Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Гарантия с законной оговоркой. Предоставление прав на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство

Фото : 10 октября 2006, 12:42

Гарантия с законной оговоркой

Практически во всех крупных городах и областных центрах резко возросло число желающих получить земельный участок. К примеру, в Астане количество поданных заявлений в один из летних месяцев превысило 45 тысяч. Схожая ситуация в Алматы, Шымкенте, Атырау, Актау и Кызылорде. Такое положение дел в первую очередь сложилось из-за неправильного понимания постановления Правительства. Люди восприняли его как посыл к бесплатной раздаче земли, при этом вопрос строительства жилого дома как бы отодвинув на второй план. Ажиотаж вроде бы схлынул, но вот в тонкостях разобрались не все.

Итак, чтобы установить единые правила предоставления прав на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), Правительство приняло постановление от первого августа 2006 года за номером 726. Поэтому считаю необходимым ознакомить казахстанцев с отдельными положениями документа, касающимися предоставления земельных участков для указанных целей.

Подчеркну, постановление устанавливает только правила предоставления земель под ИЖС, единые для всех регионов страны, а не предусматривает обеспечение в сию же минуту всех желающих земельными участками.

Такая норма существовала и в советское время. Позднее, в 1995 году, Указом Президента РК «О земле», имеющим силу закона, было закреплено право граждан республики на получение 0,10 гектара земли под индивидуальное жилищное строительство — в частную собственность на бесплатной основе. В действующем Земельном кодексе РК имеется аналогичная норма. Более того, регламентирован общий порядок предоставления земельных участков для строительства.

Названным же постановлением (№ 726) детализирован порядок предоставления земельных участков для ИЖС, установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению на получение земельного участка. Местным исполнительным органам вменяется в обязанность: в случае отсутствия площадок для отвода на момент обращения граждан, ставить заявления о предоставлении участка для ИЖС на специальный учет с указанием номера очереди в общем списке и уведомлением об этом заявителя в семидневный срок. Причем в соответствии со статьей 44 Земельного кодекса и пунктом 10 Правил, утвержденных этим постановлением, удовлетворение заявлений будет осуществляться по мере подготовки площадок для отвода. Ранее в таком случае заявителю давался отказ.

В Правилах говорится также, что информация о подготовке площадок для отвода и списках очередности на получение земельного участка является открытой. Местным исполнительным органам поручено информировать население о наличии, подготовке площадок и списках очередников на получение участков через специальные информационные стенды и СМИ не реже одного раза в квартал.

Заявление о предоставлении земельного участка не может рассматриваться дольше двух месяцев с момента его поступления. Для выдачи акта на право частной собственности на земельный участок отводится до одного месяца с момента обращения в уполномоченный орган по земельным отношениям. Если на площадку, отводимую под ИЖС, есть общий землеустроительный проект (схема) размещения участков, то составление таковых на каждый из них не требуется. То есть граждане освобождаются от финансовых затрат на оплату таких работ.

Все эти нормы отмечены в постановлении № 726. Расскажу еще о некоторых моментах обеспечения земельными участками под ИЖС, предваряя вопросы граждан. В соответствии с законодательством теоретически все граждане республики, достигшие совершеннолетия, имеют право подавать заявления на получение земельного участка для строительства дома в Астане, Алматы и других крупных городах республики. Законодательством не установлены ограничения на получение участка в зависимости от места рождения и проживания. Но есть реальные причины, которые все-таки ограничивают граждан в их желании получить земельные участки. Во-первых, это наличие земресурсов в населенных пунктах и их пригодность для застройки. Второе — обустройство территории, то есть наличие транспортной и инженерной инфраструктуры. И третий момент — емкость населенного пункта, которая определяется, прежде всего, генеральными планами, проектами детальной планировки, правилами застройки и проектами земельно-хозяйственного устройства территории. Любой из городов или поселков имеет лимит численности населения с учетом наличия пригодных земельных ресурсов, водообеспеченности и водоотведения, электроснабжения и других жизненно необходимых условий для создания благоприятных условий жизни.

Также необходимо учитывать, что любое расширение территории и зоны жилой застройки населенного пункта требует строительства школ, больниц, детских садов и других социальных объектов. И это большие бюджетные траты. Потому необходима привязка к возможностям казны соответствующих регионов.

В связи с этим хочу еще раз подчеркнуть: предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, особенно в городах и пригородной зоне, возможно только при наличии площадок отвода под индивидуальное жилищное строительство или по мере подготовки таковых в соответствии с генеральными планами городов.

Поэтому вопросы типа: «В Казахстане земли много, почему бы не обеспечить ею всех желающих?» скорее риторические, не имеющие под собой экономической базы.

В Агентстве РК по управлению земельными ресурсами были проанализированы наиболее часто встречающиеся обращения граждан. К примеру, спрашивают, можно ли гражданину РК заиметь — бесплатно — земельный участок под ИЖС в Астане, если ранее им был получена территория на бесплатной основе в другой области? Закон запрещает это: в соответствии со статьей 50 Земельного кодекса РК повторное бесплатное получение земучастка не допускается, ведь гражданин уже реализовал свое право. Потому обрести еще один участок он может, только купив его.

Здесь же рождается другой вопрос: а как можно отследить, имеет ли гражданин РК земельный участок под ИЖС? В принципе, по всем участкам, на которые оформлены документы, имеются сведения в Республиканском центре автоматизированной информационной системы Государственного земельного кадастра. Они обновляются ежедекадно на основе данных, передаваемых областными и городскими кадастровыми центрами. Вот еще тема, которая интересует казахстанцев: возможна ли аукционная продажа земель, предназначенных для ИЖС?

Закон трактует так: в соответствии с Земельным кодексом перечень участков, которые продаются на аукционной и конкурсной основе, утверждается маслихатами по представлению местных исполнительных органов. Но отмечу, что так должны продаваться преимущественно земельные участки под коммерческие объекты, включая отдельные пятна участков для ИЖС, расположенные в уже обустроенных районах населенных пунктов. Это обусловлено, прежде всего, развитием и формированием рынка земель и накоплением средств для обустройства массивов, предназначенных под ИЖС. При этом предоставление земель на массивах, специально подготовленных под ИЖС, должно осуществляться в порядке, предусмотренном последним постановлением.

Бакыт ОСПАНОВ,

председатель Агентства РК по управлению земельными ресурсами


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии