Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

И следствия новый алгоритм… Совершенствование системы правоохранительных и судебных органов

Фото : 29 сентября 2006, 10:41

И следствия новый алгоритм…

Пакет предложений, касающихся совершенствования системы правоохранительных и судебных органов, направлен рабочей группой в Государственную комиссию по дальнейшей разработке и конкретизации программы демократических реформ. Будут ли они расценены как достижение политико-правовой мысли, позитивно повлиявшей на формирование социальных ценностей и приоритетов, покажет время. О некоторых итогах деятельности рабочей группы нашему корреспонденту рассказывает ее руководитель Максут НАРИКБАЕВ.

— В разработке и обсуждении предложений принимали участие ученые-правоведы, практикующие юристы, судьи, представители политических партий, правоохранительных органов, НПО — словом, был представлен широкий спектр мнений.

Предложения, вынесенные на обсуждение компетентной аудитории, были разные: от противоречивых или требующих конституционных изменений до решаемых без концептуальных новаций. В целом, из 60 предложений нами отобраны 35.

— В Конституции страны права и интересы личности закреплены в качестве безусловного приоритета. Вместе с тем изжить некий карательный уклон в деятельности правоохранительных органов удается не всегда. Получила ли правозащитная функция свое развитие в конкретных предложениях по реформированию системы правоохранительных органов?

— Преодоление прежних стереотипов — дело непростое. Мы унаследовали советскую структуру судебной системы, в которой следствие находится в ведении органов дознания и суда. Наша рабочая группа предложила перейти к единому судебному следствию.

Это значит, что оперативно-розыскные подразделения должны лишь зафиксировать факты, произвести неотложные следственные действия. На этом миссия органа дознания заканчивается, остальное должно быть в компетенции суда. Дело расследует не судья, а судебный следователь. К нему подключаются прокуроры, адвокаты. Сам судья занимает нейтральную позицию. Только таким образом может быть реализован принцип равенства и состязательности сторон.

— По всей видимости, данное предложение связано с необходимостью кадровых изменений, пересмотром штатного расписания?

— Действительно, большинство следователей должны будут перейти в систему судов. Именно в рамках такой модели возможна передача санкции ареста суду. Роль прокуратуры в судопроизводстве также изменится. В уголовном процессе прокуратура должна выступать как сторона обвинения, представляющая интересы государства. Прокурор доказывает виновность подследственного, а адвокат выстраивает защиту.

Если мы к этому придем, то все в корне изменится, процесс станет гласным, открытым, в таких условиях будут исключены злоупотребления, фальсификации, а также недопустимые методы ведения следствия.

Единое судебное следствие действует в американской системе, Европе, Индии, Пакистане, поэтому там и санкция на арест дается судом. Мы же пытаемся передать эту санкцию суду, в то время как судебные органы и прокуратура по Конституции отделены от следствия.

— Введение данной новации, возможно, приблизит нас к международным стандартам, но и другое очевидно — проблему качества следствия невозможно решить, не подняв планку требований к уровню подготовки специалистов.

— Согласен, суд нередко сталкивается с откровенным браком в работе следователей. Вот и считают, что исправить огрехи можно, направив дело на доследование. Это своеобразный «спасательный круг» для нерадивых работников. Когда же следствие поручат суду, тогда перед ним будет единственная дилемма — оправдать либо осудить обвиняемого, опираясь на достоверные и неоспоримые доказательства. Поэтому наша группа внесла в комиссию предложение о ликвидации института доследования.

Укрепить следственный состав, повысить качество их работы возможно лишь путем поднятия престижа сотрудника органов внутренних дел.

— Очевидно, что в одночасье эту проблему не решить, ведь авторитет нарабатывается годами. Не способствуют позитивному имиджу и коррупционные проявления в правоохранительных органах, призванных бороться с этим злом. Факты взяточничества и служебного подлога подрывают уровень доверия населения к ним. На ваш взгляд, есть ли действенное «лекарство», способное снизить распространение коррупционного вируса?

— Действительно, коррупция коснулась и правоохранительной системы. Понятно, что ее проявление среди полицейских, судей очень болезненно воспринимается в обществе. Как говорится, ложка дегтя портит бочку меда. Так и в данном случае.

Коррупция ложится пятном на всю систему. Из 15 тысяч осужденных в первом полугодии — 183 человека привлечены к ответственности за коррупцию, 85 из них — представители правоохранительных органов.

И если обратиться к истокам этой проблемы, то необходимо заметить, что в начале 90-х годов мы допустили массовый отток сотрудников органов внутренних дел. Причем уходили именно лучшие, те, кто обладал бесценным опытом, знаниями, умел работать с людьми.

Негативные тенденции проявились также в системе подготовки юридических кадров. Около половины всех сотрудников полиции не имели высшего образования. Для восполнения этого пробела понадобятся годы.

Как-то мне довелось побывать в американском штате Огайо, где мы встретились с шерифами. Естественно, нас интересовали кадровые вопросы. Оказалось, что у них вакансий нет вообще, и на одно место полицейского в очереди стоят 280 человек. Это говорит о том, что туда не попадают случайные люди и труд их оценивается адекватно.

Постепенно мы выравниваем ситуацию. Два года назад повысили зарплату участковым до сорока тысяч — этот шаг, безусловно, позитивный. Расходы эти, конечно, ложатся бременем на бюджет, но они оправданы и необходимы. Тем более что порой не освоенными остаются миллиарды тенге.

Считаю также, что на сегодняшний день зарплата судей Верховного суда — достаточно высокая. Хорошо, что ее приравняли к окладу председателей палат Парламента. В то же время раньше труд судей низовых звеньев оценивался в процентном соотношении к окладу председателя Верховного суда. Теперь же он приравнен к зарплате государственных служащих. Поэтому и образовался большой разрыв, который при каждом увеличении на 25—30 процентов становится все заметнее. Поэтому госкомиссия поддержала предложение о привязке зарплаты районных и городских судей к председательскому жалованью. Думаю, что мы уже дожили до той поры, когда можем серьезно поднять материальное обеспечение судей, укрепить их социальные гарантии.

По большому счету, в борьбе с коррупцией мы чаще реагируем на свершившийся факт, а должны видеть и устранять причины ее порождающие. Только тогда закон станет единственным и беспристрастным регулятором общественных отношений.

Беседовала Татьяна БРЕДИХИНА


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии