Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Правовая основа конкурентоспособности (Рахмет Мукашев, руководитель представительства Президента РК в Парламенте)

Фото : 10 октября 2006, 12:35

На предыдущей сессии в стенах Парламента рассмотрено свыше 150 законопроектов, 107 из которых подписаны Главой государства. Ратифицировано 38 международных соглашений. Среди них и исторический договор о делимитации казахстанско-российской границы. Особо выделяется факт законодательного признания республикой международных пактов по правам человека. Знаковым событием сессии стало и принятие нового гимна государства. Однако в основном деятельность депутатов сейчас ориентирована на законодательное обеспечение положений Послания Президента «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира». Так, 19 из принятых законов вытекали из Общенационального плана мероприятий по реализации главного документа года.

Как известно, приоритетом Послания является успешная интеграция Казахстана в мировое экономическое сообщество посредством выработки новых и снятия неоправданно ограничивающих конкурентоспособность отечественной экономики правовых механизмов. Основным документом, обеспечивающим эту интеграцию, стал закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, принятый в новой редакции, а также скорректированное законодательство по вопросам контроля и регулирования деятельности субъектов естественной монополии и рынка, занимающих доминирующее положение в каких-либо его секторах. Они установили запрет на осуществление антиконкурентных действий как госорганами, так и субъектами рынка, а также на злоупотребление последними своим доминирующим положением.

Соответствующие поправки внесены в законодательство по вопросам естественных монополий. В частности, введены нормы об обеспечении субъектами естественных монополий своих потребителей коммунальных услуг приборами учета и переходе от разрозненного ведомственного утверждения нормативов расхода сырья, материалов, топлива, энергии к единому государственному регулированию. Также предусмотрена обязательность закупок монополистами сырья у производителя без посредников.

Исходя из положения Послания, говорящего, что одним из путей реализации задач по международной интеграции является развитие Алматы, принят закон о региональном финансовом центре города, которым введен упрощенный доступ на отечественный финансовый рынок нерезидентов и созданы привлекательные условия для участников рынка, в том числе льготы по налогообложению. Принятие всех перечисленных законов существенно продвигает Казахстан к правовому полю и экономическому пространству Всемирной торговой организации.

Следующим приоритетом Послание определяет дальнейшую модернизацию и диверсификацию экономики страны. Это, в свою очередь, предполагает реформирование налоговой сферы. Первый этап законодательного обеспечения данной реформы обеспечен закреплением в Налоговом кодексе положений о поэтапном снижении ставок НДС, социального налога, введением фиксированной ставки подоходного налога для физических лиц и ликвидации двойного налогообложения на дивиденды.

Значимой новеллой, относящейся к совершенствованию налоговой политики и подготовке страны к вступлению в ВТО, явилось введение в кодекс особого порядка уплаты НДС предприятиями - переработчиками сельскохозяйственного сырья.

Законопроект в поддержку второго этапа налоговой реформы, предполагающий нормы, направленные на противодействие незаконному предпринимательству и совершенствование процедур возврата НДС по экспортным операциям, устранение лишних административных процедур, сейчас рассматривается в Мажилисе.

В ходе минувшей сессии парламентарии также сосредоточились на законодательных мерах по выполнению еще одной задачи Послания Главы государства народу Казахстана - создания условий для привлечения в республику ведущих международных и иностранных академических институтов и центров для участия в разработке «прорывных» и «инкубационных» проектов. С этой целью Земельный кодекс дополнен новой нормой, обеспечивающей бесплатное предоставление земельных участков для развития подобных центров с зарубежным участием.

Новым инструментом поддержания устойчивого и динамичного роста отечественной экономики в Послании названо создание системы эффективного управления государственными активами. Это положение обеспечено правовой базой деятельности холдинга «Самрук» и национальной управляющей компании «Казына», позволяющей им стать инвестиционным «рычагом» для развития экспорта и производства конкурентных товаров.

Дальнейшая модернизация экономики предполагает также повышение эффективности экономических взаимоотношений между государством и частным сектором. В этой связи законом о концессиях введен новый одноименный правовой механизм, призванный обеспечить государственно-частное партнерство. Названный документ логически обусловил принятие другого закона, восполняющего пробелы в действующем законодательстве по урегулированию отношений, связанных с предоставлением юридическим лицам прав на временное владение и пользование объектами госсобственности, а также на строительство и эксплуатацию новых объектов.

Следующим приоритетом Послание провозгласило проведение концептуально новой социальной политики, направленной на защиту наиболее «уязвимых» слоев населения. Для переориентации соответствующих госструктур на проведение этой политики Парламент скорректировал действующее законодательство по социальным вопросам. При этом увеличены размеры спецгоспособий, произведено разовое дифференцированное повышение размеров пенсий для пенсионеров силовых структур, осуществлен переход на выплату пенсий и пособий по принципу «месяц в месяц» с 2007 года.

Существенную поддержку социальной политике окажут также поправки в законодательство, регулирующее вопросы арендного сектора жилья. Они, прежде всего, создают условия для участия инвестиционных фондов в развитии арендного сектора жилья, предоставляют местным исполнительным органам возможность арендовать жилье для граждан, перед которыми государство имеет обязательство по предоставлению жилища.

Одной из целей модернизации социальной сферы, согласно Посланию, является дальнейшее реформирование здравоохранения и приближение качества медицинских услуг к мировым стандартам. Промежуточные правовые механизмы, обеспечивающие такой переход, содержатся в законе об охране здоровья граждан. В частности, он вводит солидарную ответственность государства, работодателей и граждан за охрану здоровья населения, ответственность работодателей за организацию обязательных и периодических осмотров своих работников, лекарственное обеспечение для лечения отдельных видов заболеваний на амбулаторном уровне для определенных групп населения за счет государства, а также регулирует вопросы изъятия тканей и органов для трансплантации.

В числе ключевых законодательных актов в социальной сфере, подлежащих принятию до конца текущего года, Глава государства назвал Трудовой и Экологический кодексы. Первый из документов уже одобрен Мажилисом в первом чтении. Над природоохранным кодексом ведется активная работа в комитетах обеих палат.

В соответствии с Посланием Парламент в прошлую сессию принял еще два закона, направленных на дальнейшее обеспечение прозрачности имущественных и трудовых отношений. Таковыми явились законы об амнистии в связи с легализацией имущества и незаконных трудовых мигрантов. Ими установлены временные рамки осуществления данных юридических процедур, определены конкретные случаи освобождения от административной и уголовной ответственности граждан при их проведении.

Одним из важнейших законодательных актов также является закон по внесению соответствующих изменений и дополнений в республиканский бюджет нынешнего года. Его особенность, наряду с поправками, направленными на выделение дополнительных бюджетных средств для обеспечения реализации новых законов в рамках выполнения Послания, - введение в действие новой концепции формирования средств Национального фонда.

В соответствии с Общенациональным планом в Парламенте рассматривается проект закона о лицензировании в новой редакции. Приняты в работу Мажилисом законопроекты о национальных реестрах и идентификационных номерах, об информатизации, о безопасности пищевой продукции, госконтроле при применении трансфертных цен, законопроекты, предусматривающие внесение корректировок в закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также по вопросам технического регулирования, защиты прав миноритарных инвесторов и по налогообложению.

Все законопроекты, разрабатываемые Правительством с целью правового обеспечения задач, вытекающих из Послания Президента, представительство Главы государства в законодательном органе анализирует на всех стадиях их прохождения в Парламенте. Как показывает такой анализ у законотворческого процесса есть еще не реализованные возможности и резервы.

На наш взгляд, главным образом, не обеспечивается оперативность разработки соответствующих законопроектов. Причина - неурегулированность и, по большому счету, несогласованность в деятельности министерств-разработчиков. Как следствие - зачастую правительственные концепции законопроектов меняются в период их рассмотрения в рабочих группах и в головных комитетах Парламента. Не изжита и практика частой замены должностного уровня лиц, сопровождающих обсуждаемые проекты. Более того, эти служащие, представляющие разные министерства, нередко не могут квалифицированно отстаивать правовые позиции разработчиков, высказывая частные мнения, не владеют прогнозами последствий реализации представляемых ими же законопроектов.

Иногда же наоборот, депутаты вовлекаются в лоббирование интересов определенных госструктур и финансово-промышленных групп. В конечном счете, все это вызывает справедливое недовольство депутатского корпуса.

В связи с этим полагаем, что настала пора определиться с местом и ролью Института законодательства, занимающегося разработкой концепций и дачей научных консультаций по разрабатываемым законопроектам по инициативе Правительства. Сегодня этот орган, действующий под эгидой Министерства юстиции, явно работает неэффективно из-за отсутствия в его штате высококвалифицированных ученых-правоведов и аналитиков с современным правовым мышлением и знаниями. До сего времени институт не может выдать качественные и актуальные научные исследования и правовые прогнозы. Не занимается он и анализом так называемых «народных» правовых инициатив, не проводит мониторинг правоприменительной практики, недостаточна его роль в изучении правового поля стран ВТО.

Главной задачей такого научного учреждения, думается, должна стать исключительно разработка доктринальных и концептуальных подходов к правовому обеспечению стратегических задач, определяемых в посланиях Президента.

Задачей нашего представительства является не только принятие необходимых мер по обеспечению выполнения Главой государства возложенных на него Конституцией и законами страны функций, но и координация деятельности Парламента и Правительства в законотворческом процессе. В этой связи следует особо отметить конструктивные, деловые отношения, сложившиеся между законодательным и исполнительным органами власти. В целом усилия представительства и в дальнейшем будут направлены на качественное и своевременное формирование законодательной базы, обеспечивающей вхождение Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран.

Рахмет МУКАШЕВ,

руководитель представительства

Президента РК в Парламенте РК


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии