября 2006, 14:58

Свершилось!

№ 37 (111) от 28.09.06 г.

В Астане на прошлой неделе прошла «большая стирка» нормативно-правовой базы. Решением маслихата отменены «Правила организации работы и взаимодействия государственных органов города Астаны по изъятию (выкупу) земельных участков» и совместное решение акима и маслихата Астаны об установлении предельных размеров земельных участков, которые могут находиться в частной собственности. Поводом к этому послужили протесты городской прокуратуры.

В «черный список» городских властей попали и новые Правила застройки Астаны (которые, надо заметить, обсуждаются и корректируются с начала 2006 года) и перечень коэффициентов, с помощью которых вычисляется базовая стоимость столичной земли. Сложно сказать, почему в прокуратуре вдруг решили одним махом опротестовать несколько нормативных документов, которые в значительной степени определяли жизнь города и горожан, однако радует уже сам факт того, что это произошло.

Давние читатели «ЖСК» наверняка помнят серию наших публикаций, посвященных целому ряду принятых в городе правил. Смысл этих статей сводился к тому, что некоторые из разработанных акиматом и одобренных маслихатом документов не соответствуют законодательству РК, что несложно обнаружить, углубившись в соответствующие законы и кодексы.

К сожалению, тогда адекватной реакции со стороны городских властей не последовало. Хотя, к примеру, в финполиции, куда редакция «ЖСК» весной 2005 года направила копии опубликованных материалов, пришли к выводу, что в «Правилах предоставления прав на земельные участки» и «Правилах организации работы и взаимодействия … по изъятию земельных участков» содержатся нормы, способствующие коррупции.

Самый важный документ для застройщиков города (после земельного и градостроительного кодексов, конечно) - правила застройки Астаны. В течение полутора лет этот документ регулировал строительство главного города страны, но в конце 2005 года правила решено было переработать. Весной 2006 года представители департамента архитектуры и градостроительства представили новый вариант правил, и маслихат одобрил этот проект документа, однако свой протест внесла прокуратура, а в департаменте юстиции правила отказались регистрировать. Как объяснил заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства (ДАиГ) Жумагали Мунжасаров, загвоздка была в формулировках, которые не соответствовали законодательству.

И вот правила застройки снова переработали, заодно дополнив главой об изъятии земельных участков для государственных надобностей. А сами правила изъятия, как говорилось выше, отменили по протесту прокуратуры.

- Смысл протеста - у маслихата нет прямой компетенции на принятие именно правил изъятия, поэтому мы предусматриваем их в составе правил застройки. По механизму, который нами предлагается и который действовал в течение двух лет, у прокуратуры претензий нет, - пояснил Жумагали Мунжасаров. 

В процессе обсуждения проекта правил у депутата городского маслихата Мейрамбая Оралова возник вопрос - что именно подразумевается под государственными нуждами? Народный избранник предложил конкретизировать это понятие, чтобы избежать в дальнейшем нецелевого использования земли. Возмущение депутата вызвал и существующий порядок разрешения споров о сносе, когда с владельцами домостроений имеет дело инвестор (застройщик), а подача иска в суд инициируется акиматом.

- Что касается того, что надо понимать под изъятием для государственных надобностей, мы исходим из той трактовки, которая дана Земельным кодексом, где написано, что основанием для применения процедуры изъятия для государственных надобностей является реализация генерального плана. У нас в городе реализация генерального плана предусматривает не только строительство дорог, школ, больниц, но также и объектов коммерческой застройки - жилых комплексов, бизнес-центров. Я считаю, нужно открыто признавать и соглашаться с тем, что реализация генерального плана для нас - это приоритет, и в этом есть государственная надобность, - пояснил замдиректора ДАиГ.

Подводя итог своему выступлению, Жумагали Мунжасаров поспешил убедить депутатов, что «процедурных ошибок со стороны маслихата на момент утверждения тех правил, которые мы сейчас отменяем, не было, те правила были зарегистрированы в управлении юстиции. Это был процедурный момент, который необходимо урегулировать».

Далее, также в соответствии с протестом прокуратуры, депутаты единогласно отменили совместное решение акима Астаны и маслихата города «об установлении предельных размеров земельных участков, которые могут находиться в частной собственности граждан РК».

- В Земельном кодексе написано, что (данный документ - авт.) принимается совместным решением местного исполнительного и представительного органа. А у нас, оказывается, аким принимал. Поэтому данное совместное решение можно отменить, так как статья 50 (Земельного кодекса - авт.) предусматривает все нормы. Был принят подзаконный акт, потому что нужно было принять, сейчас отменить можно безболезненно, - прокомментировал ситуацию начальник столичного управления земельных отношений Нурман Хатиев.

Аналогичная история получилась с перечнем коэффициентов, которые применялись к базовой ставке, определенной для столичной земли. По закону такой перечень должен был быть утвержден на заседании представительного совета, пояснил Нурман Хатиев. Однако действующий перечень был подписан первым заместителем акима города. И поскольку это действие оказалось нелегитимным, маслихату предложили заново, уже в соответствии с законом, утвердить данный перечень, что и было сделано.

Мария Даутова, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии