Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Министр хотел как лучше...

Фото : 5 октября 2006, 11:12

Пару месяца назад в разговоре с министром внутренних дел РК Бауржаном МУХАМЕДЖАНОВЫМ (“МВД в шоколаде не бывает”, см. “Время” от 29.6.2006 г.) я не на шутку с ним поспорил. Как раз незадолго до этого министр подписал приказ № 263 о новых правилах прохождения автотранспортом республики ежегодного техосмотра. Суть его была такова: министр передал все функции по диагностированию и техосмотру автомобилей районным отделам дорожной полиции, дав пинка под зад частным станциям диагностики.

В своем интервью Бауржан Алимович утверждал, что этот приказ станет чуть ли не новой вехой в борьбе с коррупцией.

Тогда как, с точки зрения нашей газеты, этот приказ создавал для коррупции еще большие предпосылки.

На днях позвонил мне один знакомый и выдал в адрес государства тираду в самых крепких выражениях. Оказалось, довели парня до белого каления трехдневные мытарства по отделениям дорожной полиции в попытках пройти ежегодный техосмотр…

За последние годы автовладельцев сильно избаловали тем, что для них процедура техосмотра перестала быть большой проблемой. Сеть конкурирующих меж собой частных станций диагностики вполне справлялась со своей задачей. Работой особенно они загружены не были, очередей, как правило, не возникало. А следовательно, и давать взятки большого повода не было. Качество диагностирования автомобилей больших нареканий также не вызывало: его точность в большей степени зависела не от людей, а от аппаратуры, установленной на станциях диагностики. Вся “любовь” стоила клиенту каких-то 1500 тенге и занимала не более получаса. Конечно, коммерсанты не пахали себе в убыток. Но с заработанного налоги платили. И дело делали…

Вот эта самая разница - как раньше было и как теперь по приказу министра стало - и заставила моего обычно невозмутимого приятеля излить свое раздражение по поводу происходящего…

Я проехался по нескольким алматинским райотделам дорожной полиции и лично убедился, что описанная моим приятелем ситуация полностью соответствует крепости его стиля. Цензурные слова действительно найти трудно.

Начнем с того, что вокруг каждого из райотделов мыкается немало водителей, которым никто не может объяснить, что нужно делать по новым правилам, чтобы пройти техосмотр. Правда, висят объявления со справочными телефонами, но там хронически не берут трубку. Зато вокруг пасется несколько весьма колоритных личностей в штатском. Это “жучки”. Они предлагают всем желающим пройти техосмотр без проблем, но за определенное вознаграждение, которое колеблется от двух до трех тысяч тенге. При этом официально через кассу - то бишь государству - автовладельцу надо оплатить всего около 300 тенге, да и то с учетом банковского сбора за обслуживание.

Нехитрая арифметика. Сегодня в Алматы полмиллиона автомобилей. Умножаем на 2000 тенге. Получаем на круг - 1 миллиард тенге. Теневых, нигде не зафиксированных денег, которые благополучно расходятся по “левым” карманам. Ну и где ж тут борьба с коррупцией? Пальцем покажите, в каком месте радоваться?

То, как проводится непосредственно сам техосмотр транспортного средства, - отдельная песня. Хорошо еще если офицер полиции соизволит выйти из участка осмотреть машину и сверить соответствие номеров двигателя данным техпаспорта. Но обычно из-за огромного количества желающих побыстрее пройти техосмотр такого внимания не удосуживается никто. Просто “жучок”, что собирает с людей деньги, через минуту выносит им документы о том, что техосмотр пройден. Именно так в последних числах сентября прошел техосмотр алматинец Олег КАШКАРОВ.

   - Проваландался я с этим делом два дня. Сначала приехал в городское управление. Там никто ничего толком объяснить не может. Помочь согласился мужик, представившийся механиком из полицейского гаража. Дал я ему 3 тысячи тенге. К концу дня он их мне возвращает: мол, ничего не получилось.    Езжай, говорит, в район. На следующий день поехал - там куча народу. Очередь - машин 20-30. После обеда ждать надоело, дал 2500 тенге. Даже машину никто не смотрел - так все оформили в считанные минуты...

   Даже случись у кого-то из полицейских, ответственных за проведение техосмотра, приступ служебного рвения, на большее, чем проверить наличие в машине аптечки и огнетушителя да попинать ботинком по лысым покрышкам, его бы все равно не хватило. Потому что нет у казахстанской полиции сегодня на большее ни времени, ни сил, ни оборудования. Даже обычной смотровой ямы ни в одном из райотделов дорожной полиции в Алматы я не увидел.

Зато есть приказ министра, который надо исполнять. Вот его и исполняют. Кто во что и почем горазд.

   Сразу после появления упомянутого приказа министра Мухамеджанова к генеральному прокурору обратилась группа частных предпринимателей, до этого занимавшихся проведением техосмотра в Мангистауской области. Вот лишь одна цитата из их обращения:

   “Только в г. Актау зарегистрировано 48 тысяч единиц автотранспорта. До издания приказа их техосмотром и диагностикой занимались 5 субъектов малого бизнеса. Пропускная способность каждого была 10-16 тысяч транспортных средств в год. Это обеспечивало надлежащее проведение техосмотра в городе. Сегодня единственный имеющийся в городе и районах области пункт технического осмотра полиции имеет пропускную способность 8 тысяч транспортных средств в год. Каким образом будут проходить техосмотр остальные 40 тысяч? По всей видимости, формально. Просим разобраться в законности принятого министром приказа, а также возможное его влияние на рост формализма и злоупотреблений в органах дорожной полиции”.

   О том, что этот приказ вызовет именно такие последствия, чиновников предупреждали неоднократно. Один только председатель центрального совета Союза водителей Казахстана Талгат ЖАНАБАЕВ направил увесистую кипу писем министру внутренних дел Бауржану МУХАМЕДЖАНОВУ, министру юстиции Загипе БАЛИЕВОЙ, генеральному прокурору Рашиду ТУСУПБЕКОВУ, заместителю руководителя администрации президента Берику ИМАШЕВУ, премьер-министру Даниалу АХМЕТОВУ. Но с их стороны не последовало ровным счетом никакой реакции. А между тем этот самый приказ противоречит Закону “О безопасности дорожного движения”, двум постановлениям правительства и требованиям госстандарта РК. Я не говорю уже о том, что в этом году проведение государственного техосмотра в республике можно считать полностью проваленным. Поскольку при всем ненадлежащем качестве его проведения финансовые пенки с него сняла не государственная казна, а ушлые дяди. В погонах и без оных.

   Только не надо считать, что правительственные чиновники по своей наивности сгоряча да по недогляду допустили этакую оплошность с техосмотром. Когда такие деньги на кону - оплошностей не бывает. И я вижу три версии дальнейшего развития событий.

   1 В ближайшее время при МВД создадут специальное РГП, которому из казны выделят хорошие деньги, и кое-кто сможет на этом хорошо погреть руки.

   2 По-быстрому создадут под кого-то частную монополию.

   3 Поставят “на счетчик” уже имеющиеся станции диагностики.

   В любом случае те, кто окажется у кормушки, за наш с вами счет по легкому “капусты” нарубят немерено.

Геннадий Бендицкий


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии