Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Политика розыГРОШей

Фото : 2 октября 2006, 18:58

№ 39 (303) от 02.10.2006
Ксения МИХАЙЛОВА

Участие в разнообразных розыгрышах напоминает похождения Буратино в «стране дураков». На эти мероприятия госорганы предпочитают просто закрывать глаза, уповая на честность организаторов. Для проведения розыгрышей не только не нужно никаких лицензий, но они и не попадают в поле зрения проверок. А попытки найти «концы» распределения призов успехом не увенчались.

При распределении удачи надо мной образовалась черная дыра. Более того, в аномальную зону попали все мои родственники, коллеги и знакомые. Иначе чем объяснить, что при практическом еженедельном розыгрыше новых автомобилей в Алматы мы до сих пор не являемся их почетными обладателями? Злой рок, не иначе…

И средоточие всей этой вселенской неудачи - я. Потому что если большинство моих знакомых при объявлении очередной рекламной акции лишь лениво берут буклет и недоверчиво улыбаются, то я со всей ответственностью собираю и отправляю мембраны, крышки, SMS-сообщения с заветным номером. К сожалению, все напрасно. Впрочем, мелкими призами фортуна все же не обделяет. Как-то мы с друзьями стояли на краю пропасти алкоголизма, купившись на щедрые обещания владельцев одной из пивных торговых марок огромного количества ценных призов. Сдав более полусотни необходимых крышечек, мы все же получили эксклюзивную бутылку. С тем же пивом. Одну на всех. В другом случае, когда предлагалось сделать прогноз финалистов на чемпионат мира по футболу, и человек справедливо поинтересовался, где его законно выигранный приз, компания-организатор посетовала на то, что «купон наверное потерялся». Еще одна девушка собрала более 5 тысяч сигаретных пачек, подключив к этому делу всех знакомых и продавцов близлежащих магазинов. Получила она за это пепельницу, кепку и футболку размера XXXL. А вот автомобиль опять достался кому-то другому. Впрочем, попытавшись разобрать всю многогранную систему розыгрышей и рекламных акций, мы поняли, что даже если приз вам предназначался, то шансы получить его ничтожно малы… Причин тому множество, а вот жаловаться некому….

Акции бывают разные

Креативные директора различных торговых марок придумали большое количество вариантов проведения рекламных акций, которые сопровождаются розыгрышем призов. Впрочем, нельзя не заметить резко увеличившееся в последнее время количество таких кампаний. И в голову предательски закрадывается мысль, что не такие уж организаторы белые и пушистые, и о своих потенциальных покупателях заботящиеся, но это выгодно в первую очередь им самим. Представители рекламной индустрии рубить сук, на котором сидят, не спешат. А потому соглашаются раскрыть некоторые секреты розыгрышей лишь на условиях полной анонимности.

- Мы заинтересованы в этом, прежде всего, - говорят сотрудники рекламных агентств. - При принятии решения о проведении рекламной акции компания-организатор обращается к нам с просьбой об организации. Это для нас - обычная работа.

«Прислать на определенный адрес N-ное число мембран, либо крышек, либо других частей упаковки, приложить заполненный купон и автоматически стать участником розыгрыша» - одна из наиболее излюбленных схем превращения из рядового потребителя в редкостного счастливчика, снисходительно собирающего на себе завистливые взгляды неудачников.

- Безусловно, это увеличивает темп продаж. И человека ни в чем не обманывают, разве что не говорят, что могут прислать миллион таких мембран. И шансы именно его купона на получение самого главного приза - один на миллион, - объясняют рекламщики.

Впрочем, есть и другой момент. Ни одна компания не несет ответственности за то, что ваш конверт не окажется случайно потерянным сотрудниками почты, или бесследно пропадет на пути из одного департамента компании в другой. Проверить этот факт вы все равно никогда не сможете.

«Купить продукт и отправить SMS-сообщение с комбинацией цифр с упаковки на определенный номер. Моментальный розыгрыш, в случае выигрыша, с этого номера вам придет сообщение» - тернистый путь к счастью для самых ленивых. Уже не надо никуда ходить, покупать конверты и отсылать их. Достаточно воспользоваться мобильным телефоном, который всегда под рукой.

- Это выгодно не только непосредственно владельцам торговой марки, но и компании, которая оказывает услуги связи. Разумеется, определенный процент с этого имеет и сотовая компания, у которой также повышается абонентское пользование услугами, - говорят представители мира рекламы. И добавляют: - Если бы хоть одно звено из этой цепи терпело убытки, то затевать все это не имело бы никакого смысла.

Иногда привлекают внимание и «моментальными» призами. Дескать, «купите пять упаковок такого-то продукта и получите шестую бесплатно». Правда, тут не надо быть специалистом, чтобы понять, что это ход для повышения объема продаж. Или же искусственное привлечение угасающего потребительского интереса к этой торговой марке. Но и при этом уверяют, что по окончании акции непременно состоится розыгрыш. Вот вы уже покупаете не пять упаковок, получая бесплатную шестую, а десять. И призываете поступить точно так же своих друзей. Месячный план реализации магазину успешно выполнен.

Получается, что самыми приближенными к великому действу оказываются сотрудники рекламных агентств. Впрочем, они от судьбоносности своих персон открещиваются.

- Мы никак не можем повлиять на ход розыгрыша. Наше дело маленькое - либо организовать промоутеров, которые будут рассказывать гражданам о ходе акции и раздавать брошюры. Либо собирать купоны, которые потом опять же будут передаваться организатору.

Открывая секреты…

Раскрывать корпоративные тайны фирмы-организаторы розыгрышей не спешат. А потому большинство из отправленных письменных запросов осталось без ответа.

- Кто-то гарантирует честность проведения розыгрышей? Ведь многие люди жалуются, что отправляют большое количество купонов или SMS-сообщений, но ничего не выигрывают.

- Наши розыгрыши проводит специальная комиссия, состоящая из представителей разных отделов компании, - всегда в присутствии нотариуса, который документирует ход розыгрыша и удостоверяет его, - говорит специалист по внешним связям «Филип Моррис Казахстан» Галымжан Акишев.

- А может человек воочию лицезреть сам процесс определения выигравших? Вообще существует какая-то система или это чистой воды лотерея?

- Иногда мы проводим открытые розыгрыши (например, на крупных мероприятиях для потребителей), и тогда участники присутствуют при розыгрыше, который проводится у них на глазах. В случаях, когда мы применяем процесс отбора, это оговаривается в правилах акции. Если правилами не предусмотрен отборочный процесс, то это чистая лотерея.

- А если я пришлю больше сотни купонов, могу рассчитывать хоть на какой-либо приз?

- На некоторых наших акциях мы предлагаем гарантированные призы за определенное количество присланных купонов. Если же призы не гарантированы, все зависит от удачи участников.

Увы и ах. Только карма и предначертанный при рождении уровень удачи способен привести к заветному призу. По словам организаторов, «человеческий фактор» сведен к нулю.

- У нас на розыгрышах всегда присутствуют представители Национальной лиги защиты прав потребителей и представители СМИ, которые протоколируют ход розыгрыша, - рассказали представители «Планеты электроники».

Для определения победителей акций используют два метода - либо компьютер генерирует случайную комбинацию чисел, либо из емкости с купонами вытаскивается один, который и окажется выигрышным.

- Если хотите, в следующий раз и вы можете присутствовать на розыгрыше, - гостеприимно пригласили сотрудники компании.

Но это - компании крупные, для которых имидж на первом месте. Однако терзают смутные сомнения, что и мелкие фирмы также формируют специальную комиссию с приглашением прессы, нотариусов или независимых юристов. Скорее всего, об этом не может быть и речи. Зато списки призов с каждой новой акцией все привлекательнее!

Впрочем, меня, как активного борца за право обладания новым автомобилем или на худой конец путевки в жаркие страны, конечный этап определения счастливчика смущает меньше всего. Вопрос, терзающий меня днем и ночью, другой: есть ли среди этого множества именно МОЙ купон? И не окажется ли так, что все мои старания по сбору этикетокпробокмембранвкладышей окажутся тщетными? И приз опять ускользнет из-под носа…

- В случае, если купон был принесен в центр выдачи выигрышей, мы гарантируем, что он будет участвовать в розыгрыше. Однако мы не несем ответственности за купоны, потерянные или поврежденные почтовиками, - говорит Галымжан Акишев. - В нашей компании существуют строгие правила, регулирующие способы проведения промоушн-акций, которые наши сотрудники обязаны соблюдать. Мы постоянно проводим тренинги для всех новых и/или временных сотрудников, которые будут представлять ФМК при проведении розыгрышей. Без прохождения тренингов они не допускаются к организации розыгрышей. Наши правила запрещают участие в розыгрышах и лотереях работников ФМК и подрядчиков компании, а также их родственников.

Однако проследить судьбу своего купона вам не удастся. Никто никогда не пустит вас «на кухню» распределения всех призов. Также и с автомобилями, другими ценными призами. Организаторы бьют себя в грудь и кричат о том, что все предельно открыто - списки победителей печатают в газетах. Вопрос несколько в другом - КАК я узнаю, что не выиграла? Да, моего имени не будет в списках победителей, но проверить это невозможно. Теоретически, если в газете напечатают вымышленные имена людей, то кто сможет проконтролировать их подлинность?!

Предусмотреть все…

На самом деле причин, по которым вы не станете обладателем ценного приза, множество. И обо всех организаторы акции предупреждают. Только как водится, где-нибудь в конце рекламного буклета и мелкими буквами…

Сбои в работе связи мобильного оператора могут оказать медвежью услугу. «Если владелец телефона, номер которого определен как выигрышный, недоступен и не отвечает на звонок в момент проведения шоу, он лишается права на приз», - категорично сообщили в буклете одной из акций. О том, сколько раз будет набран номер счастливчика, предусмотрительно промолчали. Будет ли договоренность с казахстанскими сотовыми компаниями о том, чтобы именно в этот день или в этот час они не производили смену оборудования или работы по улучшению качества связи, превращающимися для абонентов в невозможность дозвониться, тоже предпочли промолчать. «Организатор не несет ответственности за сбои в работе операторов мобильной связи» - вопросы излишни.

Занятость на работе или нехватка времени - еще одна причина, по которой с призом придется расстаться. Удача удачей, но, увы, улыбке фортуны отведен короткий срок. «Неявка/необращение по названному организатором адресу для оформления и получения приза в течение пяти календарных дней после получения SMS-сообщения с указанием выигрыша приравнивается к отказу от получения приза. В этом случае участник утрачивает все свои права на приз». Будьте любезны бросить все и сразу после получения сообщения бежать в компанию, проводящую раздачу призов, чтобы стать счастливым обладателем приза. Разумеется, выбор, сделанный в пользу командировки или других неотложных дел, лишь настроит фортуну против вас. А там, кто знает, повезет ли еще когда-нибудь. Вся удача плавно перекочует к щедрым организаторам - «При этом организатор оставляет за собой право распоряжаться призами по свому усмотрению».

«Компания получает право на редактирование, компиляцию, публикацию и другое использование всех анкетных данных, содержащихся в купоне, без предупреждения и какой-либо компенсации участнику розыгрыша» - значится в рекламном буклете компании «Филип Моррис Казахстан».

- Мы считаем информацию, предоставленную участниками, строго конфиденциальной. В течение некоторого времени, определенного внутренними политиками компании, купоны хранятся, и затем уничтожаются. Мы не раскрываем информацию, представленную в купонах, - говорит в своем ответе Галымжан Акишев. Так чему же стоит верить?

Если каллиграфический почерк вам только снится, расстаньтесь с мыслью выиграть приз. «… оставляет за собой право не допускать к участию в розыгрыше неразборчиво, неполностью либо неправильно заполненные купоны».

Еще одна опасность может подстерегать в виде недобросовестных сотрудников почты. Почти все компании оговаривают, что ответственности за потерянные или поврежденные купоны не несут.

«Факт участия в акции подразумевает согласие участника акции с настоящими условиями, а также с тем, что их имена, фамилии, фотографии и/или интервью с ними могут быть использованы организатором в рекламных целях. Все права на рекламные материалы с участием победителей будут принадлежать организатору акции. В случае возникновения спорных ситуаций организатор оставляет за собой право решать их по своему усмотрению».

Если при получении потрясающего брелка вас запечатлели на фотографию, которая потом взяла первое место на конкурсе «Лучшая улыбка мира», даже не надейтесь на гонорары. Пожинать плоды успеха будут исключительно организаторы.

Продолжать слепо верить в возможность легко и непринужденно выиграть приз - наивно. От таких условий хочется разве что жаловаться… Только вот выясняется, что жаловаться-то некому.

Взятки гладки

- Мы не лотерейная компания, потому регламент проведения розыгрышей определяем самостоятельно, - сообщили нам в «Планете электроники». - Никакие государственные органы не вправе нас контролировать.

Впрочем, мы все же попытались «призвать к ответу» хоть кого-нибудь.

- Прокуратура не контролирует рекламные акции и розыгрыши, проводимые компаниями, - сообщил в официальном ответе заместитель прокурора Алматы Аскар Досекенов.

Он сослался на Постановление Правительства РК №1328 «Отдельные вопросы организации и проведения лотерей в РК», где утверждены «Правила лицензирования деятельности по организации и проведению лотерей (кроме государственных (национальных) в РК».

- В соответствии с ним проверка распределения призов может производиться уполномоченным органом по заявлению граждан или юридических лиц, - говорит Аскар Досекенов.- Решение о принятии так называемых карательных мер в отношении компаний, допустивших нарушения, решается в каждом конкретном случае по результатам проведенной проверки уполномоченного или правоохранительного органа.

Впрочем, все эти положения пока остаются лишь в теории. На практике их применять не приходилось.

- Данных о нарушениях законодательства в процессе проведения рекламных акций и розыгрышей в прокуратуре не имеется, - сообщает заместитель прокурора города Алматы.

- В производство департамента по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями по г. Алматы обращения от граждан с жалобами на несправедливое распределение призов и мошенничество не поступало, - в унисон прокуратуре сообщает руководство финансовой полиции.

В таком случае, еще более непонятно, почему никто из моих знакомых до сих пор не выиграл автомобиль? Правда, даже если инициировать такую проверку, то постфактум она не будет иметь никакого смысла. Ну как представители прокуратуры собираются проверять, дошел ли купон от промоутеров к организаторам?

- В случае установления фактов мошенничества при розыгрыше и раздаче ценных призов, просим отправить на наш адрес подробное заявление, - с готовностью откликается финансовая полиция.

Вот только устроено все так, что доказать факт мошенничества просто невозможно. А что такое заявление без доказательств?..

- Можно ли считать это недобросовестной рекламой? - задались мы вопросом.

Статья 7 Закона «О рекламе» гласит, что «заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы».

- Вопрос о недобросовестной рекламе при проведении розыгрышей следует решать в зависимости от результатов проведения лотерей и допущенных нарушениях при их проведении, - говорит заместитель прокурора Алматы Аскар Досекенов.

- К недобросовестной рекламе это не относится, - комментирует юрист центра поддержки СМИ Американской ассоциации юристов/ Правовая инициатива в Центральной Европе и Евразии Анастасия Савчишкина. - Если заявляют о розыгрыше 20 автомобилей, а потом этого не происходит, то это, скорее, можно отнести к «обещанию вознаграждения» и его отмене. Этот вопрос регулируется статьями 911, 912 Гражданского кодекса РК. Из этих статей видно, что лица, которые проводят лотереи, вправе отказаться от своего обещания.

Более того, по словам юристов, проведение лотерей относится к лицензируемому виду деятельности, лицензирование осуществляется Налоговым комитетом Министерства финансов РК, который ведет единый реестр юридических лиц, получивших лицензии на право осуществления этого вида деятельности.

Интересно, что думает по поводу дутых розыгрышей министр финансов Наталья Коржова?

Впрочем, по словам самих сотрудников компаний, это относится исключительно к тем, специализирующимся на лотереях. С остальных же все взятки гладки!

Потребительское зомбирование

По мнению психологов, несмотря на то, что с юридической точки зрения, к разнообразным акциям с обещанием ценных призов претензий быть не может, то о психологическом влиянии на человека говорить стоит.

- Психика человека очень подвержена заманчивым обещаниям выиграть ценные призы. Покупатель ведь как рассуждает? «Мне все равно нужен этот товар, так почему бы не купить именно тот, который участвует в акции?». Но на самом деле, уже в этот момент можно говорить об одержимости человека принять участие в акции и стать обладателем обещанного приза, - говорят психологи.

Разумеется, не могут пройти бесследно и обманутые надежды. Не получив ценного приза, в человеке на время появляется недоверие и скепсис в отношении розыгрышей и лотерей.

- Но чаще всего азартная натура и желание выиграть на ровном месте миллион оказываются сильнее, - констатируют психологи.

Если же человек бездумно участвует в каждой акции, причем без надобности скупает продукты или бесконечно шлет SMS-сообщения, уже можно говорить о зависимости. Впрочем, пока с такими тяжелыми случаями алматинские психологи не сталкивались. Что, впрочем, не является гарантией того, что этого не произойдет в ближайшем будущем.

Вопрос розыгрышей не входит ни в чью компетенцию. То есть если я завтра открою собственную компанию и сразу объявлю о розыгрыше 20 автомобилей, то тут же заявлю о себе на рынке, и, возможно, даже начну сразу получать прибыль. А вопрос с машинами потом как-нибудь замнем. Все равно никому не будет дела, состоялся этот розыгрыш или же нет. «Сугубо корпоративное дело», так сказать… Поэтому можно упиться спиртными напитками, укуриться сигаретами, а взамен получить еще один призовой глоток пива. Или сигарету. Хорошо, если не посмертно. Ну точно, злой рок…


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии