Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Мажилис: местное самоуправление

Фото : 9 октября 2006, 10:53

АСТАНА. 9 октября. КАЗИНФОРМ /Жигер Байтелесов/ - Казахстанской Конституцией установлено, что в Республике признается местное самоуправление, обеспечивающее в соответствии со статьей 89 самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В реализацию названных положений Основного Закона страны Правительством, согласно его пояснению, разработан и внесен в Мажилис проект закона «О местном самоуправлении в Республике Казахстан».

Председателем Мажилиса Уралом Мухамеджановым подписано постановление Палаты, согласно которому, как сообщает корреспондент Казинформа, комитету по экономической реформе и региональному развитию поручено рассмотреть проект закона «О местном самоуправлении в Республике Казахстан» и подготовить по нему заключение в срок до 20 декабря 2006 года. Палата постановила также опубликовать законопроект в средствах массовой информации.

Как обращают внимание разработчики проекта, международный опыт показывает положительные результаты развития тех стран, в которых существует система местного самоуправления. Наряду с этим, отмечают авторы законопроекта, Республика Казахстан претерпевает значительные изменения в развитии гражданского общества, которые предполагают для населения возникновение новых возможностей для реализации своих прав.

Таким образом, констатируют разработчики, целью данного проекта закона является обеспечение реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в деятельности по самоуправлению и в управлении делами государства. Задачей документа является, говорится в подписанном Премьер - Министром Даниалом Ахметовым пояснении, регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами Республики Казахстан вышеназванных прав.

Предложенный Мажилису Правительством законопроект регламентирует порядок образования местного самоуправления, правовой статус органов местного самоуправления, права и обязанности членов местного сообщества. Проект определяет также взаимодействие органов местного самоуправления с государственными органами. Документ регулирует и вопросы осуществления деятельности органов самоуправления в случае реорганизации (присоединения, слияния, преобразования, выделения или разделения) административно-территориальной единицы. Предусмотрены вопросы собственности, доходов и расходов органов местного самоуправления.

Под местным самоуправлением понимается, как определено в законопроекте, система самостоятельной организации деятельности населения административно-территориальной единицы, осуществляемая в границах местного сообщества и решающая вопросы местного значения под свою ответственность, в порядке, определяемом будущим законом, другими нормативными правовыми актами, уставом местного сообщества. Местное самоуправление осуществляется членами местного сообщества непосредственно через свободные выборы, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. На территории одной административно-территориальной единицы может быть образовано одно местное сообщество, однако, в городах областного, республиканского значения и столице их может быть создано несколько самостоятельно друг от друга.

Местное самоуправление вводится при наличии согласия более пятидесяти процентов дееспособных граждан, достигших восемнадцатилетнего возраста. Согласие о введении местного самоуправления в соответствующей административно-территориальной единице удостоверяется сбором подписей путем заполнения подписных листов. После поэтапной проверки их достоверности в акиматах всех уровней протокол о результатах сбора подписей направляется в Центральную избирательную комиссию и в соответствующий территориальный орган юстиции.

Согласно законопроекту органом местного самоуправления является Кенес, состоящий из его членов, избираемых местным сообществом. Кенес возглавляет руководитель, избираемый из его членов тайным голосованием большинством голосов от общего числа членов Кенеса. Кенес из числа его членов или членов местного сообщества избирает также Тор-ага - лицо, осуществляющее организацию исполнения решений, принятых Кенесом и собранием местного сообщества, и иные полномочия в соответствии с будущим законом и уставом местного сообщества. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан.

Выборы членов органов местного самоуправления регламентируются законодательством о выборах. Члены Кенеса избираются членами местного сообщества на основе всеобщего, равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Кенеса составляет четыре года. При количестве членов местного сообщества от двухсот до тысячи человек Кенес образуется в составе семи человек, свыше тысячи человек - в составе до пятнадцати человек. Число членов Кенеса устанавливается областными (города республиканского значения, столица) избирательными комиссиями один раз в четыре года перед очередными выборами на основании сведений, предоставляемых местными исполнительными органами. Членом Кенеса может быть член местного сообщества, достигший возраста двадцати лет, не являющийся государственным служащим. Член Кенеса не может быть, в частности, депутатом маслихата или Парламента.

В соответствии с проектом закона, к полномочиям Кенеса относятся, в частности, утверждение финансового плана местного сообщества, внесение в него поправок и контроль за его исполнением, утверждение отчета Тор-ага об исполнении данного плана, представление местному сообществу утвержденного отчета об исполнении финплана. Кроме того, Кенес заслушивает отчет Тор-ага о проделанной работе, утверждает лимит штатной численности аппарата Тор-ага и системы оплаты труда его работников. В компетенции Кенеса утверждение ставок и размеров сборов, определенных местным сообществом, в порядке добровольного самообложения. Он вправе вносить предложения в местные исполнительные органы об объявлении природных и других объектов, имеющих экологическую, историческую, культурную или научную ценность, памятниками истории или культуры, охраняемыми законом. В полномочиях Кенеса учреждение и присвоение местных почетных званий членам местного сообщества, а также делегирование члена Кенеса в состав участковой комиссии по оказанию содействия уполномоченным органам в деятельности по назначению адресной социальной помощи, пособий на детей до восемнадцати лет и иной социальной помощи. Член Кенеса может быть делегирован и в состав комиссий по предоставлению земельных участков, создаваемых местными исполнительными органами.

В статье об организации деятельности Кенеса предусматривается, что его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Они могут проводиться по инициативе руководителя Кенеса, не менее одной трети его членов или Тор-ага. Постановления Кенеса подписываются его руководителем, голос которого при разделении голосов поровну является решающим. При этом он во всех случаях голосует последним. Постановления Кенеса обязательны для исполнения Тор-ага.

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления составляют средства, переданные из государственного бюджета, а также те, которые поступили в результате уплаты добровольных сборов членами местного сообщества, доходы, полученные от оказания услуг на возмездной основе. В финансовую систему входит имущество местного сообщества, иные источники, не запрещенные законодательством. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательными актами вправе передавать объекты собственности местного сообщества во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать иные сделки.

В проекте предусматривается, что будущий закон вводится в действие с 1 января 2007 года, за исключением некоторых пунктов, которые вводятся в действие, как говорится в законопроекте, по мере создания органов местного самоуправления на соответствующих административно-территориальных единицах.

Вместе с основным законопроектом Правительство внесло в Мажилис сопутствующие поправки. Дополнения и изменения касаются Земельного кодекса, закона «Об общественных объединениях». Закон «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» дополняется, к примеру, новой нормой. Она гласит, что общественный контроль осуществляется общественными объединениями и органами местного самоуправления по их инициативе, договору с уполномоченным государственным органом в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы). Новые редакции предлагаются в законы «О борьбе с коррупцией», «О местном государственном управлении в Республике Казахстан». Закон «О занятости населения» дополняется статьей, согласно которой в компетенцию органов местного самоуправления входит выявление малообеспеченных лиц и внесение в местные исполнительные органы предложений по обеспечению их занятости, а также оказание бесплатных услуг безработным в профессиональной ориентации. Законодательной коррекции подвергаются и законы «О государственной адресной социальной помощи», «Об органах юстиции» и «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий». Предложена новая редакция одной статьи закона «О ветеринарии». В соответствии с ней в компетенцию органов местного самоуправления входят: определение мест выпаса животных на землях населенного пункта, организация санитарной очистки территории населенных пунктов, организация отлова и уничтожения бродячих собак и кошек.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии