Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Сколько должны получать судьи в казахстане? $13000 или $2000 в месяц, размышляли депутаты

Фото : 6 октября 2006, 16:59
Сколько должны получать судьи в казахстане


В минувшую пятницу на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан депутаты рассматривали в первом чтении проект конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в конституционный закон «О судебной системе и статусе судей».

Статья законопроекта, касающаяся пенсий и выходных пособий, вызвала бурные споры в депутатском корпусе. По мнению Абдрашита Жукенова, председателя коллегии по уголовным делам Верховного суда, законопроект направлен на совершенствование судебной системы страны в рамках реализации концепции правовой политики.

По его словам, вносимыми поправками предлагается повысить требования к кандидатам на должность судьи и действующим судьям. Кроме того, законопроектом вводится «новый правовой механизм повышения качества правосудия, профессионализма и ответственности каждого судьи - судебное жюри». «Судебное жюри создается при Верховном суде, оно будет определять уровень профессиональной пригодности судей», - пояснил г-н Жукенов. Внедрение этого института позволит судебной системе Казахстана, -как считают разработчики, - быть адекватной хозяйственным, инвестиционным и торговым проблемам XXI века.

Кроме того, «в целях усиления гласности, исключения субъективизма и повышения ответственности судейского сообщества законопроектом предлагается полномочия по возбуждению дисциплинарных дел передать от председателей судов дисциплинарным квалификационным коллегиям судей».

В целях реального разграничения в судах процесса правосудия от вопросов администрирования - ведение судебной статистики, которое сейчас осуществляется судьями, как функции, несвойственной им, предлагается передать администраторам судов.

Проектом отрегулированы и некоторые спорные вопросы об основаниях приостановления и прекращения полномочий судьи.

Важный элемент законопроекта - нормы, регулирующие отставку судьи. В проекте раскрыт смысл отставки как особой почетной формы прекращения полномочий судьи, имеющего безупречную репутацию.

Требует своего законодательного разрешения также вопрос о прекращении полномочий судьи при достижении им пенсионного возраста. Законопроектом предлагается усилить ответственность председателей судов за необеспечение работы по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики, а также установить норму, согласно которой при освобождении судьи от должности по дискредитирующим основаниям он лишается всех льгот и гарантий.

Представитель Верховного суда уверен, что «независимость - это не привилегия для отдельного судьи, а обязательный атрибут-принцип существования правового государства. И на сегодняшнем этапе развития казахстанской государственности реальной независимости судей можно и нужно достичь путем обеспечения их материальной и финансовой независимости. В рассматриваемом законопроекте в целях решения вопросов, связанных с материальным и социальным обеспечением судей, предлагается предусмотреть:

Первое. Единовременное выходное пособие при отставке судьи.

Второе. Дополнительные пенсионные взносы для судьи за счет средств республиканского бюджета в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.

Третье. Компенсации при получении судьей увечья в период исполнения им служебных обязанностей или его гибели (смерти).

Все предложенные нормы по материальному обеспечению судей внесены в проект после их обсуждения Республиканской бюджетной комиссией и поддержки правительства в целом. Как отметил докладчик, сумма общей потребности на их реализацию составляет всего 728 миллионов 791 тысячу тенге.

Содокладчик по данному вопросу сенатор Шамсат Исабеков подчеркнул, что законопроектом предусмотрено лишение действующих судей и судей в отставке всего пакета устанавливаемых Конституционным законом гарантий в случае совершения ими проступков, негативно влияющих на имидж судебной системы.

Материальный вопрос...

Сенатора Светлану Жалмагамбетову волновало то, что судьи при уходе в отставку получат почти 400 тысяч долларов. Этично ли это, когда гибнут шахтеры, когда общество взбудоражено информацией о зарплате менеджеров нацкомпаний. Правда, некоторые депутаты ее тут же поправили и сказали, что речь идет лишь о 70 тысячах долларах. В ответ Абдрашит Жукенов сказал, что «мы должны думать обо всех. В данном случае речь идет о судьях, и Глава государства поддержал, что у судей должна быть высокой не только зарплата, но и пенсия. Независимость должна быть в первую очередь экономическая.

В свою очередь, мажилисмена Рауана Шаекина интересовало существование комиссии по служебным расследованиям, поскольку довольно часто избиратели обращаются к депутатам относительно волокиты в судах. Докладчик ответил, что есть Комиссия по судейской этике, и туда поступает огромное количество жалоб. Если эта комиссия принимает решение о грубости и неправомочности в поведении судьи, то дело передается далее в дисциплинарную комиссию.

На вопрос депутата мажилиса Бекболата Тлеухана о том, сколько всего судей в Казахстане, докладчик ответил с аптекарской точностью - 2 468 человек. При этом зарплата не настолько высока, как говорят, отметил представитель Верховного суда. По его словам районный судья получает 50-60 тысяч, областной - 80-90 тысяч тенге, а судья Верховного суда - 250-300 тысяч тенге. В настоящее время пенсия судей на уровне 11 тысяч тенге. Данным законопроектом предусматривается единовременное пособие, если судья уходит в отставку по решению коллегии, в размере 24 месячных расчетных показателей.

По мнению мажилисмена Сергея Жалыбина, судья должен работать без права на ошибку. Для повышения его квалификации создается специальная магистратура, а при приеме на работу требуется обязательное медицинское освидетельствование.

По словам сенатора Ирана Амирова, «судья - это индивидуум», только ему дано выносить решение именем республики. Судья должен иметь особый статус. Не все они безгрешны. В 2004 году осуждены 4 судьи, в 2005-ом - 5, в 2006-ом за полугодие - 5 судей. Освобождены от занимаемых должностей в 2004 году 4 судьи, в 2005-ом - 14, за первую половину 2006 года - 18 судей. Все недостатки выявлены самими судьями. «А что касается заработной платы, то нам стоит изучить зарубежный опыт», - отметил сенатор. К примеру, в США федеральный судья получает $150 тысяч в год или около $13 тысяч в месяц. В Саудовской Аравии судья вначале назначается королем на три года, а затем пожизненно. Первые 9 лет получает примерно 9 тысяч долларов, потом 15 тысяч.

В России с 2002 года 56 тысяч рублей, с нынешнего - 78 тысяч рублей плюс надбав-ки при выходе в отпуск, льготы по оплате коммунальных услуг. Бесплатное курортно-санаторное лечение для судьи и его семьи.

Диссонансом прозвучали слова мажилисмена Тохтара Аубакирова, который считает, что такой законопроект должен обсуждаться в обществе, и его не стоит обсуждать и принимать вообще. А депутат Ерасыл Абылкасымов напомнил, что зарплата хирургов -2 5 тысяч тенге, у профессоров - 35-40 тысяч тенге.

Тем не менее, законопроект был одобрен в первом чтении, так же как и второй законопроект, рассматриваемый в тот же день - проект конституционного закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы по вопросам приведения системы действующего законодательства Республики Казахстан в соответствие с нормами Конституции”. Для подготовки ко второму чтению созданы комиссии из числа депутатов мажилиса и сената. Председателем Комиссии по первому вопросу избран сенатор Ермек Жумабаев, второй законопроект будет вести, в качестве председателя комиссии, мажилисмен Сергей Жалыбин.

Даулет Кусдаулетов, вице-министр юстиции, в своем выступлении сказал, что согласно Конституционному закону «О Парламенте и статусе его депутатов», предусматривается принятие решений постоянными комитетами и комиссиями парламента по вопросам своей компетенции.

Конституцией к законодательным актам отнесены постановления парламента и его палат без конкретизации их характера. Необходимо отметить, что акты, носящие индивидуальный характер, не являются нормативными правовыми актами, а относятся к актам применения норм права.

Тогда как Конституция предусматривает издание постоянными комитетами и комиссиями парламента постановлений.

Вместе с тем данный Конституционный закон предусматривает, что парламент принимает законодательные акты в форме законов, в том числе конституционных, индивидуальных постановлений парламента. «При этом сенат и мажилис по вопросам своей компетенции принимают постановления индивидуального характера», - отметил вице-министр. Изменения, вносимые в конституционные законы “О Парламенте и статусе его депутатов" и "О Президенте РК", носят уточняющий характер, пояснил депутат мажилиса Сергей Бояркин, являвшийся содокладчиком по данному законопроекту.

“Принятие поправок позволит избежать неоднозначного толкования норм конституционного закона "О Парламенте и статусе его депутатов" относительно формы акта, принимаемого постоянными комитетами и комиссиями парламента, позволит также исключить не употребляемую в настоящее время терминологию "вступление в юридическую силу", а в законе "О Президенте" - конкретно указать о праве Главы государства объявлять рассмотрение законопроекта срочным", - пояснил депутат.

Второй содокладчик по данному вопросу сенатор Ермек Жумабаев считает, что корректировка этих законов является естественной и своевременной процедурой в законотворчестве, так как с момента принятия данных законов прошло более 10 лет.

Батан Жумалиева, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии