Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Закрома и сусеки КТЖ

Фото : 30 сентября 2006, 10:59

Несмотря на бурный общественный резонанс, вызванный перспективой роста цен на тепло и электроэнергию, АО «НК «Казахстан темир жолы» в начале этой недели подало в Агентство РК по регулированию естественных монополий прошение об увеличении тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети. Как сообщили в пресс-службе ведомства, на принятие решения о дальнейшей судьбе заявки отводится пять рабочих дней. Вчера утром, отсчитав только четвертый день от часа «Х», агентство распространило пресс-релиз о том, что заявка не принята. Тем не менее, депутаты фракции Аграрной и Гражданской партий вчера же озвучили свое обращение касательно столь болезненной проблемы: народные избранники считают необходимым добиться от Правительства субсидирования из республиканского бюджета стоимости угля для сельских жителей.

На самом деле возможность внеочередного повышения тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети активно обсуждалась в Агентстве по регулированию естественных монополий в течение сентября. Заявитель, «Казахстан темир жолы», вел речь о трех-четырехкратном повышении тарифов в течение двух-трех лет. Но даже поэтапное повышение не радовало ни энергетиков, ни сельчан. А уж намерение КТЖ вдвое поднять тариф с первого января — в разгар отопительного сезона — повергло в шок каждого, кто понимает: при всей масштабности нефтяной составляющей нашей экономики последняя «обязана жизнью» именно углю.

По оценкам, в энергетическом балансе страны он занимает 78 процентов. Этим топливом живут почти все ТЭЦ, большинство школ, больниц и домов в сельских районах. А в цене тонны угля транспортировка в некоторых регионах достигает 75 процентов. Немало. Однако монополисты выстроились в очередь к карману рядового казахстанского гражданина. Похоже, кто-кто, а они скоренько просекли: согласно положениям Послания Президента, увеличены выплаты бюджетникам на 30 процентов, выросли государственные и социальные пособия (на то бюджет выделяет 30 миллиардов тенге). Значит, поднялся у людей доход. Значит, пора изымать? И первым о возросших аппетитах заявляет КТЖ.

Вроде как не подкопаешься: обращение в АРЕМ — законное право монополиста. Копнем глубже: Закон «О естественных монополиях» говорит, что одной из форм госрегулирования деятельности субъекта естественной монополии является утверждение тарифной сметы. А вот анализ таковой у КТЖ рисует картину прелюбопытную. Депутаты получили расчет от энергетиков и профсоюзных организаций. Так вот, из отчета об исполнении тарифной сметы АО «НК «Казахстан темир жолы» на услуги магистральной железнодорожной сети на 2005 год, утвержденной приказом АРЕМа, следует, что практически по всем статьям, кроме заработной платы, наблюдается недоиспользование средств. Подчеркнем, в контексте последних событий, — везде, кроме зарплаты.

Вместе с тем КТЖ в прошлом году допустило превышение над сметой по административным расходам на 45,8 процента (более четырех миллиардов тенге), в том числе по заработной плате — 6,3 процента (свыше 330 миллионов тенге). Таким образом, производственные расходы недоиспользованы более чем на четыре миллиарда тенге, а расходы превысили установленную сумму почти на шесть миллиардов тенге. Перерасход по статье «другие расходы», в которую по разъяснению АРЕМа включены содержание административных зданий, служебного автотранспорта, услуги связи, расходы на охрану и тому подобное, вылился в три с лишним миллиарда тенге, что составило 123 процента.

Между тем эксперты, к которым мы обращались в процессе подготовки материала, подчеркивают: если по всем невыполненным статьям затрат (материалы, электроэнергия, амортизация) отклонение от сметы превышает пять процентов, АРЕМ обязан ввести компенсирующий тариф, как то прописано в Законе «О естественных монополиях». Этого не сделано. Пока или насовсем?

Вслед за КТЖ о повышении тарифов повели речь энергетики и коммунальщики. Дальше жди витка инфляции? И она приходит, причем в форме чуть не извращенной: буфет, в котором приятельница покупает творожник и стакан чая в обед, поднял стоимость сих изысков кулинарного искусства с 70 до 100 тенге. Объяснение одно: подорожали бензин и уголь. Уже подорожал уголь! Еще до исполнения заявки КТЖ!

Зачем тогда АРЕМ с привлечением общественности разрабатывал, а Правительство утверждало с первого июня новую методику дифференциации тарифов на перевозку с учетом социально значимых грузов? С самых высоких трибун говорилось: наконец в стране выработаны принципы тарифной политики, отражающие интересы как производителей, так перевозчиков и потребителей.

И вот что любопытно: обсуждая возможность повышения тарифа на перевозку угля, в АРЕМе о новой методике предпочли не вспоминать. Хорошо обратили внимание — с подачи энергетиков, профсоюзов и СМИ — на явное нарушение закона о естественных монополиях, по которому тариф КТЖ можно сменить не ранее первого июня 2007 года…

Между тем, хотя АРЕМ и отклонил заявку КТЖ, не навсегда же… Потому свои расчеты, выполненные в сентябре, нам представили производственники. По словам генерального директора ТОО «Караганда Жылу» Ерлана Исеркешева, при увеличении тарифа МЖС в два этапа, итоговая цена на экибастузский уголь в 2007 году вырастет на 14 процентов, в 2008-м — на 31 процент. И, безусловно, последует увеличение расходов по выпуску и производству тепловой и электрической энергии.

— Мы будем вынуждены поднять тариф на производство тепла на 4,6 процента в будущем году и почти на десять — в 2008-м, цена на передачу и распределение возрастет на два и пять процентов соответственно. Электроэнергия подорожает на шесть и 12 процентов, — констатирует глава компании.

Согласно предварительным расчетам, среднестатистическая семья, живущая в квартире площадью 42 квадратных метра и потребляющая 200 киловатт-часов в месяц, в 2007-м ежемесячно будет платить за электро- и теплоэнергию на 129 тенге больше. В 2008-м — плюс еще 270 тенге…

Если же рост тарифов растянется на три года, то уголь будет дорожать в прогрессии — 9—21 и 38 процентов! Итоговая статистика для потребителей еще более пугающая: та же самая семья уже в следующем году переплатит монополистам за тепловые и электрические услуги 90 тенге, в 2008-м —186, а в 2009-м цена поднимется еще на 236 тенге.

— Мы не сможем закупить угля меньше, потому что обязаны предоставлять регулируемые услуги в соответствующем качестве и количестве, — говорит Е. Исеркешев. — Относительно эластичные статьи затрат — ремонт и заработная плата. И что же теперь: сворачивать ремонтные работы и сокращать сотрудников? Это те пути, которые могли бы назвать экономисты, но реально мы не сможем увольнять людей, потому что на большинстве ТЭЦ фактическая численность работников итак не соответствует нормативной… На многих энергетических предприятиях ремонтные программы урезаны и без того, отвлечь предназначенные для них средства — значит понизить качество предоставляемых услуг.

А ведь остальные статьи расходов в тарифной смете неэластичны… Рост тарифа, неважно, в положенный срок он произойдет или нет, заставляет поставщика теплоэнергии брать кредит на покрытие незапланированных расходов.

— «Караганда жылу» и сейчас убыточное предприятие, а станет еще более убыточным. Это уже шаг к банкротству. Мы не видим выхода, кроме как протестовать против повышения тарифа по МЖС как такового, — резюмировал генеральный директор ТОО.

Подобную картину — до момента отклонения заявки КТЖ антимонопольщиками — нарисовал и заместитель председателя правления АО «Астанаэнергосервис» Алексей Репин.

— Это означает необходимость отвлечения денег от других целей, что опять же может вызвать применение компенсирующего тарифа, так как по другим статьям смета может быть не выполнена. Получается замкнутый круг, — комментирует А. Репин. — Кроме влияния на тарифы, страдает и производственная деятельность, хотя в конечном итоге это все равно скажется на потребителях.

Руководство АЭС также возмутил тот факт, что КТЖ уже выходило в этом году с заявкой в АРЕМ, и, следовательно, компания должна бы умерить аппетиты. Кстати, в «Астанаэнергосервисе» тоже проводили предварительные расчеты. Так, в случае повышения тарифов на услуги МЖС, отпускной тариф на тепло на первоначальном этапе вырос бы приблизительно на 15 процентов, на электричество — на восемь. С учетом расходов на передачу электрической и тепловой энергии и коммерческой сбытовой надбавки, конечная цена на тепло для потребителей станет больше на 8—10 процентов, на электроэнергию — 4—5 процентов.

В стороне не остались и депутаты. Еще на прошлой неделе мажилисмены из комитетов по экономической реформе и региональному развитию и по законодательству и судебно-правовой реформе Шаймерден Уразалинов и Сергей Жалыбин направили свои депутатские запросы Премьер-Министру с просьбой разобраться в ситуации.

— В два раза возросшие цены — неподъемная для сельчан сумма, а еще возможно поэтапное повышение стоимости перевозки угля, — прокомментировал свой запрос депутат Сергей Жалыбин. — Встает вопрос: кому выгодно пользоваться тем, что северные области зависят от угля, и ставить людей в безвыходное положение ради прибыли? В КТЖ аргумент один — убыточно. Ничего подобного. Никогда у нас железная дорога не была нерентабельной. Я работал лет 20 назад юристом, и у меня на юридическом обслуживании была железная дорога. Они же государство в государстве еще со времен Дзержинского. Раньше железная дорога была единственной структурой, которая в безапелляционном порядке имела право снимать со счетов различные штрафы. Инерционно это продолжается: прибыль растет, а те стараются ее еще больше увеличивать.

На встречах с избирателями, подчеркнул С. Жалыбин, от ветеранов и бюджетников слышен один вопрос: как же так, нас никто не защищает? Депутат предложил создать совместную комиссию, но пока подвижек нет.

А в обращении депутатов фракций Аграрной и Гражданской партий, которое по поручению коллег заверил депутат Тито Сыздыков, подчеркивается и то, что сверстанный Правительством республиканский бюджет, внесенный на рассмотрение Парламента, просто никак не предусматривает столь резкого возможного повышения цен! Притом депутаты, проанализировав ситуацию, сделали вывод: КТЖ не вправе претендовать вообще на какое-либо повышение тарифа. Напротив, его впору снижать. Аргумент? Цитирую: «Статья 14-1 Закона «О естественных монополиях» предусматривает обязанность уполномоченного органа вводить временный компенсирующий (понижающий) тариф для возмещения потребителям убытков, причиненных субъектом естественной монополии, за счет неисполнения статей затрат тарифной сметы более чем на пять процентов от утвержденных размеров».

Это исследование народных избранников прямо соотносится с мнением экспертов, помогавших нам разобраться в ситуации. Есть даже расчет: АРЕМ обязан был ввести компенсирующий тариф на семь миллиардов 904 миллиона тенге, что позволило бы снизить действующий тариф более чем на шесть процентов.

Как стало известно, энергетики и лидеры профсоюзов предложили депутатам провести общественные слушания по обсуждению финансовой деятельности КТЖ. Вот еще одна характерная деталь, которую подметил депутат Мухтар Тиникеев: каждое новое предложение КТЖ о повышении тарифов поступает практически сразу, как в компании меняется команда управленцев. Талантливые приходят менеджеры: который год одна идея. При этом аудированного отчета КТЖ депутат не видел, поскольку таковой не публиковался. Потому и предложение его схоже с поступившим от коллеги С. Жалыбина: создать комиссию, куда должны войти депутаты, представители Правительства, бизнеса и потребителей, да провести общественные слушания по итогам.

…Нам не хотелось бы завершать материал декларированием общеизвестных истин о том, что тарифы на перевозки угля — мультипликатор повышения цен на коммунальные услуги и далее по всей товарной цепочке. Главное в ситуации, на первый взгляд «разрулившейся», — то, что, возникнув на старте отопительного сезона, она вызвала столь яркую реакцию депутатов, энергетиков, коммунальщиков, потребителей… (и далее по списку). А кумулятивный эффект обращений таков, что в каждой из названных групп, думается, поняли: к социально значимым позициям экономики следует подходить с утроенной ответственностью. И еще: когда объединяются усилия, цель приближается. Но пока не достигнута. Ни с той, ни с другой стороны. Прогнозы? Такие. КТЖ все равно подаст заявку, пусть и летом будущего года, получив в собственные закрома еще пару-тройку миллиардов. Потребитель по-прежнему будет скрести по сусекам, чтобы купить мешок угля уже к отопительному сезону-2008.

Светлана АНТОНЧЕВА, Дмитрий ПОПАЗОВ, Ирина НОС


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии