Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Инфляция: градус состояния

Фото : 28 сентября 2006, 15:59

Инфляция: градус состояния

Президент Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» указал, что основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение сдерживания инфляции. Национальный банк и Правительство отвечают за достижение этой цели. В связи с этим следует отметить, что современная инфляция — явление многофакторное, обусловленное комплексом причин и зависящее от практических действий соответствующих госорганов и субъектов рынка.

К завершению 1991 года во всех сферах казахстанской экономики цены на все виды товаров и услуг регулировались только государством. С начала 1992 года регулировалась стоимость лишь продовольственных товаров первой необходимости и услуг субъектов монополии через корректировку тарифов. Реальный сектор экономики с 1993 года претерпевал структурный и финансовый кризис, отсюда получил свое начало «кризис неплатежей». К концу 1994 года положение в ценовой сфере достигло критической отметки: гиперинфляция, галопирующий рост цен, особенно у естественных монополий. Только остановив рост цен, можно было говорить о стабилизации экономики в стране. За 1995—1997 годы было отменено регулирование цен на продовольственные товары и уровня рентабельности монополистов, работающих на конкурентном рынке. Коммунальная сфера перестала получать бюджетные дотации, население в основном стало платить за воду, газ, тепло и электроэнергию по реальной стоимости. Во второй половине 1998 года введено в действие два новых закона — «О естественных монополиях», «О недобросовестной конкуренции», разработаны нормативные правовые акты по их реализации. Антимонопольный комитет получил статус независимого межведомственного органа, не входящего в состав Правительства. Было запрещено пересматривать цены и тарифы на электроэнергию, уголь, железнодорожные перевозки, газ, воду, услуги почтовой связи чаще одного раза в квартал.

Понижающее влияние на уровень инфляции, несомненно, оказывала стабилизация курса тенге по отношению к твердой валюте. В результате за 1994 год курс доллара США по отношению к тенге на биржевых торгах составил 860 %, за 1995 год — 118 % и 1996 год — 113 %, а индекс потребительских цен соответственно 1 258 %, 160 % и 128,7 %. Только с 1996 года в экономике республики появилась тенденция замедления инфляционных процессов. Так, если в 1992 году среднемесячный прирост цен в потребительском секторе экономики составлял 33 %, то в 1996 году — 2,1 %. Вместе с тем сложившаяся практика ценообразования в промышленности носила затратный характер. Доля сырья в затратах предприятий всех форм собственности колебалась от 13 до 93 %. Анализ структуры ВВП за 2001—2003 годы показывает, что доля оплаты труда, налогов на производство и потребления основного капитала снизилась соответственно по годам: с 35,9 % до 32,9 %; с 10 % до 9,8 %; с 15,3 % до 14,4 %. А доля чистой прибыли и чистых смешанных доходов в ВВП, наоборот, растет с 38,9 % до 42,9 %. Вот где резервы сдерживания инфляции.

...В первые годы наших реформ движение цен определялось множеством факторов. Доминировали отмена установленного предельного уровня цен на продукты питания и некоторые товары, либерализация цен на энергоресурсы и девальвация национальной валюты. В последующие годы инструменты монетарного и фискального регулирования, политика ценообразования позволили сократить прирост цен на потребительские товары в 1998 году до 1,9 %. Скачок цен на потребительском рынке в 1999 году (на 17,8 %) связан в основном с введением «плавающего обменного курса» тенге. В 2000—2004 годах отмечалось замедление прироста цен на потребительские товары и услуги с 9,8 % в 2000 году и до 6,7 % в 2004 году. Новый скачок цен — с 2005 года. При этом инфляцию подстегивали цены на продовольствие, бензин и газоснабжение. По данным статистики, за январь — июль 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года цены и тарифы на потребительские товары и услуги возросли на 8,7 %, продовольственные товары — на 9,4 %, платные услуги — 9,8 %. Из продовольственных товаров наиболее значительно подорожали: сахар — на 33,5 %, овощи и фрукты — 23,6 %, баранина — 17,1 %. Проезд пассажирским транспортом стал дороже на 12 %, железнодорожным — 11,1 %, автомобильным — 12,4 %, почтовые услуги — 42,4 %, услуги образования — 18,8 %. Особое внимание следует уделить росту цен на бензин, который в июле 2006 года по сравнению с июлем 2005 года возрос на 11,4 %, а с июнем текущего года еще на 6,5 %.

Однако индекс-дефлятор ВВП в целом по экономике за 2005 год составил 116,1 % к соответствующему периоду 2004 года, в том числе в производстве товаров — 118,7 %, в производстве услуг — 113,1 %. Отсюда видно, что по данному обобщающему показателю рост цен в два с лишним раза превышает индекс роста потребительских цен (107,6 %). Дефлятор ВВП есть измеритель инфляционных процессов в стране на основе номинального и реального ВВП. Показатель учитывает изменение цен всех произведенных товаров и оказанных услуг. При этом за шесть месяцев 2006 года темп роста номинального ВВП вырос втрое (31,4 %) по сравнению с реальным ростом ВВП (9,3 %), или на один процент роста физического объема приходится 3,5 пункта роста денежной оценки.

Отдельные эксперты говорят, что рост госрасходов якобы способствует увеличению количества денег в обращении и может порождать рост инфляции. Но это самая простая модель инфляции, основывающаяся на показателе скорости оборота денег и их количестве в обращении. При этом игнорируется возможное увеличение объемов производства, которое является главным источником роста экономики. Поэтому следует анализировать и рассчитать взаимосвязь роста ВВП на душу населения с объемом госрасходов, инвестиций, уровня потребления и накопления и прочего. В среднем за последние пять лет вклад фактора капитала в экономический рост составил 6 %, вклад фактора труда — 1,2 %. Вклад роста общей факторной производительности — 3,2 %. При этом самый актуальный вопрос — недопущение «перегрева» экономики.

...В этой связи можно отметить, что инфляция — не только избыток денег, но в основном недостаток товаров повседневного спроса. То есть — «инфляция спроса». Кроме того, за последние два-три года существенно повысились цены на топливо, тарифы на услуги ЖКХ. Соответственно, основными причинами роста инфляции являются, во-первых, «инфляция спроса», или общий товарный дефицит. Во-вторых, ценовой сговор монополистов и посредников. В-третьих, опережающий рост цен и тарифов на услуги ЖКХ, транспорт, энергию. В-четвертых, избыток денежной массы. В-пятых, то, что хозяйствующие субъекты делают упор больше на получение прибыли, чем на повышение производительности. Шестой причиной можно именовать слабую работу исполнительной власти на местах по сдерживанию инфляции и по осуществлению мониторинга цен на основные потребительские товары и услуги. Седьмое — низкая производительность труда. Восьмое — высокий удельный вес в инвестициях вложений в инфраструктуру и длительность сроков освоения капиталовложений. Девятое — слабая конкуренция. Десятое — рост издержек производства.

Группа факторов инфляции спроса включает в себя процессы, приводящие к превышению спроса над совокупным предложением. Дефицит последнего исчисляется примерно в 139 миллиардов тенге. Совокупный спрос выше совокупного предложения в результате роста потребительского и инвестиционного спроса, роста спроса со стороны государства, роста инфляционных ожиданий. Дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением в конечном итоге и приводит к повышению цен. Вместе с тем в структуре совокупного предложения доля импорта высока и превышает 31 %.

«Импорт» инфляции в 2005 году формировался во многом благодаря воздействию внешнеэкономической конъюнктуры, от которой зависят производство и цены в реальном секторе экономике, поступление валютной выручки в страну и динамика валютного курса. Повышение цен на энергетические и другие сырьевые товары на мировом рынке, а также разрыв между уровнем цен на внутреннем и мировом рынках способствовали повышению цен отечественными производителями на внутреннем рынке. Ярким примером всего этого является резкий рост цен на бензин и дизельное топливо осенью прошлого года (примерно 13 %) и в течение июня-июля текущего года (11 %). В условиях рынка сдерживать цены можно только на основе здоровой конкуренции. Если ее нет, цена будет расти. При этом производители должны конкурировать друг с другом, борясь за потребителя. Потому нужна конкурентная среда на внутреннем рынке.

Таким образом, можно отметить, что цены растут в основном искусственно — из-за монополизации и доминирования поставщиков и (или) посредников. Кроме того, спрос на продукты питания опережает предложение, а также плохо влияет слабость конкуренции. Для сдерживания инфляции, на наш взгляд, необходимо, во-первых, срочно провести демонополизацию продовольственных рынков, а также ускоренно создавать и развивать товарные биржи. Во-вторых, вести постоянный мониторинг на товары первой необходимости и повысить отдачу от антимонопольных расследований. В-третьих, необходимо принять комплексные меры по сдерживанию инфляции в стране.

Инфляция не просто денежная проблема, а общеэкономический феномен. Все это означает, что ее нельзя определять как нарушение только закона денежного обращения. Здесь глубоки корни, и процесс зависит от многих факторов и законов общественной жизни, например законов спроса и предложения или стоимости. При этом при разработке антиинфляционных мер надо учитывать макроэкономические составляющие. Если дальше будем пытаться решить проблемы инфляции стерилизацией денежной массы, то инфляцию остановить будет куда как сложно. На мой взгляд, утверждение о том, что рост заработной платы якобы повышает инфляцию, несостоятельно. Доля оплаты труда в ВВП страны достигает 33 %, тогда как во многих странах с рыночной экономикой — 70 % (где инфляция не достигает 3 %). Кроме того, у нас имеется еще «инфляция прибыли», суть которой заключается в монополизации и слабости конкуренции. Наряду с этим в методологии ценообразования необходимо обеспечить межотраслевую сбалансированность добывающего, производящего и потребляющего секторов экономики. Равно как и задействовать все механизмы учета и контроля. Думается, только так можно добиться прозрачности конечных результатов и стабилизации цен в стране.

Сакен ЕСПАЕВ,

заведующий отделом аппарата Сената Парламента, доктор экономических наук


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии